воскресенье, 11 января 2015 г.

Троеобразная Протенноя

Этот 16-ти страничный коптский текст находится в маленьком буклете, который был отделен от основного целого и вставлен внутрь кожаного переплета Кодекса II Библиотеки Наг-Хаммади. На последней странице буклета  - начало анонимного трактата «О происхождении мира» из Кодекса II. Вне всяких сомнений XIII-й кодекс содержал вторую версию этого трактата. Текст «Протеннои», вероятно, дошел до нас полностью, однако сам манускрипт сильно поврежден, содержит много лакун, затрудняющих интерпретацию этого сложного трактата.



Текст представляет собой откровение в форме гимна, так называемого «Я есмь» - типа, отмеченное влиянием мифологического гностицизма. Как кажется, он принадлежит той же самой гностической группе, что и Апокриф Иоанна, с которым у нашего текста ряд общих черт. Вероятно, он датируется тем же самым временем.

Откровение состоит из трех четко выделенных частей, каждая из которых имеет подзаголовок. Речь ведется от лица Протеннои – первой мысли Невидимого. Части начинаются со следующих утверждений: (1) Я - Протенноя, Мысль, пребывающая в Отце, (2) Я - Глас, который явился через мою мысль, (3) Я Логос, сущий в Свете несказанном. Трехчастное деление соответствует трем формам явления Протеннои, хотя они не всегда четко различаются (уже в первом разделе вводится трехчастный аспект Протеннои). Также как в «Апокрифе Иоанна», Протенноя, одновременно Отец. Мать и Сын. Она трижды сходит из мира света, каждый раз в форме, соответствующей сфере, в которою она приходит для спасения:   «И среди Ангелов я явилась в их образе, и среди Сил, будто я одна из них. Среди же сынов человека - будто я сын человека, будучи (однако) Отцом всякого». (49.15-20). Она жизнь – давшая Все и пребывает во всем. Ее второе пришествие ставит своей целью положить конец Судьбе  (43.4-27). Она вложила дыхание в тех, кто принадлежит ей, но вознеслась на небо. (45.29-34). В третий раз Логос приходит для просвещения пребывающих во тьме (46.30-33), чтобы научить об Отце сынов света. Протенноя снимает Иисуса с креста и возносит его в место пребывания его Отца. Она провозглашает, что установит свое «семя» в Святом Свете, в недоступном молчании.

Текст намного более сложен, чем может показаться из этого краткого описания. Он связан не только с Апокрифом Иоанна, но также с другими коптскими гностическими текстами. Согласно одной из версий, третья часть Троеобразной Протеннои могла быть гностическим источником пролога Евангелия от Иоанна. Этим объясняется большой интерес к трактату, однако мнения исследователей по данному вопросу далеки от единодушия.

© YVONNE JANSSENS

Перевод и комментарии: Троеобразная Протенноя// А.И. Еланская, Премудрость Иисуса Христа. Апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками. СПб., 2004.

ТРОЕОБРАЗНАЯ ПРОТЕННОЯ

Слово (логос) Протеннои

[35] - Я - Протенноя, Мысль, пребывающая в Отце, я - движение, пребывающее во Всем, та, на которой стоит Все, первая производительная сила в тех, которые возникли, та, которая существует ранее Всего, причем она зовется тремя именами и существует одна, будучи совершенной.

Я невидима в мысли Невидимого, будучи, (однако,) открытой среди неизмеримых, несказанных. Я недостижима в Недостижимом, двигаясь в каждом творении. Я - жизнь моей Епинои, (я) та, которая существует во всякой силе и во всяком движении вечно и (в) светах невидимых, и в Архонтах, и Ангелах, и Демонах, и всякой душе, находящейся в Тартаре, и всякой душе материальной, существуя в тех, которые возникали, двигаясь в каждом и покоясь во всех, ходя прямо и спящих пробуждая, и я - прозрение тех, которые пребывают во сне.

Я - Невидимый во Всем, я - тот, который проницает скрытые вещи, зная все, что существует в нем. Я неисчислимее всех, я несказанное неизмеримое. Я же - если захочу - откроюсь сама. Я - глава Всего, существуя прежде Всего, и я - Все, существуя в каждом.

Я - Глас, звучащий тихо, причем я существую изначала в молчании. Я - тот, в котором всякий Глас, [36] и Глас скрытый, который существует во мне в мысли недостижимой и неизмеримой, в молчании неизмеримом.

Я вошла в середину Преисподней, я распространила свет на тьму. Я - тот, который излил воду, я - тот, который скрыт в светящихся водах. Я - тот, который явил Все по частям своим помыслом.

Я - тот, который наполнен Гласом. Благодаря мне вышел Гносис, причем я существую в несказанных и непознаваемых. Я - восприятие и знание, причем я подаю Глас во всех, и они узнают меня по нему, если семя существует в них.

Я - мысль Отца, и посредством меня сначала вышел Глас, который есть знание бесконечных, причем я являюсь мыслью Всего, будучи соединенной с мыслью непознаваемой и недостижимой. Я явила себя во всех тех, которые узнали меня, ибо я соединена со всяким в мысли скрытой и в Гласе возвышенном. И это Глас из мысли невидимой и неизмеримой, пребывающий в Неизмеримом. Это таинство неуловимое, (исходящее) от Недостижимого. Это невидимое всем, являющееся во Всем. Это свет, сущий в свете.

- Нас одних ты освободила от мира явного, причем мы спасены благодаря Человеку, скрытому в нашем сердце, мыслью [37] несказанной, неизмеримой. И тот, который скрыт в нас, отдает дань своими плодами воде жизни.

-  Тогда же Сын, совершенный во всем, а именно Логос, возникший из Гласа, который выступил в выси, имея в себе имя, будучи светом, явил бесконечные (вещи), и все непознаваемые он познал, и те, которые трудно истолковать, и те, которые скрыты, он открыл, и те, которые существуют в молчании вместе с первой мыслью, он проповедал им, и те, которые пребывают во тьме, он явился им, и те, которые пребывают в бездне, он наставил их о себе, и те, которые пребывают в сокровищницах скрытых, он сказал им таинства несказанные, и учения непонятные он растолковал всем тем, которые были детьми света.

Глас же, который возник из моей мысли, пребывает в Трех Покоях: Отец, Мать, Сын.  Голос, который существует в восприятии (и) имеет в себе Логос, этот, который обладает славой всяческой и имеет три мужества, и три силы, и три имени, которые существуют в виде трех четырехугольных помещений в том, что скрыто, в молчании Несказанного. Тот один, который возник, а именно Логос, - я помазала его славой Духа невидимого  в благости. Третий же  - я поставила его одного в силе вечной над Эонами светов живых, а именно Бога, который над Всем, [38] этого, который сначала излучил свет Эонам вышним и в свете славном и мощи пребывает. И он утвердился в своем собственном свете, этом, который окружает его, который есть око света, светящее мне в славе. Он дал Эоны отцу всех Эонов, который есть я, мысль Отца, Протенноя, то есть Барбело, слава совершенная и невидимая, скрытая, неизмеримая. Я - образ Духа невидимого, и Все получило образ через меня, и мать Света, этого, которого она сотворила девственным, та, которая называется Мирофея, чрево непостижимое, Глас неуловимый и неизмеримый. Тогда совершенный Сын явился своим Эонам, этим, которые возникли через него. Он явил их, он дал им Славу и дал им престолы. Он утвердился в славе, этой, которой он восславил себя. Они воздали славу совершенному Сыну, Христу, Богу, этому, который возник один, и они воздали славу, говоря: "Он существует, он существует, Сын Бога, Сын Бога, он существует, Эон Эонов, взирая на Эоны, эти, которые он создал, ибо же ты создал по твоему собственному желанию. Поэтому мы славим тебя: ма мо ооо йа и он и, Эон Эонов, Эон, который прославил себя!".

Тогда же Бог, который был рожден, дал им силу, которую никто не сможет одолеть, и поставил их на их место. Первый Эон - он поставил над ним первого, Армидона Нусания Армозила. Второй - он поставил его над вторым Эоном, [39] Файония Айния Орояила. Третий - над третьим Эоном Меллефанея Лоя Давифая. Четвертый - над четвертым Мусания Амефа Илилифа.

Эоны же, созданные Богом, который был рожден, Христом, - этим же (Эонам) была воздана слава. И Эоны со своей стороны воздали славу. Они с самого начала явились возвышенными в своем помысле, и каждый Эон - издающим мириады славы в великих светах непостижимых. И они все вместе славословили Сына совершенного, Бога, который был рожден.

Тогда вышло слово (логос)  из великого светила Илилифа, и он сказал: "Я царь! Кто принадлежит Хаосу и кто принадлежит Преисподней?". И тотчас его свет явился, воссиявая, имея у себя Епиною, причем его не просили Силы Сил. Тотчас же явился великий Демон, этот, который властвует над Преисподней и Хаосом, не имеющий формы и несовершенный, но имеющий форму славы тех, которые рождены во тьме. Этот же называется "Сакла", то есть "Самаил Ялтаваоф", этот, который взял силу, отняв ее у не имеющей зла, одолев ее сначала, а именно Епиною света, сошедшую вниз, эту, из которой он вышел сначала.

Когда же поняла Епиноя света, что она просила его (т.е. Илилифа) о другом творении, меньшем, чем она, она сказала: "Помоги мне, чтобы ты был мне подкреплением, ибо я впала в дурной беспорядок". И собрание всего Дома [40] Славы  согласилось с ее словом. Они ниспослали ей благословение, и порядок вышний простил ее.

И начал великий Демон творить Эоны по облику Эонов существующих. Он же творил их из своей собственной силы.

Тогда я явила свой Глас в скрытом, говоря: "Подождите, подождите, (о) ходящие в материи, ибо вот я гряду в мир смертных ради моей части, которая в этом месте со дня, когда была побеждена София, не имеющая зла, эта, которая сошла вниз, (я гряду,) чтобы разрушить их цель, ту, которую поставил явившийся из нее (т.е. из Епинои/Софии)!".

И содрогнулись все, не пребывающие в Доме Света непостижимого, и заколебалась бездна. И Прародитель незнания, который был царем над Хаосом и Преисподней, сотворил человека по моему облику. Однако он не знал, что этот (человек) будет ему приговором окончательным, и он также не знал силы, которая в нем (т.е. в человеке).

Теперь же я сошла вниз и достигла Хаоса. И я была среди тех, которые принадлежат мне, в месте том, скрываясь в них и давая им силу. И я дала им образ. И с первого до последнего дня я даю мощь принадлежащим мне. И я соединюсь с теми, которые услышали это слово [41], которые суть дети света, Отцом которых я являюсь. И я скажу вам таинство несказанное и невыразимое:

Моим попечением оковы все я расторгла вам, и узы Демонов Преисподней я разрушила, которые связывают моих членов и одолевают их. И стены высокие тьмы я разрушила до основания, и врата крепкие немилосердных я разбила, и их запоры я сломала, и (уничтожила) энергию злую, и бичующего вас, и издевающегося над вами, и тирана, и противника, и царящего, и врага сущего.

Эти же все (вещи) - я научила им принадлежащих мне, которые суть дети света, чтобы они разрушили все эти (злые силы) и спаслись от оков всех, и вошли в место, в котором они были сначала.

Я первый, который сошел ради моей части оставленной, которая есть дух, сущий в душе, который возник из воды жизни и из крещения таинств. Я, я говорила с Архонтами и Силами - на их языке, ибо я сошла вниз. И я говорила мои таинства принадлежащим мне, таинство скрытое. Они расторгли оковы и забытье вечное. И я принесла плод в них, который есть мысль об Эоне неизменном и доме моем и их Отца. И я сошла к принадлежащим мне сначала и исправила их первый грех, который они совершили. Тогда же воссияли все, которые во мне, и [42] я изготовила образ светов несказанных, которые во мне. Аминь.

Слово об Имармене

Я - Глас, который явился через мою мысль, ибо я - двойня, называемая "Мысль Невидимого", называемая "Голос неизменный". Меня называют "Двойня". Я одна, будучи непорочной. Я мать Гласа, причем я говорю многообразно, наполняя Все, причем Знание пребывает во мне, знание тех (вещей), которые не имеют конца. Я говорю в творении всяком, и меня познали через Все. Я издаю звучание Гласа к ушам, узнавшим меня, которые суть дети света. Я же приходила второй раз в образе женщины  и говорила с ними. И я сообщу им о конце Эона, который произойдет, и я наставлю их о начале Эона грядущего, этого, который неизменен, этого, в котором будет изменен наш вид, причем мы будем очищены. В этих Эонах, этих, в которых я являлась в помысле в моей мужской ипостаси, я поместила себя в тех, которые достойны, в помысле об Эоне неизменнном. И вот я скажу вам таинство Эона, который есть этот, и я наставлю вас об энергии, которая в нем:

Рождение вызывает рождение, час порождает час, день творит день, месяцы указывают месяц, время обращается, следуя за временем. Эон, который есть этот, [43]завершен таким образом, и он исчислен, и он мал. Ибо узел распустил узел, и цепь расторгнута цепью.

Когда же узнали великие Силы, что время завершения явилось - как муки роженицы, оно уже у порога, таким же образом приблизилась гибель, содрогнулись все элементы разом, и устои Преисподней и кровли Хаоса заколебались. И великое пламя выросло среди них, и скалы и земля заколебались подобно тростинке, колеблемой ветром. И жребии Имармены и те, которые измеряют дома, задрожали весьма, вплоть до грома великого, и престолы Сил затряслись, перевернувшись, и их царь испугался. И спутники Имармены поставили на дорогу все свои колеса  и сказали Силам: "Что это за сотрясение и колебание, которое нашло на нас из-за Гласа, принадлежащего голосу вышнему, и заколебались все наши дома, и вся орбита нашего пути восхождения достигла гибели, и дорога, по которой мы идем, эта, которая возводит нас к Прародителю нашего рождения, перестала быть устойчивой для нас?".

Тогда ответили Силы, говоря: "Мы сами недоумеваем из-за этого, потому что мы не поняли, кому он (т.е. Глас) принадлежит. Но встанем и пойдем к Прародителю и спросим его!".

Собрались все Силы и взошли к Прародителю и сказали ему: "Где твоя слава, эта, которой ты гордишься? Разве мы не слышали тебя говорящим: "Я бог, и я ваш отец, [44] и я сотворил вас, и нет другого, кроме меня?" - Вот же теперь явился Глас, принадлежащий голосу невидимому, этому, которого мы не знаем, и мы не осознали самих себя, кому мы принадлежим, ибо Глас тот, который мы услышали, чужд нам, и мы не знаем его. Мы не поняли, откуда это. Он пришел и поселил страх среди нас и (вызвал) слабость наших рук. Теперь же да восплачем мы и восскорбим скорбью великой. Итак, весь наш бег - да совершаем мы его (снова), пока еще нас не заключили силой и не взяли нас в чрево Преисподней, ибо уже приблизилось разрешение наших уз, и времена пресечены, и дни уменьшились, и наше время истекло, и плач о нашей гибели приблизился к нам, чтобы взяли нас в место, которое мы не знаем. Ибо наше древо, из которого мы выросли, имеет плодом незнание, и также его листья - смерть пребывает в них, и тьма пребывает в тени его ветвей. И мы сорвали его (т.е. плод) в заблуждении и страсти, этот, в котором невежественный Хаос был нам местопребыванием. Ибо вот и сам Прародитель нашего рождения, которым мы гордимся, сам не узнал этого голоса!".

Теперь же внемлите мне, дети мысли, голосу Матери милости вашей, ибо вы удостоились таинства, этого, которое скрыто от века, чтобы вы получили его. И скончание этого Эона и жизни несправедливой приблизилось. Явилось  [45] начало Эона Света, этого, у которого нет изменения вовеки.

Я мужежена, я Мать, я Отец. Я пребываю сама с собой, будучи двойней сама с собой и любящей сама себя, причем Все стоит благодаря мне одной. Я чрево внутри Всего, причем я рождаю свет, излучающийся в славе. Я Эон грядущий, я свершение Всего, а именно Мирофея, слава Матери, причем я испускаю звучание Гласа в уши знающих меня, и я призываю вас в Свет вышний совершенный. Поэтому же, когда вы войдете в него, вы получите славу от тех, которые дают славу, и дадут вам престолы те, которые дают престолы; вы получите себе одеяния от тех, которые дают одеяния, и окрестят вас крестители, и вы будете славами вместе со славами.

Этот (Свет) - тот, в котором вы были вначале, будучи светом. И я скрывалась в каждом, и я открылась в них. И стремились ко мне все мысли, ища меня, потому что я дала образ Всему, в то время как они не имели формы, и я изменила их формы в (другие) формы до времени, когда будет дана форма Всему. От меня произошел Глас, и я вложила дыхание в принадлежащих мне, и дух святой вечный я ниспослала на них. И я вознеслась на небо и вошла в мой свет, я взлетела на мою ветвь, я воссела среди детей света святых [...] же в их местопребывание, [46] это, которое [...] Аминь.

Слово (о) Епифании

Я Логос, сущий в Свете несказанном, пребывая в молчании непорочном. И мысль через великий голос Матери открыла меня в восприятии, причем мужское рождение [...] положить меня (как основание), а она пребывает изначала в основании Всего. Свет же, пребывая скрытым в молчании, выступил, а она одна является молчанием.

Я одна - Логос несказанный, непорочный, неизмеримый, немыслимый. Это свет скрытый, приносящий плод живой, изливающий воду живую из источника невидимого, непорочного, неизмеримого, который есть Глас необъяснимой славы Матери, славы рождения Бога, девственника, благодаря разуму (νους) скрытому, который есть молчание, скрытое от Всего, будучи необъяснимым, свет неизмеримый, источник Всего, корень всего Эона. Это базис, поддерживающий всякое движение Эонов, относящийся к славе могучей. Это основа всякого базиса, это дыхание Сил, это око трех Покоев, будучи Гласом, произведенным мыслью, и это Логос, произведенный голосом, который послан светить пребывающим во тьме.

Вот же я открою вам таинства, ибо вы мои собратья, (чтобы вы) узнали их все [...]

[47] [...]  Я наставила их всех относительно таинства, пребывающего в Эонах неведомых, несказанных. Я научила их таинству посредством Гласа, который был в разуме (νους) совершенном. И я была основой Всего, и я дала силу им.

Второй раз я пришла в звучании моего Гласа. Я дала образ тем, которые приняли образ, до их конца.

Третий раз я явилась им в их жилищах, будучи Логосом. И я явилась в виде их образа и носила одежду их всех, и я скрыла себя в них, и они не узнали того, кто дает силу им, ибо я пребываю во всех Властях и Силах, и в Ангелах, и в движении всяком, существующем в материи всей. И я скрывалась в них, доколе не открылась моим братьям. И никто из них не узнал меня <пока я скрывалась в них>, хотя я действую в них, но они полагали, что все сотворено ими самими, поскольку они являются незнающими и не ведают своего корня - места, в котором они произросли.

Я свет, дающий свет Всему. Я свет, ликующий в моих братьях, ибо я сошла в мир смертных ради духа, который остался в нем, этого, который сошел вниз, который вышел из Софии, не имеющей зла. Я пришла и положила [...] и я сбросила с себя [48] [...] посредством восстания мысли, которую он имел изначала, - причем я дала ему от воды жизни, и он сбросил с себя Хаос, этот, который пребывает с мраком кромешным, находящимся под всем мраком, - (мысли,) которая есть мысль духовная и психическая.

Этими всеми я облачила себя. Его же я разоблачила и облачила его в свет излучающийся, который есть знание мысли Отцовства, и вручила его тем, которые дают одеяния: Яммон, Элассо, Аменаи. И они облачили его в одеяние из одеяний света. И я вручила его крестителям. Они окрестили его: Михеус, Михар, Мнисинус. Они же окрестили его в источнике воды жизни. И я вручила его тем, которые дают престолы: Бариил, Нуфан, Сабинаи. Они дали престол ему от престола славы. И я вручила его тем, которые дают славу: Ариом, Илиен, Фариил. Они дали славу ему в славе Отцовства. И снова восхитили его восхищающие: Камалиил, [...]анин, Самбло, служители великих светил святых. Они взяли его в место светлое его Отцовства. И он принял Пять Печатей от света Матери, Протеннои. И они дали ему воспринять от таинства знания, и он стал светом в свете.

Теперь же [...][49] [...] я пребывала среди них, одевшись как каждый (из них). Думали Архонты, что я их Христос. Я же пребываю во всех. Однако среди тех, в которых я вложила силу светлую для смирения Архонтов, я - их возлюбленный. В том же месте я облачилась как сын Прародителя и была подобна ему до конца его суда, то есть (конца) незнания Хаоса. И среди Ангелов я явилась в их образе, и среди Сил, будто я одна из них. Среди же сынов человека - будто я сын человека, будучи (однако) Отцом всякого. Я скрывалась среди этих всех, пока не открылась в моих членах, которые принадлежат мне. И я учила их заветам несказанным вместе с братьями  - несказанны же они для Властей всех и Сил всех архонтских, но не для детей света - (заветам), которые суть заветы Отца. Они - славы, которые превыше славы всякой, которые суть Пять Печатей совершенных (происходящих) от разума (νους). Тот, который имеет Пять Печатей этих имен, которые суть эти, сбросил с себя одежды незнания и облекся светом излучающимся. И никому он не откроется, будучи скрытым от Сил Архонтов.

Среди этих (людей) такого рода завершится Тьма и скончается Незнание, и Мысль творения, которая рассеяна, (соз)даст образ единый. И Хаос темный завершится, и [...]

[50] [...] доколе я явлюсь в силе моей славы и соберу моих собратьев всех в моем царстве вечном. И я проповедала им о Пяти Печатях несказанных, чтобы я была в них и они также были во мне.

Я облеклась Иисусом, я сняла его с древа (т.е. с креста) проклятого и поместила его в жилищах его Отца. И не узнали меня стерегущие их жилища, ибо я неосязаема вместе с моим семенем, и мое семя, которое мое, - я помещу его в свет святой, в молчание недостижимое. Аминь.


Протенноя троеобразная. Святое писание, написанное отцом в знании совершенном.

Скачать Троеобразная Протенноя с комментариями. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий