воскресенье, 11 января 2015 г.

Имармена

Имармена – судьба, рок. В гностической картине мира идея судьбы тесно связано с астрологическими представлениями, в частности, с влиянием на жизнь и судьбу отдельного человека семи планет, управителями которых считаются семь архонтов.

- События, которые произойдут с человеком в течение его жизни, определены до воплощения души в материальном теле, равно как и страсти, желания телесного и душевного свойства.



- Спаситель помогает принадлежащим к «нетленному роду» избавиться от уз судьбы.

Согласно «Апокрифу Иоанна», Архонты создали Судьбу, чтобы связать человека в материальном мире:

Он (Ялдаваоф) посоветовался со своими Силами. Они создали Имармену и связали мерой, и сезонами, и временами богов небес, и Ангелов, и Демонов, и людей, чтобы они все были в ее узах (ед. ч.), причем она господствовала бы над всеми, - замысел злой и коварный (Апокриф Иоанна)

В трактате «О происхождении мира» Имармена создана по соглашению богов Справедливости и Несправедливости. Она является «сотрудницей» архонтов, которые стремятся поработить человечество, но действует независимо от их:

Ведь эти семеро архонтов, когда были сброшены на землю, сотворили для себя ангелов, то есть множество бесов, чтобы они служили им. Они же научили людей многим заблуждениям, и магии, и волшебству, и идолослужению, и кровопролитию, и алтарям, и храмам, и жертвоприношениям, и возлияниям всем бесам земли. Есть у них сотрудница – Имармена, появившаяся по соглашению богов Несправедливости (αδικεια) и Справедливости (δικα).

После этого архонты, позавидовав Адаму, захотели сократить их времена. Они не смогли из-за Имармены, установленной изначально, ибо определены времена – каждому человеку тысяча лет - согласно пути светил. И не смогли архонты сделать это. Каждому из делающих злое сокращается десять лет, и всё <его> время составило девятьсот тридцать лет, и те в печали, и в слабости, и в заботах злых. И так со дня того жизнь проходила до окончания века.

Власти Имармены придет конец, когда в изделиях архонтов явятся совершенные, и будет низвергнуто их господство:

Все совершенные, явившись в изделиях архонтов и открыв истину несравнимую, посрамили всю премудрость богов и их Имармену. Она оказалась порицаемой, и их сила иссякла, их господство низвергнуто, их провидение стало суетным с их славой. (О происхождении мира)

Подробно учение об Имармене изложено в Пистис Софии. Имармена находится во 2-й Сфере и над ней господствуют Тираны. По воплощении души в материальное тело архонты Имармены прикрепляют к душе «подражающих дух», который заставляет душу грешить, а также Мойру – личную судьбу, определяющую жизненный путь человека.

«Эти (слова), когда сказал их Спаситель, продолжила снова Мария, сказала она Спасителю: «Мой Господь, я еще спрашиваю Тебя, и не скрывай от меня. Теперь же, мой Господь, кто вынуждает человека, чтобы он согрешил?»

Ответил Спаситель, сказал Он Марии: «Архонты Имармены — они вынуждают человека, чтобы он согрешил».

Ответила Мария, сказала она Спасителю: «Мой Господь, разве же Архонты сходят вниз в мир и вынуждают человека, чтобы он согрешил?»

Ответил Спаситель, сказал Он Марии: «Они не сходят в мир таким образом, но Архонты Имармены — когда старая душа должна быть ниспослана ими (в тело), Архонты той великой Имармены, эти, которые в местах главы Эонов, то есть то место, которое называется "место царства Адамаса", и то место — оно то, которое перед Девой Света, Архонты того "места главы" дают старой душе сосуд забвения из семени зла, полный всяческих разных страстей и всяческих забвений, и в тот час, когда та душа выпьет из сосуда, она забывает все места, в которые приходила, и все муки, в которые она входила, и тот сосуд воды забвения становится телом вне души, и становится подобным душе во всем образе, и уподобляется ей, этот, который называется "подражающий дух". (Пистис София, 113).

«И после этого также подражающий дух замечает и чувствует все грехи и зло, которые повелели душе Архонты великой Имармены, и он делает их душе. И сила, которая внутри, движет душу, чтобы она искала место света и всю Божественность.

И подражающий дух склоняет душу и заставляет ее, чтобы она совершала все его беззакония, и все его страсти, и все его грехи постоянно. И он пребывает, будучи придан душе и являясь ее врагом, заставляя ее совершать все эти дурные вещи и все эти грехи. И он побуждает Служителей-Эриний, чтобы они были свидетелями ей во всех грехах, которые он заставит ее сделать». (Пистис София, 111).

«Мойра, ведет человека, пока не заставит умертвить его смертью, которая ему назначена, эта (Мойра), которую привязали к душе Архонты великой Имармены». (Пистис София, 132).

Человек полностью подчинен, определенной ему судьбе и может спастись только при помощи Таинств, принесенных Спасителем:

Ответила Мария, сказала она: «Все люди, которые в мире, — все вещи, назначенные им Имарменой, будь то добро, будь то зло, будь то грех, будь то смерть, будь то жизнь, словом, все вещи, назначенные им Архонтами Имармены, должны ли они постигнуть их?»

Ответил Спаситель, сказал Он Мариам: «Истинно говорю вам, что все вещи, назначенные каждому Имарменой, будь то добро всякое, будь то грех всякий, словом, все вещи, назначенные им, постигнут их. Поэтому же Я принес ключ Таинств Царства Небес, иначе никакая плоть не спаслась бы в мире, ибо без Таинств никто не войдет в Царство Света, будь то праведники, будь то грешники. По этой же (причине) такого рода Я принес ключи Таинств в мир, чтобы Я освободил грешников, этих, которые уверуют в Меня и послушают Меня, чтобы Я освободил их от уз и печатей Эонов Архонтов и привязал их к печатям, и облачениям, и разрядам света, чтобы тот, кого Я освобожу в мире от уз и печатей Эонов Архонтов, чтобы они освободились в выси от уз и печатей Эонов Архонтов, и тот, кого Я привяжу в мире к печатям, и облачениям, и разрядам света, был привязан в Земле Света к разрядам наследий света». (Пистис София, 133).

При нисхождении в нижние миры, Спаситель изменил путь небесных светил сферы Имармены для спасения душ:

«случилось же, когда Я пришел в их место, что они восстали и сражались против света. Я взял третью часть их силы, чтобы они не могли совершать свои злые дела. А Имармена и Сфера, над которыми они являются господами, — Я изменил их и поместил их смотрящими в Левую Сторону шесть месяцев, оказывая свои воздействия, и Я поместил их на шесть других месяцев обращенными в Правую Сторону, оказывая свои воздействия». (Пистис София, 16).

«Ответил же Филипп и сказал Иисусу: «Мой Господь, ради какого Таинства Ты изменил связь Архонтов, и их Эонов, и их Имармены, и их Сферы, и всех их мест, и заставил их в смятении сбиться в их пути, и они заблудились в их беге? Ты же сделал это им ради спасения мира или нет?»

Ответил же Иисус и сказал Филиппу и ученикам всем вместе: «Я изменил их путь для спасения всех душ. Аминь, аминь, говорю вам, что если бы Я не изменил их путь, то погубили множество душ и пребывали бы долгое время не расточенными Архонты Эонов и Архонты Имармены, и Сфера, и все их места, и все их небеса, и все их Эоны, а души пребывали бы долгое время вне этого места, и замедлилось бы исполнение числа совершенных душ, этих, которые будут причтены к наследию выси Таинством и окажутся в Сокровищнице Света. Поэтому же Я изменил их путь, чтобы они сбились, и пришли в смятение, и расстались с силой, этой, которая существует в материи их мира, этой, которую они делают душой, (и) чтобы быстро очистились и были вознесены те, которые спасутся, они и вся сила, и чтобы расточились быстро те, которые не спасутся». (Пистис София, 22-23).

Ср. также Троеобразная Протенноя:

Когда же узнали великие Силы, что время завершения явилось - как муки роженицы, оно уже у порога, таким же образом приблизилась гибель, содрогнулись все элементы разом, и устои Преисподней и кровли Хаоса заколебались. И великое пламя выросло среди них, и скалы и земля заколебались подобно тростинке, колеблемой ветром. И жребии Имармены и те, которые измеряют дома, задрожали весьма, вплоть до грома великого, и престолы Сил затряслись, перевернувшись, и их царь испугался. И спутники Имармены поставили на дорогу все свои колеса  и сказали Силам: "Что это за сотрясение и колебание, которое нашло на нас из-за Гласа, принадлежащего голосу вышнему, и заколебались все наши дома, и вся орбита нашего пути восхождения достигла гибели, и дорога, по которой мы идем, эта, которая возводит нас к Прародителю нашего рождения, перестала быть устойчивой для нас?". (ТроеобразнаяПротенноя)

Звезды и судьба в Евангелие Иуды

В Евангелии Иуды неоднократно определяются «звезды» в связи с идеей предопределения судьбы человека, зависимости от них человеческих судеб, дел и поступков:

«[Иисус] ответил и сказал: «Твоя звезда, о Иуда, ввела тебя в заблуждение, и недостоин никто из смертных  людей войти в дом, который ты увидел: ибо  это место  сберегается для святых»

Сказал Иуда Иисусу: «А что будут делать эти роды?»
Сказал Иисус: «Истинно  говорю вам  звезды исполняют <всякое дело> над ними всеми»

Однако те, кто принадлежит «нетленному роду» не подвержены влиянию звезд:


Сказал им Иисус: «Прекратите бороться со мной! У каждого из вас есть своя звезда […] звезд будет [ . . . ] то, которое его […]. Я был послан нетленному ибо над родом этим не правил никакой враг и никакая из звезд. Истинно говорю вам: быстро падет столп огня , а этот род  останется неколебимым. [ . . . ] звезда».

Комментариев нет:

Отправить комментарий