воскресенье, 11 января 2015 г.

Пять печатей

 «Пять печатей» упоминаются в текстах «сифианской» гностической традиции: Евангелии египтян, Троеобразнной Протенное и Апокрифе Иоанна.

- Ни один гностический текст не дает описания «Пяти печатей»: оно остается тайной.

- Запечатление пятью печатями происходит при восхождении в горние эоны.  

- Пять печатей связаны с гностическим ритуалом, который может включать в себя несколько таинств.

1. Происхождение и сущность Пяти печатей

В Евангелии египтян указывается на то, что «Пять печатей» исходят от Отца:

«Тогда [произошла] Пронойя из [Молчания] и  живого безмолвия Духа, [и] слова Отца, и света; и [она] [[прошла?]] пять  печатей, тех, которые [Отец произвел] из лона своего; и прошла все эоны, как я говорил раньше». (Евангелие египтян)

В Тробразной Протеннойе Пять печатей происходят от высшего Ума (в теологии этого текста Ум или Разум (νους) связан с Отцом (стр. 46))  и являются Славами,  превосходящими все другие Славы:

«Они - славы, которые превыше славы всякой, которые суть Пять Печатей совершенных (происходящих) от разума (νους)» (Троеобразнная Протенноя). 

В связи с этим в Евангелии египтян отмечается ипостасизация пяти печатей:

«Пять печатей, владеющие мириадами, правящие над эонами и несущие славу военачальников, приняли управление и являлись перед достойными» (Евангелие Египтян). 

При помощи пяти печатей Протенноя пребывает в избранных:

«И я проповедала им о Пяти Печатях несказанных, чтобы я была в них и они также были во мне». (Троеобразнная  Протенноя). 

2. Пять печатей и восхождение в горние эоны

В «Апокрифе Иоанна» Пронойя пробуждает спящего гностика и помогает его восхождению. Запечатление Пятью печатями тесно связано с восхождением в горние эоны:

 «Я Пронойа света чистого. Я мысль девственного Духа, который поднял тебя до места почитаемого.

Восстань и вспомни, ибо ты тот, который услышал, и следуй своему корню, который есть я, милосердие, и укрепи себя перед ангелами бедности и демонами хаоса и всеми, кто опутал тебя, и стань, оберегаясь от сна тяжелого и заграждения внутри преисподней.

И я пробудила его и запечатлела его в свете воды пятью печатями, дабы отныне смерть не имела силы над ним. И смотри, ныне я иду в совершенный зон. Я наполнила тебе всеми вещами уши твои». (Апокриф Иоанна, пространная версия).

В Троеобразной Протенное во время экстатического восхождения в горние эоны, сбросивший материальную и психическую оболочку архетипический гностик при помощи Протеннои проходит через пять порядков ангельских сил:  «теми, которые дают одеяния», «крестителями», «дающими престолы», «дающими славу» и «восхищающими».  Последние запечатлевают его пятью печатями:

«Этими всеми я облачила себя. Его же я разоблачила и облачила его в свет излучающийся, который есть знание мысли Отцовства, и вручила его тем, которые дают одеяния: Яммон, Элассо, Аменаи. И они облачили его в одеяние из одеяний света. И я вручила его крестителям. Они окрестили его: Михеус, Михар, Мнисинус. Они же окрестили его в источнике воды жизни. И я вручила его тем, которые дают престолы: Бариил, Нуфан, Сабинаи. Они дали престол ему от престола славы. И я вручила его тем, которые дают славу: Ариом, Илиен, Фариил. Они дали славу ему в славе Отцовства. И снова восхитили его восхищающие: Камалиил, [...]анин, Самбло , служители великих светил святых. Они взяли его в место светлое его Отцовства. И он принял Пять Печатей от света Матери, Протеннои. И они дали ему воспринять от таинства знания, и он стал светом в свете» (Троеобразная Протенноя). 

Запечатление Пятью печатями дает возможность достичь единства со Светом: «Они (служители великих светил)  взяли его в место светлое его Отцовства. И он принял Пять Печатей от света Матери, Протеннои. И они дали ему воспринять от таинства знания, и он стал светом в свете» (Троеобразная Протенноя). 

3. Пять печатей и гностический ритуал.

Запечатление души пятью печатями в горних эонах может рассматриваться как прототип гностического ритуала, сущность которого не совсем ясна и остается предметом дискуссий.

Есть мнение, что он представлял собой  совершавшееся после крещения помазание освященным миром пяти органов чувств: глаз, ушей, ноздрей, рта, рук (либо только ушей, глаз и рта).  См. подробнее: Alastair H. B. Logan, "The mystery of the five seals:  Gnostic initiation reconsidered."  Vigilae Christianae 51 (1997) 188-206.

Иногда также проводится параллель с пятью таинствами, упомянутыми в Евангелии от Филиппа: «Господь [создал] все в тайне: крещение, помазание, евхаристию, выкуп и чертог брачный». 




Комментариев нет:

Отправить комментарий