воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Вода

Вода - в гностических текстах термин «вода» имеет разные значения и выступает в разных аспектах. Главные из них — вода света и тьмы, божественная вода-свет и воды Хаоса, тьмы.
«Существует различие между (одной) водой и (другой) водой, и есть "вода под твердью", (принадлежащая) злому творению, в которой получают крещение земные и душевные люди, и есть "вода над твердью"  (принадлежащая) Благому, в которой получают крещение духовные, живые люди (Юстин «Книга Баруха»// Hippolytus Romanus. Refutatio Omnium Haeresium V, 27)



1. Вода жизни (Высшие воды)  - несотворенный божественный Свет, метафора Гнозиса. В воде жизни должен креститься гностик.

«Ведь возвещенное крещение есть ни что иное, как ввести в неувядающее наслаждение того, кто омывается у них живой водой и помазывается неизреченным помазанием» (Hippolytus Romanus. Refutatio Omnium Haeresium V, 2, о наасенах).

В Апокрифе Иоанна свет, окружающий Божество, — вода жизни, и из этой живой воды проистекает источник Духа, в котором оно видит свой образ.  Термин вода жизни тождественен божественному Свету.

 «Он, познающий  Себя Самого в Своем собственном свете, окружающем Его, который есть источник воды живой, свет, полный чистоты. Источник духа истек из живой воды света и снабдил все Эоны и миры. Всяческим образом Он познает Свой собственный облик, видя его в чистой светлой воде, окружающей Его». (Апокриф Иоанна).

В «Троеобразной Протенное» Протенноя в ипостаси Отца говорит о себе как о сокрытой в высших водах:

Протенноя: Я вошла в середину Преисподней, я распространила свет на тьму. Я - тот, который излил воду, я - тот, который скрыт в светящихся вода.

Духовное начало происходит из воды жизни:

 «Я первый, Который сошел ради Моей части оставленной, которая есть дух, сущий в душе, который возник из воды жизни и из крещения таинств» (Троеобразная Протенноя XIII, 41).

Логос в своей просветительской миссии несет людям свет воды жизни, взращивая в их сердцах «плод живой»:

Я одна - Логос несказанный, непорочный, неизмеримый, немыслимый. Это свет скрытый, приносящий плод живой, изливающий воду живую из источника невидимого

Ср. также «Мысль нашей великой силы»: «Обратитесь, испробуйте и вкусите истинной пищи, раздайте Слово и воду жизни, оставьте злые похоти  и желания, и разнообразные (вещи), злые ереси, не имеющие основ».  

Термин «вода жизни» употребляется не только в связи  с Божественным Светом и духовным началом, но также с гностическим учением о Единстве:

Непостижимое чудо, знак невыразимой воды - это (и) есть наше Учение: "Я в вас, и вы - во мне, как Отец во Мне и в вас в (50) беспорочности" .(Второе Слово Великого Сифа).  

Но все благородство  Отцовства не охраняется (никем), так как оно само оберегает того, кто к нему принадлежит, без слова и необходимости, так как оно пребывает в единстве с волей своей, которая (есть воля) самой Мысли Отцовства, чтобы стать совершенным и неизреченным посредством  (62) живой воды, если мы единодушны друг с другом не только в слушании Учения, но в делании и исполнении Учения. (Второе Слово Великого Сифа). 

Ср. также: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». (Ин. 7:37-38).

Более подробно учение о высших водах изложено  в трактате «Зостриан»:   «И [у каждого из них] есть своя вода. Таким образом, есть три совершенных воды:  Это вода Жизни, которая принадлежит Жизненности,  в которой ты крестился в Аутогене. Это [вода] Блаженства, которая принадлежит Знанию, в который ты будешь крещен в Протофанесе.  Это вода Существования, принадлежащая Божественности, в Калиптосе. И вода жизни [существует в соответствии с] Силой, и вода [Блаженства] в соответствии с Бытием (ουσια), и [Божественности] в соответствии с [Существованием] (ύπαρξις), Но [все] [они образы и подобия] Троесильного. Они [проистекают от] чистой воды» (Зостриан).


2. Нижние воды (воды погибели, страшные воды) – неорганизованное безОбразное вещество материального эона.

«Мрак же есть страшная вода…» (Hippolytus Romanus. Refutatio Omnium Haeresium V, 19)

В отличие от верхних вод они не являются нетварными.  Об их возникновении в Бездне (Хаосе) рассказывается в трактате «О происхождении мира»:

«Тогда тень почувствовала, что есть тот, кто сильнее её. Она позавидовала и, забеременев от себя самой, тотчас породила Зависть. С того дня явилось начало зависти во всех эонах и их мiрах. Зависть же эта оказалась выкидышем без духа в нём, она стала подобной теням в великой сущности водной. Тогда желчь, возникшая из тени, была выброшена в часть бездны (χαος).

С того дня сущность водная явилась и то, что двигалось в ней, истекло, являясь из бездны (χαος). Как у рождающей младенца весь послед выбрасывают, так вещество, возникшее из тени, отброшено в сторону, и оно не вышло из бездны (χαος), но пребывало в бездне (χαος)  вещество , в её части.

И когда это произошло, тогда пришла Вера. Она явилась над веществом бездны (χαος), которое было брошено как выкидыш, ибо в нём не было духа, ибо всё это тьма бесконечная и вода бездонная».  (О происхождении мира)

«Нижние воды» лежат в основе материального эона, сам Демиург – «отец плоти» может отождествляться с «водой»:

«Поймите, как велика эта вода, что она неизмеримая непостижимо, без начала, без конца, несущая землю, дышащая в воздухе, та, в которой боги и ангелы. И превосходящий их всех - в нем страх и свет. И Мои писания, явившиеся в ней, Я отдал в служение творению плотскому, ибо невозможно никому устоять без нее (воды), и невозможно эону жить без нее (воды), обладающей тем, что в ней, думающей о святом». (Мысль нашей Великой Силы)

«И отец плоти, вода, сам сотворил свой суд…» (Мысль нашей Великой Силы)

Трактат «О происхождении мира» говорит о его появлении из нижних вод:

«И когда Вера София пожелала, чтобы тот, у кого нет духа, принял образ (τυπος) подобия  и начальствовал над веществом и над всеми силами его, сначала из вод явился архонт в образе льва, двуполый, имеющий в себе великую власть, но не знающий, откуда он появился. Вера же София, когда увидела его движущимся в глубине вод, сказала ему: "Юноша, проникни в эти места", - истолкование чего "Ялдаваоф"»  (О происхождении мира)


В темных водах хаоса могут отображаться плероматические образы. В «Сущности Архонтов» Пистис София «посмотрела вглубь областей вод, и ее образ отразился в водах».

«Нетленность посмотрела вглубь областей Вод. Ее образ явился (т. е. отразился) в Водах. И Силы тьмы возлюбили ее. Они же не могли уловить тот образ, который явился им в Водах, из-за их слабости, потому что психики не смогут уловить пневматика, потому что они принадлежат низу, он же — от выси». (Сущность архонтов)

 В Апокрифе Иоанна Отец являет свой образ в виде Человека в водах Протоархонту:

«Весь эон протоархонта задрожал, и основания ада двинулись. И в водах, которые на веществе, нижняя сторона осветилась через [явление] его образа, который открылся. И когда все власти и протоархонт взглянули, они увидели всю часть нижней стороны, которая была освещена, и благодаря свету они увидели на воде вид образа». (Апокриф Иоанна).

Падение или нисхождение духовных сущностей в материальный мир может описываться в образах нисхождения на воду:

«Я напомнил (им) об эннойях, исшедших из чистого Духа, о нисхождении в воду, то есть в нижние части». (Второе слово Великого Сифа )

Тринадцатое царство говорит о нем: "Рождение всякое у их  Архонтов – Логос. И получил назначение в месте том этот Логос. Он получил славу и силу. И так он взошел на воду, чтобы было удовлетворено желание этих Сил". (Апокалипсис Адама

О водах погибели:

«Смерть же, говорит (перат), есть вода, и ничем иным, утверждает он, не был истреблен мир быстрее, чем водой. Вода же, говорят (ператы), есть то, что круговращается в "предместьях" - (то есть) Кронос. Ведь это, говорит (перат), водо-цветная сила, которую - то есть Кронос - (как) он говорит, не может преодолеть никто из вступивших в бытие. Ибо Кронос является причиной того, что все сущее подвержено гибели, и не может быть сущего, которому не препятствовал бы Кронос. Это, говорит (перат), вода, внушающая страх и богам, (вода), о которой говорят и поэты: "Будьте свидетели мне, о земля, беспредельное небо, Стикса подземные воды, о вы, величайшая клятва, Клятва, ужасная даже бессмертным..." Это, утверждает (перат), говорят не только поэты, но и даже мудрейшие из эллинов, и среди них один - Гераклит - говорит - "ведь вода становится гибелью для душ". Эта гибель, говорит (перат), постигает египтян вместе с их колесницами на Красном море. Ведь все незнающие, утверждает он, суть египтяне. И это, говорит он, есть исход из Египта, то есть из тела. Ведь они считают, что Египет - это тело. И перейти через Красное море означает (перейти) через воду погибели, которая есть Кронос, и оказаться по ту сторону Красного моря означает (оказаться по ту сторону) бытия, а прийти в пустыню - значит стать вне бытия, там, где одновременно пребывают (все) боги погибели и Бог Спасения». (Hippolytus Romanus. Refutatio Omnium Haeresium V, 11)




Комментариев нет:

Отправить комментарий