суббота, 22 ноября 2014 г.

Коптская книга ритуальной силы

Исследователи расшифровали древнюю египетскую книгу, в которой содержатся тексты молитв и заклинаний. «Справочник ритуальной силы» - так была названа книга учеными – включает заклинания для любовных приворотов, изгнания демонов и лечения эпидемической гемоглобинурии – болезни, которая и сегодня может привести к летальному исходу. Пергаментному кодексу примерно 1300 лет, и он написан на коптском.


Коптский «Справочник ритуальной силы» VII-VIII век. Фото: Macquarie University Ancient Cultures Research Centre

«Это 20-страничный пергаментный кодекс, содержащий справочник ритуальных практик, - пишут Мальком Чоат (Malcolm Choat) и Ян Гарднер (Iain Gardner), профессора Маккоурийского и Сиднейского университетов в предисловии к изданию "A Coptic Handbook of Ritual Power" (Brepols, 2014).

Древняя книга «начинается с серий длинных инноваций, которые сменяются рисунками и «словами силы», - отмечают исследователи. – В книге также много заклинаний, предназначенных для изгнания злых духов, излечения недугов, призванных принести успех в любви и коммерции».

Например, для подчинения кого-либо кодекс рекомендует прочитать магическую формулу над двумя гвоздями и вбить их в дверной косяк справа и слева.


Сифиане

Ученые полагают, что кодекс может датироваться  VII-VIII веками. В это время большинство египтян было христианами, и в книге есть множество упоминаний Иисуса. Некоторые млдитвы возможно связаны с гностической группой, которую называют «сифианами». «Сифиане» процветали в Египте в первые века нашей эры и почитали Сифа – третьего сына Адама и Евы. Одна из молитв в кодексе называется «Сиф, Сиф, Христос живой».

Кодекс начинается с упоминания божественного имени Бахтиофа, объяснение которого остается загадкой. «Благодарю тебе и взываю к тебе Бахтиофа. Ты великий, неколебимый, господин над сорока и девятью видами змей», - говорится в заклинательной книге.

«Бахтиофа – двойственная фигура, он является великой силой и правителем сил материального космоса», - поделились своим мнением Чоат и Гарднер на пресс-конференции, посвященной предстоящей публикации книги.

Источники свидетельствуют о том, что церковная иерархия считала сифиан еретиками, и к  VII столетию они почти полностью исчезли.

Исследователи полагают, что кодекс, содержащий смесь сифианских и ортодоксальных христианских молитв может представлять собой переходный документ, написанный до того, как все сифианские молитвы были исключены из магических текстов.  Они также отмечают, что есть и другие тексты, сходного характера, но в них меньше сифианских и больше ортодоксальных черт. По мнению исследователей, происхождение молитв и 27 заклинаний различно, однако позже они были соединены с целью создания "инструмента ритуальной силы"


Коптский кодекс магических заклинаний V-VI веков из Миланского археологического музея.


Кто использовал кодекс?

Однозначного ответа нет. Но это  не обязательно должен быть монах или священник. «Полагаю, что и за пределами клира были люди, которые использовали магические практики, однако их идентичность скрыта от нас, так как они не хотели, чтобы их называли «магами», - отмечает Чоат.  Речевые обороты заставляют предполагать, что книга написана мужчиной, но пользоваться ей могли и женщины.


Происхождение

Происхождение кодекса также остается загадкой. Университет Маккоури купил его в 1981 году у продавца древностей из Вены Майкла Факельмана, но где тот раздобыл кодекс неизвестно. Стиль письма показывает, что книга происходит из Верхнего Египта. «Диалект указывает на Верхний Египет как на место происхождения кодекса, возможно, он был написан в окрестностях Гермополиса», - пишут в предисловии к книге Чоат и Гарднер.

В настоящий момент кодекс хранится в Музее древних культур Университета Маккоури в Сиднее.


Комментариев нет:

Отправить комментарий