среда, 5 ноября 2014 г.

Человек

Человек (Антропос) – используется в нескольких контекстах. Термин может обозначать один из высших принципов, мысль Отца (Барбело), один из эонов Огдоады, плероматического Адама, земного Адама и др. 





1.  Первый Человек – один из высших принципов.  В учении «Офитов», изложенном Иринеем Лионским (Irenaeus, Adv. Haer. 30,1–15) Первым Человеком называется первый  Свет в Силе Бездны Отец, в отличие от Второго Человека, который также именуется Сыном Человека.


Во Втором трактате Великого Сифа – Отец Истины называется Человеком Величия или Человеком Истины:

«Они полагали, что это - все Величие  и лжесвидетельстовали как о Человеке , так и о всем Величии (53). Церкви. Они не могли познать, что это - Отец Истины, Человек Величия. Oни же взяли имя  ради загрязнения и неведения – (которое есть) жар и сосуд , созданный ими для разрушения Адама, так как они изготовили его, чтобы покрыть равных себе. Но архонтами области Иалдабаофа была явлена сфера ангелов, в которой обращались люди, чтобы они не могли познать Человека Истины». (Второй трактат Великого Сифа)


- Первый Человек как Первая Мысль

В «Апокрифе Иоанна» Первым Человеком, названа Первая мысль Отца – Барбело.  Поскольку Барбело это «образ Неведимого», то и в ипостаси Перового Человека она также может являться таковым.

«И Его Енноя (Мысль/Познание) совершила работу, она явилась, она предстала перед Ним в сиянии света, а именно Сила, которая прежде Всего, которая явилась, то есть совершенная Проноя (Предвидение) Всего. Свет, облик Света, образ Невидимого, которая есть Сила совершенная, Барбело, совершенный Эон славы, воздавая Ему славу, ибо явлена Им, и зная Его. Она есть первая Енноя, Его образ. Она стала Первым Человеком, который есть Дух девственный, Троемуж, обладатель (28) трех сил, трех и[мен], трех рождений, Эон, который не стареет, двуполый, который вышел из Его Пронои». (Апокриф Иоанна)  

Аналогичным образом в  «Премудрости Иисуса Христа» Отец Всего являет свой образ в Первом Человеке:

Сказал Ему Матфей: «Как появился Человек?»
Сказал Спаситель совершенный: «Я хочу, чтобы вы знали, что Тот, Который явился прежде Всего в безграничности, — это (94) саморожденный, самосотворенный Отец, исполненный Света светящего, несказанный, Который знает Начало, чтобы Его образ явился в великой силе. (И) тотчас Свет Начала того явился в Первом Человеке, бессмертном, двуполом, чтобы через того бессмертного (Человека) люди обрели спасение и пробудились от забытья благодаря Истолкователю, Который был послан, Этому, Который с вами до конца Бедности грабителей, причем Его подруга — (95) София Великая, которая была предназначена изначала Ему в пару  саморожденным Отцом. (Премудрость Иисуса Христа)

В «Премудрости Иисуса Христа» ему даются такие эпитеты как Бог Богов, Царь Царей, Бессмертный Человек, Родитель, Совершенный Ум. Человек Самоотец.

Ср. также Книгу Величия Отца, 45: «Ты породил Человека в Своем Уме самородном, в размышлении с Мыслью совершенной. Это Человек, рожденный Умом, образованный размышлением».

Описание Человека в «Книге Величия Отца»:

Вторая Область появилась, Та, Которая будет названа Создателем и Отцом, и Словом, и Источником, и Умом, и Человеком, и Вечным, и (2) Бесконечным. Это Столп, это Хранитель, и это Отец всего, и это Тот, Кому эоны - венец на главе Его, сияющий лучами. Окружность Его лика - неизвестность в мирах внешних, тех, которые ищут во всякое время Его лица, желая узнать Его, ибо слово Его достигает их, и они хотят увидеть Его. И взгляд Его проникает до областей <вне полноты>. И слово, исходящее из Его уст, проникает к верхним и к нижним. И волосы Его главы - число миров сокровенных. И лик Его ограждён по образу эонов(?). Волосы Его лица - число миров внешних. И Его руки распростёртые - это явление Креста. Распростёртый Крест - это девятерица правых и левых. Отрасль Креста - это Человек необъятный.
 Это Отец, это Источник, изливающий молчание, это Тот, Кого ищут повсюду. И это Отец, из Которого вышла Единица, как искра света, та, для которой все миры - как ничто. (3) […..] и это она - коснувшаяся всех вещей своим сиянием.
 И они получили Знание, и Жизнь, и Надежду, и Покой, и Любовь, и Воскресение, и Веру, и Пакибытие, и Печать. Это девятерица, вышедшая из Отца безначальных, Того, Кто Отец Сам Себе и Мать, Того, Чья полнота объемлет двенадцать глубин:
 1. Первая глубина - Всеисточник, и все источники вышли из него.
 2. Вторая глубина - Всемудрый, и все мудрые вышли из него.
 3. Третья глубина - Всетаинство, и все таинства вышли от него.
 4. И четвёртая глубина - Всезнание, и всякое знание вышло из него.
 5. Пятая глубина - Всесвятой, и всякий святой вышел из него.
 <6.> Шестая глубина - Молчание, то, в котором всякое молчание.
 <7.> Седьмая глубина - дверь небытия, из которой вышло всякое бытие.
 [8.] И восьмая глубина - Праотец, и всякий праотец возник от него или из него.
 [9.] И девятая глубина - это Всеотец, Самоотец, то (4) есть все отцовства в нём, и он один - отец их.
 10. Десятая глубина - Всесила, и всякая сила вышла из неё.
 11. И одиннадцатая глубина - та, в которой Первый Незримый, та, из которой вышли все незримые.
 12. И двенадцатая глубина - Истина, и всякая истина вышла из неё. Это Истина, покрывающая их всех, это образ Отца, это отражение всего, это Мать всех эонов, это объемлющая все глубины, это Единица безупречная или неведомая. Она не имеет подобия, та, в которой все подобия, благословенная вечно.

- Роль Человека в создании Плеромы:

Что же касается Человека Бессмертного, Он  явил Эоны, и Силы, и Царства. И Он дал могущество всем, которые явлены Им, чтобы они выполняли свои желания , вплоть до последних, которые выше Хаоса, ибо они вступили в согласие друг с другом. (Премудрость Иисуса Христа). 



2. Совершенный Человек см. также Адам/Адамант

«Апокриф Иоанна» разделяет Первого Человека (Барбело) и Совершенного или Истинного Человека.

Совершенный Человек (плероматический Адам) это сын Знания и Ума:

Из Первого же Знания и Ума совершенного  (35) Бо[гом], благоволением великого [Невиди]мого Духа и бла[говолени]ем Единосущного Человек [совер]шенный истинный , Первое явление, (появился). Он дал ему имя "Адам", Он поставил его над первым Эоном под великим божественным единосущным Христом, при первом Эоне Армозила, и с ним его Силы. И дал ему Невидимый Дух силу неодолимую мудрую. Сказал он (т.е. Адам): "Я славлю и благословляю Невидимого Духа, ибо благодаря Тебе возникли все вещи, и все вещи (возвратятся) к Тебе. Я же благословляю Тебя и Единосущного, и Эоны, три, Отца, и Мать, и Сына, силу совершенную".  (Апокриф Иоанна)

Ср. также у Иринея  «Когда все это было сделано, Самородный произвел совершенного,истинного человека, которого они называют Адамант» Irenaeus, Adv. Haer. I 29, 3.

В «Евангелии Египтян» он называется нетленным Первочеловеком Адамантом, происходящим от Человека:

«Тогда произошло [из места] того Облако великого света, сила живая, мать нетленных святых, великая сила Миротоя . (5) И породила того, чьё имя именую так: ΙΕΝ ΙΕΝ ΕΑ ΕΑ ΕΑ , троекратно. Ибо [он] - Адамант, свет светлый, что от Человека, (10) Первочеловек , от которого всякая вещь стала; к нему же всякая вещь, без него же ничего не стало. Произошел Отец немыслимый, непостижимый; он (15) снизошел с высоты, чтобы уничтожить неполноту».  (Евангелие Египтян)

В «Премудрости Иисуса Христа» Адам Света тождествен Сыну Человека, Первородному Сыну Божьему, тогда как в  «Послании Евгноста»  Адам Око Света отождествляется с Первым Человеком.  

В «Сущности архонтов» Человек, Человек Истинный, Сын - Сын Отца Всего, который придет в материальный мир в конце времени, чтобы явить Дух.

«Сказал он мне: "Когда Человек Истинный явит в создании (т. е. в виде создания, существа) Дух Истины, тот, которого Отец послал.
Тогда тот (Человек) наставит [97] относительно всех вещей и помажет их помазанием жизни вечной, которое дано ему поколением, которое не имеет царей (над собой)» (Сущность архонтов)

В валентинианской системе Человек - один из эонов Огдоады парный эону Церковь. 


3. Плероматический Человек и земной Человек.

В Апокрифе Иоанна архонтам был явлен образ Первого человека (Барбело), по которому они сотворили психического Адама:

«Глас снизошел к ней: "Существует Человек и Сын Человека". Услышал же (это) Первый Архонт Ялдаваоф. Он думал, что глас не сошел (букв, "не сошествие") [с выси . (Но таким образом) дав]ал им [знать] (48) о Себе Отец святой совершенный, Первый Человек  в образе человека. Блаженный явил свой образ им.
И все Архонтство семи Властей изумленно смотрело.
Они увидели в воде  вид (этого) образа и сказали друг другу: "Да сотворим мы человека по образу Бога и подобию".
Они творили друг из друга и из всех их Сил, они вылепили фигуру из себя. И [каж]дая из С[ил] (49) [сотворила (?) и]з Силы [душ]у. Они сотворили ее по образу, который они увидели, в подражание Существующему изначала, Совершенному Человеку. Сказали они: "Да дадим мы ему имя "Адам", чтобы имя этого и его сила стали нам светом» (В пространной версии: Он (Иалдабаоф) создал сущность, по подобию первого Человека, совершенного. И они сказали: "Назовем же его Адамом, дабы имя его стало для нас силой света".

В «Сущности архонтов»  те создают земного человека в качестве мужского подобия образа Нетленности:

«Архонты держали совет. Они сказали: "Пойдем, сотворим человека посредством праха от земли". Они вылепили свое создание, и это был весь земной человек. Архонты же — тело у них женское, выкидыш это вида звериного. Они взяли прах от земли и слепили человека по их телу и по образу Бога, который явился им в Водах. Сказали они: "Пойдем, уловим его (т. е. образ) посредством нашего создания, чтобы он увидел свое подобие (вошел в него) [88], и мы схватим его посредством нашего создания", не разумея силы Бога из-за своего бессилия. И он (т. е. Великий Архонт) дохнул в его лицо, и человек стал психиком на земле на много дней. Они же не могли воскресить его из-за их бессилия. Они же пребывали как вихри, чтобы поймать тот образ, который явился им в Водах. Они же не знали его силы, кто он». (Сущность архонтов)

В «Происхождении мира» архонты создают свое творение по подобию явившегося им Человека:

«С того дня семь архонтов слепили человека, и его тело подобно  их телу, подобие же его подобно  Человеку, явившемуся им. Их изделие (πλασμα) было сотворено частично каждым, главарь же их сотворил голову и мозг.
После этого он явился, как тот, кто до него, он стал [115] человеком душевным. И он был назван Адамом, то есть отцом, согласно имени того, кто до него».  (О происхождении мира)


Роль Человека в спасении

Человек является важнейшей сотериологической фигурой в гностических текстах, именно благодаря ему произойдет пробуждение от забытья и спасение духовных людей, пребывающих в космосе.

«(И) тотчас Свет Начала того явился в Первом Человеке, бессмертном, двуполом, чтобы через того бессмертного (Человека) люди обрели спасение и пробудились от забытья» (Премудрость Иисуса Христа).

«Сказал он мне: "Когда Человек Истинный явит в создании (т. е. в виде создания, существа) Дух Истины, тот, которого Отец послал.

Тогда тот (Человек) наставит [97] относительно всех вещей и помажет их помазанием жизни вечной, которое дано ему поколением, которое не имеет царей (над собой)» (Сущность архонтов)

Комментариев нет:

Отправить комментарий