вторник, 4 ноября 2014 г.

Апокриф Иоанна

Апокриф Иоанна – один из главных гностических текстов, представляющий собой тайное откровение воскресшего Христа. Текст «Апокрифа Иоанна» дошел до нас в четырех версиях. Три версии «Апокрифа» содержатся в библиотеке Наг-Хаммади. Во всех трех случаях книга помещена в кодексах первой, что указывает на важность этой работы. Еще одна версия содержится в берлинском папирусе Berlin Papyrus 8502. Кроме того, Ириней Лионский в своем трактате «Против ересей» (около 180 года)  приводит пересказ текста, очень близкого по содержанию к «Апокрифу Иоанна» (1.29). 



Из четырех дошедших до нас текстов «Апокрифа» два представляют собой так называемую краткую версию (Berlin Papyrus 8502 и Nag Hammadi Codex III), два других – пространную (NHC II и IV). 

В пространной версии в отличие от краткой есть такие части, как сжатое содержание произведения (1. 1-4), о трех именах архонта (11. 15-20), о двойных именах (12. 26-13.5), о виде образа на воде (14. 2430), о создании человека (15. 29-19. 15), о злокозненности протоархонта и воде забвения (25, 7-9), наконец, гимн Пронойи (30. 11-31. 27). Это далеко не полный список расхождений. Изложение во многих местах носит разный характер, не совпадают имена и отдельные детали. Вопрос о том, какая версия «Апокрифа» является более древней остается открытым. 

Приведенный текст представляет собой перевод краткой версии «Апокрифа Иоанна» в Берлинском Кодексе 8502 по изданию Премудрость Иисуса Христа -  Апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками. Пер., вступ. ст., коммент. А. И. Еланской. —  СПб.: Алетейя, 2004. Полный текст книги можно скачать здесь. 

Отдельно текст «Апокрифа Иоанна» с комментариями А. И. Еланской в формате pdf можно скачать здесь. 

По этой ссылке можно скачать pdf файл со сравнительной таблицей краткой и пространной версии «Апокрифа». Пространная версия по  II кодексу Наг Хаммади (II) дана в переводе М.К. Трофимовой по изданию: Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии, 1989. 

Синопсис всех четырех версий «Апокрифа Иоанна» на коптском в изданиит THE APOCRYPHON OF JOHN SYNOPSIS OF NAG HAMMADI CODICES ΙΙ,1; ΙΙΙ,1; AND IV, 1 WITH BG 8502,2 E.J. BRILL LEIDEN • NEW YORK • KÖLN 1995 можно скачать здесь.

Апокриф Иоанна (Berlin Papyrus 8502)

(19) Случилось же в один из дней, что когда поднялся Иоанн, брат Иакова, - которые (Иоанн и Иаков) суть сыновья Зеведея, - когда он поднялся к храму, подошел к нему некий фарисей, имя которого Ариманий, и сказал ему: "Где твой Учитель, этот, за которым ты следовал?". Сказал он (Иоанн) ему: "Место, из которого Он пришел, - Он снова пошел к нему". Сказал ему фарисей: "Обманом обманывал вас этот Назареянин и [наполнил ваши уши л[ожью], (20) и замкнул [ваши сердца]. Он отвратил вас о[т] преданий ваших о[тцо]в".

Когда я услышал эти (слова), я повернул от храма к г[о]ре, к месту пустынному, и я [п]ечалился весьма в моем сердце, говоря (себе): "Как же был из[б]ран Спаситель и почему Он был послан в мир Своим Отцом, Который послал Его, и кто Его Отец, и какого рода этот Эон, к которому мы пойдем? Он говорил нам, что этот Эон принял образ того Нетленного Эона , и Он не объяснил нам относительно того (Эона), какого он рода".

Тотчас, как я подумал об этих (вещах), небеса разверзлись и весь мир осветился светом, который (21) (был) [под не]бом, и [весь] мир [содрогнулся]. Я испугался и [посмотрел, и вот [явилось м]не дитя. [Оно] же [превратилось] в образ старца, в котором [был св]ет. [Смотря] на него, я не [понимал это]го чуда: [форма]  ли [эт]о, образы которой многочисленны [в св]ете - (и) ее образы [являли]сь один за дру[гим - или] же это одна [форма,] являющаяся триликой.

Ска[зал Он мне]: "Иоанн, по[чему] ты сомневаешься и [страшишься]? Ведь ты [не] чужд [этой форм]е. Не будь мало[душен]. Я с [вами во] всякое [время]. Я [Отец], Я Мать, Я [Сы]н . Я – существующий (22) вечно, незапятнанный, чис]тый. Т[еперь Я пришел,] чтобы объяснить тебе, [что] существует, и что [существовало, и что долж[но] произойти, чтобы ты [знал] невидимых и видимых, и [объяснить тебе] о Совершенном Человеке] . Теперь же подними твое [лицо] и внемли и [прими те (вещи), которые Я] скажу тебе сего [дня, чтобы] ты со своей стороны сообщил [их твоим со]братьям по духу, этим, которые [из] рода неколеби[мого Совер]шенного Человека".

[И я попросил] знания. Сказал Он мне: "[Единичноc]ть - это единовластие ("монархия"), [над которым никто не] властвует, [это] Бог [и] Отец Всего, [Дух Свя]той, Невидимый, [пребыва]ющий над Всем, [существующий в] Своей нетленности, [пребывая в] (23) свете чистом, этом, на который не может смотреть никакой свет глаза.
 Он Дух, невозможно помыслить о нем как о Боге или что Он существует в (определенном) образе, ибо Он выше, чем Бог. Это власть, над которой никто не властвует, ибо никто не существует перед Ним, ни Он не нуждается в них. Он не нуждается в жизни, ибо Он вечен. 

Он не нуждается ни в чем, ибо Он не завершен , так как Он не нуждался (в том), чтобы быть завершенным, но во всякое время Он - все завершение. Это Свет. Это Беспредельный, потому что нет никого перед Ним, чтобы ограничить Его. Не подлежащий суждению, потому что нет никого перед Ним, чтобы судить о Нем. Неизмеримый, потому что никто другой не измерил Его как существующий перед Ним. Невидимый, потому что никто (24) не видел Его. Вечный, существующий всегда. Несказанный, потому что никто не достиг Его, чтобы сказать о Нем. Непроизносимый по Своему имени, потому что не существует тот, кто существует перед [ним], чтобы дать Ему имя. 

Этот есть свет неизмеримый, чистота святая, чистая, Несказанный совершенный, нетленный. Это ни совершенство, это ни блаженство, это ни божественность, но это нечто намного избран[нее] них. Это ни безграничный, ни Он не был ограничен, но это нечто избраннее них, потому [что] это не телесный, это не бестелесный, это не великий, это не малый, это не мера, это не творение, ни никто не может познать Его. Это вообще ничто существующее, но нечто, избран[нее] них, не как (просто) избранное, но как (25) принадлежащее только Ему. Он не причастен какому-либо Эону. Он не имеет времени. Ибо причастный какому-либо Эону - другие приготовили (его) для него. И время не назначено Ему, потому что Он не принимает от другого, который назначает. И Он не нуждается (ни в чем). Ничто не существует вообще перед Ним. Ему требуется только Он Сам в полноте света, чтобы познавать чистый свет . 

Величина неизмеримая, Вечный, Дарующий вечность, Свет, Дарующий свет, Жизнь, Дарующий жизнь, Блаженный, Дарующий блаженство, Знание, Дарующий знание, Благой всегда, Дарующий благо. Творящий благо не поскольку Он имеет, но поскольку Он дает. Милосердие милосердное, Милость, дарующая милость, Свет безмерный.

(26) Что Мне сказать тебе о Нем, непостижимом? Этот - образ света, насколько Я смогу постичь Его, ибо кто постигнет Его когда-нибудь? Согласно тому, как Я смогу говорить с тобой (о Нем), Его Эон нетленен, (пребывая) в покое, покоясь в молчании, тот, который существует прежде Всего. Это же глава всех Эонов. Есть ли еще ч[то-либо] у Него? Ведь мы - никто из нас не постиг принадлежащих Неизмеримому, кроме того, кто находился в Нем. Он сказал это нам, Он, познающий  Себя Самого в Своем собственном свете, окружающем Его, который есть источник воды живой, свет, полный чистоты. Источник духа истек из живой воды света и снабдил все Эоны и (27) миры. Всяческим образом Он познает Свой собственный облик, видя его в чистой светлой воде, окружающей Его.

И Его Енноя (Мысль/Познание) совершила работу, она явилась, она предстала перед Ним в сиянии света, а именно Сила, которая прежде Всего, которая явилась, то есть совершенная Проноя (Предвидение) Всего. Свет, облик Света, образ Невидимого, которая есть Сила совершенная, Барбело, совершенный Эон славы, воздавая Ему славу, ибо явлена Им, и зная Его. Она есть первая Енноя, Его образ. Она стала Первым Человеком, который есть Дух девственный, Троемуж, обладатель (28) трех сил, трех и[мен], трех рождений, Эон, который не стареет, двуполый, который вышел из Его Пронои.

И попросила у Него Барбело дать ей Первое Знание. Он согласился. Когда Он согласился, Первое Знание явилось. Оно стало вместе с Енноей, которая есть Проноя , воздавая славу Невидимому и совершенной Силе Барбело, потому [что] они возникли благодаря ей. 

Снова попросила эта Сила даровать ей Нетленность, и Он согласился. Когда Он согласился, Нетленность явилась. Она стала с Енноей и Первым Знанием, воздавая славу Невидимому и Барбело, потому что она возникла благодаря ей. 

Она (Барбело) попросила даровать[ей]  (29) Вечную Жизнь. Он согласился. Когда Он согласился, явилась Вечная Жизнь. И они (все появившиеся) стали, воздавая славу Ему и Барбело, потому что они возникли благодаря ей через явление Невидимого Духа. 


Это Пятерица Эонов Отца, а именно Первый Человек, образ Невидимого, то есть Барбело, и Енноя, и Первое Знание, и Нетленность, и Вечная Жизнь . Это Пятерица двуполая, то есть Десятерица Эонов, то есть Отец нерожденного Отца . 

Посмотрела пристально Барбело на Него , чистый Свет, (30) она повернулась к Нему, она родила Искру блаженного Света, Он же не был равен ей по величине. Этот есть Единородный, который явился от Отца, единосущный Бог, перворожденный Сын Всего, принадлежащего Духу Света чистого. 

Возрадовался же Невидимый Дух о Свете, который возник, Этом, который впервые явился из Первой Силы, которая есть Его Проноя, Барбело. И Он помазал Его Своей благостью, так что Он стал совершенным и не имеющим недостатка в благости, потому что Он был пома[зан] благостью Невидимого Духа, Который явился Ему, и Он принял помазание Девствен[ным Ду]хом. 

(31) Он стал [перед Ним], воздавая славу [Невидимом]у Духу и Проно[е со]вершенной , Этому (Духу), благодаря Которому Он явился, 

И Он просил даровать ему одну вещь - Ум. Согласился Невидимый Дух. Ум явился. Он стал с Христом, воздавая славу Ему и Барбело. Эти же все возникли в молчании и Енное.

Пожелал Невидимый Дух совершить работу. Его Желание совершило работу . Оно явилось. Оно стало с Умом и Светом, воздавая славу Ему (т.е. Невидимому Духу). Слово (Логос) последовало за Желанием, ибо через Слово Христос сотворил все вещи, единосущный  Бог. Вечная Жизнь, и Желание, Ум же и Первое Знание (32) стали, воздавая [славу Неви]димому Духу и [Барбело, потому что] благодаря ей они возникли. 
Духом был [сделан совершенным Бог] единосущный вечный, Сын Барбело, чтобы Он предстал Ему, вечному девственному Невидимому Духу, (а именно) божественный единосущный Христос, Тот, Которого Он почтил великим почетом, потому что Он возник из Его первой Еннои , Этот, Которого Невидимый Дух поставил над Всем, Бог истинный. Он дал Ему всю власть и заставил истину, которая в нем (т.е. в Невидимом Духе), подчиниться Ему, чтобы Он познал Все, Этот, имя Которого произнесут достойные Его. 
Из Света же, Который есть Христос, и Нетленности  благодаря божественному (33) [Духу] четыре великих С[вета] явились из еди[носущно]го Бога, чтобы предстать Ему. Трое (суть) Желание, [и] Енноя, и Жизнь . Четверо же (суть) Милость, Рассудок, Восприятие, Мудрость . Милость же (находится) с первым Светом, Армозилом, который есть Ангел Света в первом Эоне, причем с ним три Эона: Милость, Истина, Форма. Второй Свет, Орояил, - этот, которого Он поместил над вторым Эоном, причем с ним три Эона, которые суть Проноя, Восприятие, Память. Третий Свет, Давифе - этот, которого Он поместил над третьим Эоном, причем с ним три Эона, которые суть (34) Рассудок, Люб[овь, Идея]. Четвертый же Св[ет, Или]лиф, - этот, которого Он поместил над четвертым Эо[ном], причем с [ним] три Эона, которые суть Совершенство, Мир, Премудрость. Эти суть четыре Света, которые предстоят единосущному Богу, (то есть) двенадцать Эонов, которые предстоят Дитяти, великому единосущному Христу, благоволением божественного Невидимого Духа. Эти двенадцать Эонов принадлежат единосущному Сыну. Были утверждены все вещи по желанию Духа Святого Единосущным. 

Из Первого же Знания и Ума совершенного  (35) Бо[гом], благоволением великого [Невиди]мого Духа и бла[говолени]ем Единосущного Человек [совер]шенный истинный , Первое явление, (появился). Он дал ему имя "Адам", Он поставил его над первым Эоном под великим божественным единосущным Христом, при первом Эоне Армозила, и с ним его Силы. И дал ему Невидимый Дух силу неодолимую мудрую. Сказал он (т.е. Адам): "Я славлю и благословляю Невидимого Духа, ибо благодаря Тебе возникли все вещи, и все вещи (возвратятся) к Тебе. Я же благословляю Тебя и Единосущного, и Эоны, три, Отца, и Мать, и Сына, силу совершенную". 

И он поставил своего сына Сифа (36) над вторым Све[том, Оро]яилом. В третий же Эон было помещено п[отомст]во Сифа (и) души [свя]тых, эти, которые пребывают веч[но] в третьем Свете, Давифе. В четвертый же Эон были помещены души, которые познали свою Плерому, и не покаялись быстро, но тянули время . В конце концов же они покаялись, причем они будут пребывать под четвертым Светом, Илилифом, тем, который прикрепил их к себе, воздавая славу Невидимому Духу.

Наша же сестра София - а это Эон - замыслила посредством помысла из себя  и посредством помысла Духа и Первого Знания - она захотела явить (37) образ из себя, причем не объединился с ней Дух, ни также [Он не] согласился, ни также не вступил в согласие ее супруг, Дух мужской девственный. Она же не нашла себе пары , чтобы согласиться, без благоволения Духа и знания ее собственного супруга выкинув из-за Пруника (т.е. Распутства), который в ней. Ее помысел не мог стать бесплодным . И ее творение вышло несовершенным, безобразным в своем облике, потому что она сделала это без своей пары, и он не был подобен облику матери, будучи другой формой. 

Увидела же она его в своем суждении (т.е. оценивая его), причем он был по виду иного облика, (чем она,) будучи змееликим и львиноликим; его глаза (38) горели огнем. [Она] отбросила его от себя, н[аружу] от тех мест, [что]бы никто из Бессмертных не увидел его, потому что она родила его в незнании . Она со[еди]нила с ним облако светлое. Она поставила в середине облака престол, чтобы никто не видел его, кроме Духа Святого, который называется "Зоя" ("Жизнь"), Всематерь. И она дала ему имя "Ялдаваоф". 

Этот есть Первый Архонт. Этот извлек большую силу из Матери. Он удалился от нее. Он переселился из места, в котором родился. Он (39) овладел другим местом. Он сотворил себе Эон, пылающий светящимся пламенем, этот, в котором он теперь. 

И он соединился с Безумием, которое с ним. Он породил Власти, которые под ним, двенадцать Ангелов, каждый из них при своем Эоне, по образцу Эонов бессмертных. И он сотворил для каждого из них по семь Ангелов и Ангелов Трисильных, которые все под ним, триста шестьдесят Ангелий и его Троица Сил как подобие первого образа, который перед ним. 

Власти же, когда они явились из (40) Первородителя, Первого Архонта Тьмы, из незнания того, кто их породил, (то) их имена суть эти: первое - Яоф, второе - Ерма, то есть Око Огня, третье - Галила, четвертое - Иовил, пятое - Адонаи, шестое - Саваоф, седьмое - Кайнан, или Каи, тот, который называется Каин, то есть Солнце, восьмое - Авирессине, девятое - Иовил, десятое - Армупиаил, одиннадцатое - Адонин, двенадцатое - Велиас. Есть же у них у всех и другие имена от (41) страсти и гнева. Эти же все имеют и другие имена, двойные, данные им: эти, которые даны им славой неба, и эти, (данные) согласно истине, раскрывающей их природу. И Сакла назвал их этими именами по блеску и их силе, ибо время от времени они удаляются и слабеют, а от этих имен они усиливаются и увеличиваются . 

И он приказал, чтобы семь царей царствовали над небесами и пять над Хаосом Преисподней. 

Имена же славы тех, которые над семью небесами, суть эти: первое - Яоф, львиноликий, второе - Елоай, ослиноликий, третье – (42) Астафай, гиеноликий, четвертое - Яо, змееликий, семиглавый, пятое - Адонай, драконоликий, шестое - Адони, обезьяноликий, седьмое - Саббатай, пламенноликий яркий. Эта есть седмица недели. Эти суть правящие миром. 

Ялдаваоф же Сакла обладает множеством форм, так что является в любом обличье согласно тому, что ему угодно. Он уделил им от своего огня, принадлежащего ему, и от своей силы. От света же чистого силы, того, который он вытянул из Матери, - он не дал им из него. Поэтому он восгосподствовал над ними благодаря (43) сла[ве, которая в] нем, принадлежащей силе [све]та Матери. По[этому он] заставил их называть его Богом, будучи непокорным сущности, из которой он возник. 

И он соединил с Властями семь Сил. Посредством произнесения им слов они возникли. И он дал им имена. Он учредил Власти. Он начал сверху. Первая же (Сила) - Проноя, при первой (Власти), Яофе; вторая, Божественность, при второй (Власти), Елоай; третья - Благость, при третьей (Власти), Астафай; четвертая - Огонь, при четвертой (Власти), Яо; пятая - Царство, при пятой (Власти), Саваофе;  (44) шестая - Р[ассудок, п]ри шестой (Власти), Ад[они; седь]мая - Премудрость (София), при седьмой (Власти), Саббатай. Эти имеют твердь для каждого неба, и один Эон как подобие Эона, существующего изначально, по образу Нетленных.

Он же увидел творение (т.е. все сотворенное им), которое под ним, и множество Ангелов, которые под ним, которые возникли из него. Сказал он им: "Я Бог ревнивый, кроме меня нет никакого!", уже (этим) дав знак Ангелам, которые под ним, что существует другой Бог: ведь если бы не было другого, к кому он бы ревновал?

Начала же Мать (45) носи[ться]. Она поняла свой порок, потому что ее пара не вступил с ней в согласие, в то время как она была порицаема своей Плеромой.

Я же сказал: "(О) Христос, что такое "носиться"?".
Он же улыбнулся. Сказал Он: "Ты думаешь, что (это), как сказал Моисей, "над водами"? Нет, но она увидела зло и отпадение, которое произошло у ее сына. Она покаялась и мечась во тьме незнания начала стыдиться и не осмеливалась возвратиться, но металась. Ее же метание - это (и) есть "носиться". Когда же взял силу  (46) Надмен[ный о]т Матери, он был в неведении относительно множества, которое превосходит его Мать, ибо он думал о своей Матери, что она одна существует. Он видел множество великое Ангелов, которых он сотворил, и возносился над ними.

Мать же, когда она узнала о выкидыше тьмы , что он несовершенен, потому что не был в согласии с ней ее пара, она покаялась, она заплакала великим плачем. И услышали моление ее покаяния и помолились за нее братья.  Согласился (на просьбу) Святой Дух Невидимый. Когда же согласился (47) Невидимый Дух, Он излил на нее дух из Плеромы. Снизошел к ней ее пара, чтобы исправить ее пороки. Он хотел исправить ее пороки посредством Пронои. И она не была вознесена в ее Эон, который является ее собственным, но из-за великого незнания, которое она проявила, она пребывает в Девятерице, пока не исправит свой порок.


Глас снизошел к ней: "Существует Человек и Сын Человека". Услышал же (это) Первый Архонт Ялдаваоф. Он думал, что глас не сошел (букв, "не сошествие") [с выси . (Но таким образом) дав]ал им [знать] (48) о Себе Отец святой совершенный, Первый Человек  в образе человека. Блаженный явил свой образ им. 

И все Архонтство семи Властей изумленно смотрело.

Они увидели в воде  вид (этого) образа и сказали друг другу: "Да сотворим мы человека по образу Бога и подобию". 

Они творили друг из друга и из всех их Сил, они вылепили фигуру из себя. И [каж]дая из С[ил] (49) [сотворила (?) и]з Силы [душ]у. Они сотворили ее по образу, который они увидели, в подражание Существующему изначала, Совершенному Человеку. Сказали они: "Да дадим мы ему имя "Адам", чтобы имя этого и его сила стали нам светом". 

И начали снизу Силы. Первая - Божественность, (сотворенное ею -) это костная душа; вторая - Благость, это сухожилие душевное; третья - Огонь, это плотская душа; четвертая - Проноя, это душа мозговая и все построение тела; пятая - Царство, [это] (50) душа [кровавая]; шестая - Расс[удок], это душа кожная; седьмая - Премудрость, это душа волосяная. И они выстроили все тело. И их Ангелы стали над ними (т.е. над изготовленными "душами"). (Они создали) из тех, которые были изготовлены сначала Властями как сущность душевная, упорядоченность соединенных членов. 

И они сотворили все тело, собранное воедино множеством Ангелов, о которых Я уже сказал. И оно (все же) оставалось бездеятельным долгое время, причем не было сил (ни) у семи Властей оживить его, ни у трехсот шестидесяти Ангелов, которые выстроили (51) [соедине]нн[ые члены]. 

И [Мать пожелала взя]ть силу, которую она дала Архонту разврата. Она вошла в непорочность, она помолилась Отцу всех (вещей), милосердие Которого велико, и Богу светлому. Он послал (Своей) волей святой Единосущного с четырьмя Светами в образе Ангелов Первого Архонта. Они посоветовали ему, - чтобы изъять из него силу Матери, - сказали они ему: "Подуй в его лицо от духа, который в тебе, и изделие встанет". И он подул на него от своего духа, который есть сила от Матери, в тело, и оно задвигалось [тотчас. (52) Позавидовали] сразу [остальные] Власти, потому что он возник из них всех и они дали человеку силы, происходящие из них, и он носил души семи Властей и их силы. Его мудрость была сильнее, чем (мудрость) их всех и Первого Архонта. Они же поняли, что он свободен от зла, потому что он мудрее их и вошел в свет. Они взяли его (и) снесли его в пределы низа всей материи.

Блаженный же Отец - благодетель милосердный. Он сжалился над силой  (53) [Матери, изъятой из Первого Арх]онта, (поскольку они (т.е. Архонты) будут) иметь власть над телом. Он послал от Духа благого Своего и Своего великого милосердия помощника первому (человеку), который сошел вниз , который был назван "Адам", Епиною Света, эту, которая была названа им "Жизнь" (Зоя). Эта же работает над всем творением , трудясь над ним, помещая его в его собственный храм совершенный  и просвещая его относительно нисхождения его порока , поучая его относительно его восхождения. И Епиноя Света была скрытой в нем, чтобы не знали Архонты, но чтобы (54) наша сестр[а София, подоб]ная нам, испра[вила] свои пороки  посредством Епинои Света.

 И человек засветился благодаря сени света, который в нем. И его мысль возвысилась более, чем (у) тех, которые сотворили его. И они посмотрели (и) увидели человека возвысившимся более них. Они держали совет со всем Ангельством Архонтов и остальными их Силами. Тогда огонь и землю они смешали с водой и пламенем. Они унесли их вместе с четырьмя ветрами, раздувающими огонь (букв, "дующими в огонь"), соединив их друг с другом, (55)[производя велико]е смятение. Они [принесли] его в тень смерти. Они сделали другой слепок еще раз, однако (на этот раз) из земли, и воды, и огня, и воздуха, то есть из материи, и тьмы, и страсти, и подражающего духа. Это есть узы, это есть гробница слепка тела, эта, которой они облекли человека в качестве оков материи. Это первый человек, который сошел вниз, и его первое разделение . Енноя же Первого Света , пребывая в нем, пробуждает его мысль.

Унес его Первый Архонт (и) поместил его в Рай, (56) этот, [о котором он (т.е. Архонт) гово]рил, [что] это для него блаженство, то есть чтобы обмануть его, ибо их блаженство горько, и их красота - нечестие, их блаженство - обман, и их древо - их беззакония, их плод - яд, от которого нет исцеления, и их обещание - смерть для него. Их же древо, которое они посадили, будто это Древо Жизни, - Я сообщу вам о тайне их "жизни". Это подражающий дух, происходящий от них, чтобы отвратить его (т.е. человека), чтобы он не познал своей Плеромы.
Древо то такого рода: его корень горек, его ветви - тени смерти, его (57) листья - ненависть и обман, его масло - помазание зла, и его плод - желание смерти. Его семя (возрастает) из (тьмы). Те, которые пробуют его - Преисподняя их местопребывание.

Древо же, которое называется ими "Познание добра и зла", которое есть Епиноя Света, эта, относительно которой они дали приказ, чтобы не вкушать (от нее), то есть не слушать ее, поскольку (этот) приказ был отдан против него (т.е. человека), чтобы он не смотрел в высь на свою Плерому и не осознал своей оторванности от своей Плеромы, - Я же поставил их (в такое положение), (58) чтобы они вкусили (от древа)".

Сказал я Ему: "(О) Христос, разве же это не Змий, который научил ее (т.е. Еву)?".
Он улыбнулся. Сказал Он: "Змий научил ее зарождению вожделения скверны и гибели, ибо они полезны ему. И он знал, что она не послушает его, ибо она мудрее его. Он захотел отнять силу, которая была дана ему (т.е. Адаму) им. И он наслал забытье на Адама".

Я сказал Ему: "(О) Христос, что есть забытье?".
Он же сказал: "Не так, как сказал Моисей, "он заставил его уснуть", но он облек его чувства покровом, он отяготил его (59) бесчувствием, ибо Он (Господь) сказал через пророка (Исаию), говоря: "Я отягощу уши их сердец, чтобы они не уразумели и чтобы они не увидели". 

Тогда Епиноя Света укрылась в нем (в Адаме), и в своем желании он захотел извлечь ее из ребра. Она же, Епиноя Света, поскольку она была недостижимой, когда тьма преследовала ее, она не могла ее достичь. Он (т.е. Ялдаваоф) пожелал извлечь силу из себя , чтобы сделать снова слепок в форме женщины. И он оживил (ее) перед собой - не так, как сказал Моисей, "он вынул ребро (и) сотворил жену ему". Тотчас он (т.е. Адам) очнулся от опьянения тьмы: сбросила (60) покров, который на его сердце, Епиноя Света. Тотчас, когда он узнал свою сущность , сказал он: "Это ныне кость от моих костей и плоть от моей плоти". Поэтому человек оставит своего отца и свою мать и прилепится к своей жене, и они будут оба одной плотью, потому что будет послана от (своего) супруга Мать, чтобы быть исправленной (от своего порока) . Поэтому Адам дал ей имя "Мать всех живущих". 

Вышней властью и откровением Епиноя научила его знанию (61) через Древо, (будучи) в образе орла. Она научила его вкусить знания, чтобы он вспомнил о своей Плероме, ибо у обоих был порок незнания. 

Узнал Ялдаваоф, что они отдалились от него. Он проклял их, сверх того же прибавив (приказ) жене, чтобы муж господствовал над ней, не зная таинства, которое произошло по воле святой Выси. Они же боялись проклясть его и обнаружить его незнание. Все его Ангелы изгнали их (62)  из Рая. Он (т.е. Ялдаваоф) облек его (т.е. Адама) мраком темным. Тогда увидел деву, стоящую около Адама, Ялдаваоф (и) исполнился безрассудства, желая произвести потомство от нее. 

Он осквернил ее . Он породил первого сына (и) также второго - Яве, медвежьеликого, и Элоима, кошачьеликого, один праведный, другой же неправедный, Элоим - праведный, Яве - неправедный. Праведного он (т.е. Ялдаваоф) поставил над огнем и воздухом, неправедного же он поставил над водой и землей. Эти суть, которые называются во всех родах людей (63) "Каин" и "Авель" вплоть до сего дня.

Произошло соитие брака благодаря Первому Архонту. Он посеял в Адаме страсть к размножению, так что из этой сущности происходит та, которая порождает подобие из их подражающего (духа). 

Двух же Архонтов он поставил над началами, чтобы они начальствовали над гробницей (тела). Познал свою сущность, подобную ему , Адам. Он породил Сифа. И подобно рождению, которое в небе, в Эонах, таким же образом Мать послала принадлежащего ей (духа). Дух сошел к ней , чтобы пробудить сущность, подобную (64) ему по образу Плеромы, чтобы пробудить их от забытья и зла гробницы (тела). И таким образом он пребывал некоторое время (и) трудился над потомством , чтобы, когда выйдет Дух из святых Эонов, он исправил их от порока, чтобы выправить Эон, чтобы он стал Плеромой святой , чтобы он был непорочным".

Я же сказал: "(О) Христос, души всякие спасутся ли в Чистом Свете?".
Сказал Он мне: "Ты вник в понимание великих вещей, трудных (для того), чтобы открыть их другим, кроме (65) тех, которые из того рода неколебимого . Те, на которых сходит Дух Жизни, причем они были связаны с Силой, они спасутся и будут совершенными и будут достойными вознестись к этим Великим Светам, ибо они будут достойными очиститься с ними  от всего дурного, и от искушений зла, не обращая внимания ни на что, кроме Собрания Бессмертного , стремясь к нему без гнева, и зависти, и страха, и похоти, и чревоугодия. Во всех этих они не пленены, (и) ни в чем ином из них, кроме только п[лоти],  (66) пользуясь ею в ожидании, что они будут взяты некогда и приняты Восприемниками в достоинство жизни вечной, нерушимой, и в призвание, претерпевая все, вынося все, чтобы совершить подвиг и унаследовать жизнь вечную".

Сказал я: "(О) Христос, не совершив эти (вещи), что будут делать души, эти, в которые вошли Сила и Дух Жизни, чтобы они тоже спаслись?".
Сказал Он мне: (67) "Те, к которым приходит эт[от] Дух, непременно будут жить, и эти (люди) избегают зла. Ведь Сила входит во всех людей, ибо без нее они не смогут стоять. После же того, как она (т.е. душа) родилась, тогда доставляется к ней Дух Жизни. Если же уже пришел Дух сильный Жизни, он укрепляет силу, которая есть душа, и она не склоняется ко злу. Те же, в которых входит подражающий дух, она (т.е. душа) увлекаема им и заблуждается".

Я же сказал: "(О) Христос, души (68) [этих] людей, когда они выйдут из плоти, куда они пойдут?".
Он же улыбнулся. Сказал Он: "В место души, которая есть сила, намного превзошедшая подражающий дух. Эта (душа) есть мощь. Она избегает деяний зла и благодаря заботе о вечном спасается и возносится к упокоению Эонов".

Я же сказал: "(О) Христос, те, которые не познали всего, каковы их души и куда они пойдут?".
Сказал Он мне: "Эти - подражающий дух возобладал над ними, когда они  (69) оступились, и таким образом он отягощает их душу, и влечет ее к делам зла, и приводит ее таким образом к забытью. После того, как она сбросит одеяние (тела), он предает ее Властям, которые были созданы Архонтом, и снова они бросают их (т.е. души) в оковы (тела), и вращаются с ними (в мире), пока они не спасутся от забытья и пока она (т.е. душа) не получит знание таким образом, и не станет совершенной, и не спасется".

Я же сказал: "(О) Христос, как душа уменьшается и снова входит в естество матери и человека?".
Он же обрадовался, когда я спросил Его, и сказал (70) "Ты блажен в постижении. Поэтому же они присоединяются к другому, в котором Дух Жизни, для следования за ним. И слушая его, через него она (т.е. душа) спасается, причем же она не входит (потом) в другую плоть" .

Сказал я Ему: "(О) Христос, те же, которые познали и (затем) отвратились, каковы их души?".
Сказал Он мне: "Они пойдут в место, в которое удалятся Ангелы Бедности , эти, к которым не пришло раскаяние , и будут содержаться (там) до дня, в который они будут наказаны. Всякий, кто произнес хулу на Духа Святого, - они будут  (71) мучимы мукой вечной".

Я же сказал: "(О) Христос, откуда пришел подражающий дух?".
Сказал Он мне: "Когда Мать, милость которой велика, и Дух Святой милосердный, который утруждался ради нас, который есть Епиноя Света, (пребывающая) с потомством, пробудили его (т.е. потомство) в помысле о людях рода Человека Совершенного, светлого, вечного, понял же Первый Архонт, что оно (т.е. потомство) превосходит его по высоте своей мудрости. Он пожелал завладеть их рассудком. Будучи невежественным, он не знал, что  (72) они мудрее него . 

Он посоветовался со своими Силами. Они создали Имармену и связали мерой, и сезонами, и временами богов небес, и Ангелов, и Демонов, и людей, чтобы они все были в ее узах (ед. ч.), причем она господствовала бы над всеми, - замысел злой и коварный.

И он раскаялся во всех тех, которые были созданы им. Он решил наслать потоп на всю гордыню человека. И великая Проноя, которая есть Епиноя Света,  (73) оповестила Ноя. Он объявил людям, и они не поверили ему. Не так, как сказал Моисей, "он укрылся в ковчеге", но он был скрыт в некоем Месте, не только Ной, но (и) люди из рода неколебимого. Они вошли в некое Место (и) были скрыты светлым облаком. И он (т.е. Ной) понял свое преимущество вместе с теми, которые с ним, в свете, который светил им, потому что тьма разлилась над всеми вещами, которые на земле. 

Он (т.е. Первый Архонт) держал совет со своими (74) Ангелами. Они послали своих Ангелов к дочерям людей, чтобы воздвигнуть потомство от них себе для услады. Но они не добились успеха сначала. Они все пришли к решению сотворить подражающего духа, помня о Духе, который сошел вниз. И Ангелы преобразили свой облик в подобие их мужей (и) насытили их (подражающим) духом, который наполнил их тьмой от зла. Они принесли им золото, и серебро, и дары, и металлы меди и железа, и вещи всякого рода.

(75) Они ввели их в искушение, чтобы они не думали о своей Проное неколебимой. И они овладели ими. 

Они породили детей из тьмы посредством их подражающего духа. Он замкнул их сердца, (и) они очерствели от черствости подражающего духа до сего дня. Та же, которая блаженна, которая есть Мать-Отец, обильная своим милосердием, принимает формы в своем потомстве с (самого) начала.

Я вознесся к Эону совершенному. Я же говорю эти (слова) тебе, чтобы ты записал их и дал их твоим собратьям по духу втайне, ибо это Таинство принадлежит роду  (76) неколебимому. Мать же пришла в другой раз ко Мне. Эти же (дела) она сотворила в мире: она исправила свое потомство. Я сообщу вам о том, что произойдет. Именно поэтому Я поведал (букв. "дал") эти (вещи) тебе, чтобы записать их и чтобы они были помещены надежно".

Тогда Он сказал мне: "Проклят всякий, кто отдаст эти (слова) за дары, или за еду, или за питье, или за одежду, или за какую-либо другую вещь, подобную этим".

Он передал ему (т.е. Иоанну) это Таинство. (И) тотчас Он стал невидим ему. И он (77) пришел к своим соученикам и стал говорить им те (слова), которые были сказаны ему Спасителем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий