воскресенье, 8 февраля 2015 г.

Три стелы Сифа (NHC VII, 5)

Пятый трактат седьмого кодекса Библиотека Наг-Хаммади принадлежит к группе так называемых «сифианских трактатов» (от имени Сифа – третьего сына Адама и Евы).




«Три стелы Сифа» включают три литургических гимна, каждый из которых представляет собой обращение к одной из ипостасей гностической Троицы (Отец-Мать-Сын). Короткий пролог приписывает эти молитвы Досифею. Досифей известен в раннехристианской литературе как ученик Иоанна Крестителя и предтеча гностических школ (Pseudo-Clement, Recognitiones 1.54-63 и 2.8; Homiliae 2.15-25; Origen, In Evangelium Joannis Commentariorum 13.27). Однако доказательств в пользу того, что он является автором нашего текста, нет. 

Короткий текст разделен на три части с параллельной структурой. Это трехчленное деление соответствует сифианским представлениям о троичности Бога и этапах восхождения и нисхождения. О связи с гностическими практиками свидетельствует концовка трактата: «И так, как им положено, они восходят. Либо, после молчания, они нисходят от третьего и воздают второе славословие, а потом - первое. Путь восхождения есть путь нисхождения» (127.18-22).

Передача этих трех гимнов общине ставит своей целью раскрыть откровение о небесном мире другим гностикам и помочь члену общины в восхождении в плерому посредством молитвенной практики.  

Представления о божественном мире и практика мистического восхождения имеет параллели с неоплатонизмом третьего века. Два гностических трактата, упоминаемых Порфирием в его «Жизни Плотина» - «Аллоген» и «Зостриан» разделяют терминологию «Трех стел Сифа». В равной степени им присуща тенденция к онтологическому монизму. 

© HENRY A. GREEN

Перевод Егоренкова И.С. Комментарии приведены по английскому изданию Nag Hammadi Codex VII, 1996: The Three Steles of Seth. Text, Translation and Notes by E.Goehring and James M. Robinson. 

ТРИ СТЕЛЫ СИФА

[118] Откровение Досифея о трех стелах Сифа, Отца живого и непоколебимого рода (γενεα), которые он (Досифей) увидел и прочел. А когда он произнес их (вслух), он запомнил их и передал их избранным в том виде, в каком они были записаны там. Много раз я вместе с силами участвовал в воздаянии славы и они удостоили меня неизмеримых величий. А они (стелы) таковы.

ПЕРВАЯ СТЕЛА СИФА

Я славлю тебя, Отец Пигерадамант .
Ведь я - твой (родной) сын, Эммаха Сиф , которого ты породил в нерожденности во славу нашего Бога.
Ведь я - твой сын, а [119] ты - мой Ум (νους), (о) мой Отец.
Я посеял и породил, а ты увидел величия.
Ты Стоящий, так как ты - бессмертный.
Я славлю тебя, Отец. Благослови меня, Отец.
Я существую благодаря тебе, ты существуешь благодаря Богу.
Я благодаря тебе в Нем.
Ты - Свет, видящий Свет .
Ты явил Свет.
Ты - МИРОТЕАС, ты - мой МИРОТЕОС .
Я славлю тебя как Бога.
Я славлю твою Божественность.
Велик Благой Саморожденный (αυτογηνες), который Стоит - Бог, который Встал .
Ты вошел в Благо, ты явился и явил Благо.
Я произнесу твое имя, так как ты - первое имя.
Ты - Нерожденный.
Ты явился, чтобы явить вечных (οντως) .
Ты - Сущий. Поэтому ты явил истинно-сущих. Ты тот, о котором говорят голосом, а славят тебя – умом (νους) 
Ты - тот, кто всюду властен. Поэтому чувственный (αισθητος) мир (κοσμος) также знает тебя благодаря тебе и твоему семени.
Ты - Милость, [120] и ты - из другого рода, а он - над другим родом. Ныне же ты - из другого рода, а он - над другим родом .
Ты - из другого рода, так как ты - не подобен.
Ты - Милость, так как ты - Вечный.
Ты - над родом, так как ты умножил их всех ради моего семени. Ведь ты знаешь, что оно - в порождении.
Они - из других родов, так как они не подобны.
Они - над другими родами, так как они - в Жизни.
Ты - МИРОТЕОС .
Я славлю его силу, которая была дана мне, (силу того), кто сделал
истинно-сущие мужества Трижды Мужем , (того), кто был разделен на пять (частей) (πεντας) .
Он был дан нам в трех силах.
Он был произведен в нерожденности.
Он произошел из Избранного. Ради униженного он вышел из Середины.
Ты - Отец от Отца, Слово из заповеди .
Мы славим тебя, Трижды Муж, так как ты объединил все всем, так как ты дал нам силу.
Ты произошел от Единого через Единого.
Ты пошел (и) пришел к Единому.
Ты спас!
Ты спас!
Ты спас нас!
(О), увенчанный!
(О), венчающий!
[121] Мы вечно славим тебя.
Мы славим тебя, так как мы спаслись - мы, (все) по одному (κατα) совершенные . Совершенные благодаря тебе. Сделавшиеся совершенными вместе с тобой, который совершенен, который совершает. Совершенный благодаря всему этому (мн. ч.), тот, который всюду подобен (себе).
(О), Трижды Муж!
Ты Стоишь, ты Встал.
Ты разделился всюду, (но) ты остался единым. И тех, кого пожелал, ты спас. Но ты хочешь, чтобы все, кто достойны, были спасены.
Ты Совершенный!
Ты Совершенный!
Ты Совершенный!
Первая стела Сифа.


ВТОРАЯ СТЕЛА СИФА

Велик первый из эонов (αιων) - БАРБЕЛО , Муже-Дева (παρθενος), первая слава невидимого Отца , которую зовут Совершенной.
Ты первая увидела того, кто воистину - Предсуществующий , так как он Не-Сущий (ουσια). Но от него и благодаря ему ты предсуществовала в вечности - Не-Сущая (ουσια) от Единого Неделимого, Тройной Силы .
Ты - Тройная Сила .
Ты - великая монада (μονας) из чистой Монады.
[122] Ты - избранная монада, первая тень святого Отца, свет от Света.
Мы благословляем тебя - ту, которая порождает Совершенство, дает Вечность (αιων).
Ты увидела вечных, что они - от тени, и стала числимой. Но ты нашла, что осталась. Единой. Но, будучи (при том) числимой для разделения, ты - Триада.
Воистину, ты тройственная.
Но ты – Единая (μεν) (от) Единого.
И ты - от тени Его, ты – Сокрытая (καλυπτος) , ты – Мир (κοσμος) Знания, так как ты знаешь, что те, кто принадлежат Единому - от тени. И они носят тебя в своем сердце. Ради них ты дала силу вечным в сущности.
Ты дала силу Божественности в Жизни.
Ты дала силу Знанию в Благости .
В блаженстве ты дала силу теням, проистекающим от Единого. Одному ты дала силу в Знании, дала силу иному - в Творении, дала силу равному и неравному, подобному и неподобному. Дала силу в порождении вместе с образами (ειδος) в том, что существует (вплоть) до других вместе с порождением. Ты дала [123] силу им. Это - то, что сокрыто (καλυπτος) в сердце.
И ты вышла к ним и из них. Ты разделяешься среди них, и ты - Первое Проявление (πρωτοφανης) , великий Муж-Ум  (νους).
(О), Бог Отец, (о) Бог-Дитя! 
Исчисляющий согласно разделению всех истинно (οντως)-сущих.
Ты явил Слово им всем, и все они у тебя - в Нерожденности и Вечности (и) Неразрушимости. Благодаря тебе (ж. р.) спасение пришло к нам.
Спасение (пришло) от тебя.
Ты - Cофия  (σοφια) Гнозиса.
Ты - Истина. Благодаря тебе (существует) жизнь.
Из тебя (произошла) жизнь.
Благодаря тебе (существует) Ум (νους).
От тебя (происходит) Ум (νους).
Ты – Ум (νους), ты -мир Истины.
Ты - тройная сила.
Ты - Триада. Воистину, ты тройственная.
Эон Эонов!
Только ты ясно видишь первых Вечных и Нерожденных.
Ведь первые разделенные (таковы), как ты была разделена.
Объедини нас, как ты была объединена .
Научи нас тому (мн. ч.), что ты видела.
Дай нам силу, чтобы мы [124] спаслись для жизни вечной.
Ведь мы - тень твоя, подобно тому как ты - тень первого Предсуществующего.
Сначала - слушай нас.
Мы - Вечные .
Слушай нас - (всех), по одному (κατα) Совершенных.
Ты - Эон Эонов, Всесовершенная, Самотождественная.
Ты услышала!
Ты услышала!
Ты спасла!
Ты спасла!
Мы благодарим!
Мы славим всегда!
Мы будем славить тебя!
Вторая стела Сифа.


ТРЕТЬЯ СТЕЛА

Мы радуемся!
Мы радуемся!
Мы радуемся!
Мы увидели!
Мы увидели!
Мы увидели!
Того, кто воистину (οντως)  предсуществует, Истинно (οντως)  -Сущего, Предвечного.
(О), Нерожденный! 
От тебя (происходят) Вечные и Эоны Всесовершенные Самотождественные и (все) по одному (κατα) Совершенные.
Мы славим Тебя - (о), Не-Сущий (-ουσια)!
Существование (υπαρζις), которое прежде существований (υπαρζις), Первосущность (ουσια), которая прежде сущностей (ουσια)!
Отец Божественности и Жизни!
Создатель Ума (νους), податель Блага, дарующий Блаженство!
Мы все славим тебя, (о), Знающий, прославлением.
Мы будем славить!
(Ты) - тот, благодаря [125] кому они все (существуют).
(Ты) кто знает Тебя благодаря Тебе одному.
Ведь никто не действует (ενεργειν) по сравнению с тобой.
Ты - Дух Единственный и Живой.
И ты знаешь Единого, что Единый твой (таков, что) никоим образом мы не можем высказать его. Ведь свет твой просвещает нас. Прикажи нам смотреть на тебя, чтобы мы спаслись. Знание тебя - это спасение для всех нас. Прикажи!
Если ты повелел - мы спасены!
Воистину мы спасены!
Мы узрели тебя умом (νους). Ты - это они все, ведь ты спасаешь их всех - тот, кого они не спасали и кто не был ими спасен. Ибо ты повелел нам (так). Ты Единый!
Ты един таким образом, как некто будет говорить тебе: "Ты Единый! Ты Единственный Живой Дух".
Как нам назвать Тебя? У нас нет (имени для Тебя) .
Ибо ты – существование (υπαρζις) их всех.
Ты - жизнь их всех.
Ты – ум (νους)  их всех .
Ты тот, кому все они радуются.
[126] Ты повелел, чтобы все они были спасены в твоем Слове […] их что до него (самого). 
(О), Сокрытый (καλυπτος) , блаженный СЕНАОН, Саморожденный ...
ФНЕУ ФНЕУ ФНЕУ! ОПТАОН! ЭЛЕМАОН - Великая Сила! ЭМУНИАР! НИБАРЕУ! КАНДЕФОР! АФРЕДОН ! ДЕИФАНЕУС !
Ты - мой АРМЕДОН , порождающий Силу! ТАЛАНАТЕУ! АНТИТЕУС!
Ты - существующий в себе самом, себе предшествующий, и после тебя никто не начал действовать (ενεργειν).
Как нам восславить тебя?
Мы не можем!
Но мы благодарим (тебя), как покорные тебе. Ведь ты, как Избранный, повелел нам славить тебя так, как только мы можем.
Мы славим тебя, так как мы спасены навсегда, славя тебя. Поэтому мы будем славить тебя, чтобы мы были спасены вечным Спасением.
Мы восславили тебя, потому что есть у нас сила (для этого).
Мы спасены, потому что ты всегда (этого) желал. [127] 
Мы все делаем это.
Мы все делаем это не посредством тот, кто [ ...]  мы вместе с теми, которые спасены. Тот, кто запомнит это (мн. ч.) и будет воздавать славу всегда, станет совершенным среди совершенных и не подверженных страданию, (пребывающим) по ту сторону всего.
Ведь все они славят - по одному (κατα) и вместе.
А потом они умолкнут.
И так, как им положено, они восходят.
Либо, после молчания, они нисходят от третьего и воздают второе славословие, а потом - первое .
Путь восхождения есть путь нисхождения.
Итак, знайте, подобно Живущим, потому что вы достигли, и научились беспредельным (вещам).
Дивитесь Истине, которая в них (содержится), и откровению:
Третья Стела Сифа.
Это книга Отцовства.
Сын ее написал.
Благослови меня, Отец!
Я славлю тебя, Отец! В мире! Аминь!

Скачать Три стелы Сифа pdf c комментариями

Комментариев нет:

Отправить комментарий