пятница, 3 октября 2014 г.

О происхождении мiра

«О происхождении мира» - гностический трактат, который дошел до нас в нескольких копиях (NHC II, 5; 97.24- 127.17; NHC XIII, 2, 50. 25-34 [фрагменты]; British Library, Or. 4926) в хорошей сохранности по сравнению с другими текстами. Несмотря на некоторые параллели, например, с изложением Иринеем Лионским учения офитов (Adversus omnes haereses 1.30), со свидетельствами о «сифианах» и валентинианским гнозисом, равно как и с манихейством, он не соотносится ни с одной из известных систем. 



Это компендиум гностических учений в первую очередь о космологии, антропологии и эсхатологии, основанный на разных источниках и традициях, и представленный в псевдо-научном стиле с многочисленными этиологиями и этимологиями, что придает ему энциклопедический характер. В дополнение ко всему в нем применяется стиль апологетического трактата, обращенного к публике. При этом рассказ горнем мире и его возникновении исключен из текста. Основываясь на этом намерении автора, чье имя до нас не дошло, ученые назвали этот трактат «О происхождении мира».


Предположительное время написания трактата – IV век. Текст соединяет в себе иудейские влияния разного характера – среди них ясные параллели с ранними иудейскими апокалипсисами с разнообразными манихейскими элементами, христианскими идеями, греческими философскими концепциями и образами эллинистической мифологии. Отсылки к магии, астрологии и египетской мысли также инкорпорированы в текст. Все указывает на то, что его греческий оригинал был составлен в Александрии. 

Автор использует в своей работе источники разного толка, как гностические, так и не-гностические, при этом читатель не всегда может точно идентифицировать или реконструировать их при помощи приемов литературной критики. Избрав такой метод, автор не избегает накладок и противоречий, так как некоторые из этих источников предполагают особые и различные точки зрения. Метод составителя особенно хорошо виден в прямых и косвенных цитатах, ссылках, этимологиях, объяснениях и системных выводах, которые контрастируют с преобладающим стилем повествования.  Автор пытается подкрепить свое мнение, апеллируя к другим работам и ссылаясь на них.

Учитывая большое количество параллелей и схожий стиль изложения, налицо связь нашего трактата с «Сущностью архонтов»  (NHC 11, 4). Но в них содержатся разные концепции истории мира. Повествования также отличаются в деталях и вариациях, поэтому прямое литературное заимствование маловероятно. Возможно, оба трактата основаны на одних и тех же источниках.

Трактат открывается философской дискуссией о первичном хаосе, однако переходит к описанию доисторических событий, таких как создание границы между горним и дольним мирами, появление Ядаваофа и т.д. Космология и антропология трактата частично ориентирована на первые главы книги «Бытия», но при этом задействует некоторые идеи из хорошо известных произведений псевдоэпиграфической литературы (Книга Юбилеев, 1-я книга Еноха). Иудейские влияния и бэкграунд также проступают в авторской ангелологии, демонологии и эсхатологии, равно как и в этимологиях. Однако гностическая интерпретация материалов различна, начиная от полной переоценки образа высокомерного демиурга или Бога – Творца (на основании гностической экзегезы Ис. 45:5, 46:9 и третьей главы «Бытия») до относительно целостной интеграции иудейских мотивов в описании Рая.

Главным событием истории мира является создание земного человека, которое необходимо рассматривать в связи доктриной Первочеловека. Это учение сложно понять, поскольку оно основано на разных источниках и идеях. На основании «Бытия» 1:26 и 2:7 земной человек создан архонтами по их образу и по подобию Адама Света – небесного первочеловека, который соотносится с Третьим Вестником манихейства и Антропосом «Поймандра». В свою очередь София (Зоя), которая в нашем документе выполняет роль Спасителя и завершает создание человека, незавершенного архонтами, создает «духовного» человека, который манифестируется в виде наставника знания, чью роль выполняют образы Евы, духовной жены Адама, и Змея («Зверя»). По существу все это манифестации самой Софии – Зои.

Несмотря на подробный рассказ о происхождении мира, наш трактат носит эсхатологический характер.  Это следует из частых отсылок к концу света. Окончательного состояния мир достигнет с искуплением гностиков и разрушением создания архонтов. Качественно это состояние важнее начального состояния и делает невозможным повторение событий, описанных в тексте.

«О происхождении мира» очень важная гностическая работа. При помощи этого трактата мы можем вникнуть в образ мысли, методы работы над текстом и логику образованного автора-гностика. Документ также демонстрирует нам большую степень свободы и независимости создателя текста, который ассимилирует разнородные источники в попытке обосновать свою позицию.

Действующие лица

Отец, бессмертный отец, Нерожденный, Бессмертный Человек, Истинный Человек, Человек.
Ангел знания, предстоящий Отцу.
Спаситель – прототип Иисуса Христа.
Бессмертные – сущности, пребывающие в бесконечности (на восьмом небе).
Блаженные непорочные духи – частицы света, посланные с восьмого неба к гностическому человечеству.
Адам Света, первый Адам – нисходит как посланник (ангел) из Плеромы после хвастовства Яладаваофа; после восхождения не может войти в Плерому, так как к его свету примешалась «нужда». Создает свой эон под Занавесом, отделяющим Плерому от материального мира.
Душа – первая душа, мифическая фигура.
Эрос – ее возлюбленный.
Пистис София (Вера Премудрость) или просто Пистис (Вера), или просто Жена, создательница Занавеса в качестве Предела Плеромы; создательница демиурга Яладаваофа, главное действующее лицо в эсхатологических событиях.
София Зоя (Премудрость Жизнь) или просто София или Зоя, второй Адам, одной из ее манифестаций является Ева – жена земного Адама, см. Ева Жизни.

Справедливость – создательница Рая.
Судьба (Имармена) – создана по соглашению богов Справедливости и Несправедливости, действует независимо от архонтов.

Семь андрогинных правителей (архонтов) Хаоса, также называемые силы, власти, окруженные свитой девственных духов, богов, ангелов, архангелов и т.д.
Ялдаваоф – первый архонт, также называемый Родоначальником, Самаэлем, Ариэлем, создание Пистис Софии с лицом льва, считает, что он Бог, главное действующее лицо среди низших сил в драме создания мира и человека.
Его Провидение (Пронойя)
Шестеро его сыновей:
Иао, - его имя женское – Господство;
Саваоф, его имя женское – Божественность; поднят на седьмое небо после своего раскаяния, тут установлен его престол, где он пребывает с Софией – Зоей и своим ангельским воинством. Саваоф создал на седьмом небе Иисуса Христа и Деву Святого Духа.
 Адонай, его имя женское – Царственность;
 Элоай, его имя женское – Ревность;
 Орай, его имя женское – Богатство;
 Астафай, его имя женское –  Премудрость (София). Это София нижнего (шестого) неба, она создала солнце, луну и звезды.
Смерть – еще один сын Ялдавоафа, созданный, чтобы занять место Сафаофа. Семеро андрогинных детей Смерти.
Злые ангелы и духи, созданные архонтами
Семь андрогинных благих духов, созданных Софией Зоей.

Адам – первый земной человек, но по счету третей Адам, созданный правителями по образу их тела и подобию Адама Света, приведен в движение Софией Зоей в манифестации Евы Жизни.
Ева Жизни, Истинная Ева – наставница, световое земное воплощение Софии Зои, по счету Второй Адам, прототип земного третьего Адама; она также воплощается в древе познания; архонты называют ее Зверь. См. София Зоя.
Ева – плотская жена Адама, материальное подобие Евы Жизни.
Авель и другие 7 сыновей Евы от архонтов.
Человечество, происходящее от Адама:
- пневматики (чистые, совершенные).
- психики – менее совершенные христиане.
- хоики, хилики.
Наставник Адама и Евы в Раю, воплощение духовной Евы Жизни или второго Адама, но иногда он нем говорится как о ее сыне.
Херувим – ангел архонтов, охраняющий древо жизни в Раю.

© HANS-GEBHARD BETHGE.


О происхождении мiра

Перевод Дмитрия Алексеева   выполнен по изданию Bentley Layton (editor}. Nag Hammadi Codex II 2 – 7. Nag Hammadi Studies XXI. Leyden, New York, København, Köln: Brill. 1989.

1. Поскольку все боги мiра и люди говорят, что ничто не существовало до бездны (χαος), я покажу, что все они впали в заблуждение, не зная бездны (χαος) и её корня. Это же изложение.
2. Если оно согласно со [98] всеми людьми о бездне (χαος), что это тьма, и она от тени, названа она тьмой, то тень – нечто из творения предвечного, и очевидно, что она была до того, как появилась бездна (χαος). Она последовала за первым творением.
3. Войдём же в истину, в первое творение, из которого вышла бездна (χαος), и так явится изложение истины.
4. Когда естество бессмертных завершилось в бесконечности, тогда из Веры истекло подобие (копт. ⲉⲓⲛⲉ = греч. ομοιωσις, «подобие» в Быт 1:26, отличное от «образа») , названное Софией. Она пожелала стать творением, подобным предвечному свету. И тотчас явилось её желание, будучи образом небесным, обладая величием немыслимым, пребывая в середине между бессмертными и возникшими после них по подобию вышних, как завеса, разделяющая людей и небесных.
5. Эон же истины, <в нём> нет тени, ибо повсюду в нём неизмеримый свет. Вне Него – тень, названная тьмой. Из неё сила явилась над тьмой. Тень же, - силы, возникшие после этого, назвали её бездной (χαος) бесконечной. Из неё все роды богов возросли, и […] и всё место, так что и тень последовала за первым [99] творением, явившимся из Бездны (ⲛⲟⲩⲛ)  благодаря Вере, о которой мы говорили.
6. Тогда тень почувствовала, что есть тот, кто сильнее её. Она позавидовала и, забеременев от себя самой, тотчас породила Зависть. С того дня явилось начало зависти во всех эонах и их мiрах. Зависть же эта оказалась выкидышем без духа в нём, она стала подобной теням в великой сущности водной. Тогда желчь, возникшая из тени, была выброшена в часть бездны (χαος).
7. С того дня сущность водная явилась и то, что двигалось в ней, истекло, являясь из бездны (χαος). Как у рождающей младенца весь послед выбрасывают, так вещество, возникшее из тени, отброшено в сторону, и оно не вышло из бездны (χαος), но пребывало в бездне (χαος)  вещество , в её части.
8. И когда это произошло, тогда пришла Вера. Она явилась над веществом бездны (χαος), которое было брошено как выкидыш, ибо в нём не было духа, ибо всё это тьма бесконечная и вода бездонная.
9. И когда Вера увидела то, что возникло из её изъяна, она взволновалась. И волнение явилось как ужасная тварь и пришло к ней в бездне (χαος). Она же обернулась к ней, она дунула в её лицо в Бездне (ⲛⲟⲩⲛ), пребывающей под [100] всеми небесами.
10. И когда Вера София пожелала, чтобы тот, у кого нет духа, принял образ (τυπος) подобия (ⲉⲓⲛⲉ) и начальствовал над веществом и над всеми силами его, сначала из вод явился архонт в образе льва, двуполый, имеющий в себе великую власть, но не знающий, откуда он появился. Вера же София, когда увидела его движущимся в глубине вод, сказала ему: "Юноша, проникни в эти места", - истолкование чего "Ялдаваоф".
11. С того дня явилось начало слова, того, которое достигло богов и ангелов и людей. И созданное словом завершили боги и ангелы и люди.
12. Итак, архонт Ялдаваоф – незнающий о силе Веры. Он не видел её лица, но он видел её отражение (ⲉⲓⲛⲉ), говорившее с ним в воде. И из-за этого голоса он назвал себя Ялдаваофом. Совершенные же называют его Ариэлем, ибо он был подобен льву.
13.Когда же он появился, имея власть над веществом, Вера София удалилась в свой свет.
14. Когда архонт увидел своё величие, - и он видел только себя самого, он не видел ничего иного, кроме воды и тьмы, - тогда он подумал, что он сам – Сущий. И мысль его исполнилась в слове, она [101] явилась как дух, носящийся над водами. Когда же этот дух явился, архонт отделил сущность водную в одну часть, и сушу он отделил в другую часть. И из вещества он сотворил себе обиталище, он назвал его небом, и из вещества архонт сотворил подножие, он назвал его землёй.
15. После этого архонт задумал в своём естестве, он сотворил словом андрогина. Он открыл свои уста, он восхвалил себя. Открыв свои глаза, он увидел своего отца и сказал ему: "И!" – и его отец назвал его Иао.
 Вновь он сотворил второго сына, он восхвалил себя. Он открыл свои глаза, он сказал своему отцу : "Э!" – его отец назвал его Элоаем.
 Ещё он сотворил третьего сына, он восхвалил себя. Он открыл свои глаза, он сказал своему отцу : "Ас!" – его отец назвал его Астафаем.
 Это три сына своего отца.
16. Семеро явились в бездне (χαος) андрогинами. Есть у них их имя мужское и их имя женское. <Архонт же, его> имя женское – Провидение Субботы, то есть Седмицы,
 и его сын, называемый Иао, - его имя женское – Господство;
 Саваоф, его имя женское – Божественность;
 Адонай, его имя женское – Царственность;
 Элоай, его имя женское – Ревность;
 Орай, его имя женское – Богатство;
 Астафай, его имя женское – [102] Премудрость.
 Это семь сил семи небес бездны (χαος).
17. Они же стали андрогинами по образу (τυπος)  бессмертному, существующему до них, по воле Веры, чтобы подобие (ⲉⲓⲛⲉ) Предвечного начальствовало до конца.
18. Ты найдёшь действие этих имён и силу мужских имён в архангельской книге Моисея пророка, имена же женские в первой книге Нореи.
19. Родоначальник же Ялдаваоф, обладая великими силами, словом сотворил для каждого из своих детей небеса, прекрасные обиталища, и по небесам - великие славы, лучшие семикратно, престолы и обиталища, и храмы, и колесницы, и девственных духов, <созерцающих> незримое, и их славы. Есть у каждого в его небе воинства сил, боги и господы, и ангелы, и архангелы, мириады бесчисленные, чтобы они служили.
20. Точные сведения о них ты найдёшь в «Первом слове Нореи».
21. И они были завершены от этого неба до шестого неба, принадлежащего Премудрости.
22. Небо и его земля были разрушены мятежником, который под ними всеми, и шесть небес задрожали, ибо не знали силы бездны (χαος), кто погубил небеса под ними. И когда Вера узнала о позоре мятежа, она послала своё дыхание, она связала его, она сбросила его в преисподнюю (ταρταρον). С того дня небо установилось со [103] своей землёй благодаря Премудрости Ялдаваофа, той, которая под ними всеми.
23. И когда небеса установились со их силами и с их устроением всем, Родоначальник превознёсся и принял славу от всех воинств ангелов и всех богов с их ангелами. Благословение и славу они воздали ему, он же радовался в сердце своём и хвалился постоянно, говоря им: "Я не нуждаюсь ни в чём!" Он сказал: "Я – Бог, и нет иного помимо Меня!"
24. Сказав же это, он согрешил против всех бессмертных <...>
25. Вера же, увидев нечестие великого архонта, разгневалась. Незримая, она сказала: "Ты заблуждаешься, Самаэль!" – то есть слепой бог - "Есть Человек бессмертный! Человек светлый существует до тебя, Тот, Кто явится среди ваших изделий. Он растопчет тебя, как топчут сосуды горшечника, и ты уйдёшь с принадлежащими тебе вниз, к твоей матери – Бездне. Ибо в конце ваших дел будет уничтожен весь изъян, явившийся в истине, и он погибнет, он станет подобен небывшему".
26. Сказав это, Вера открыла в водах отражение (ⲉⲓⲛⲉ)своего величия и так удалилась в свой свет.
27.  Саваоф же, сын Ялдаваофа, услышав голос Веры, воспел её. Он осудил своего отца и его мать [104] по слову Веры, он восславил её за то, что она научила их о бессмертном Человеке и Его свете. Вера же София протянула свой палец, она пролила на него свет от своего света за осуждение его отца. Саваоф же, приняв свет, получил великую власть над всеми силами бездны (χαος). С того дня он назван Господом сил.
28. Он возненавидел своего отца, тьму, и его мать, Бездну (ⲛⲟⲩⲛ); он отвратился от своей сестры, Мысли Родоначальника, носившейся над водами. И из-за его света все власти бездны (χαος)  позавидовали ему и, возмутившись, затеяли великую войну в семи небесах.
29. Тогда Вера-Премудрость, увидев войну, послала Саваофу из своего света семь архангелов. Они восхитили его на седьмое небо, они встали перед ним, как служители. Ещё она послала ему трёх других ангелов, она установила ему царство над всеми, чтобы он стал выше двенадцати богов бездны (χαος).
30. И когда Саваоф получил место покоя (αναπαυσις) за своё покаяние (μετανοια), сверх того дала ему Вера свою дочь Зою с великой властью, чтобы она научила его о всех пребывающих на восьмом небе.
31. И как обладающий властью, он сотворил себе сначала обиталище, великое, весьма славное, семикратно большее всех находящихся на семи небесах.
32. И перед [105] своим обиталищем он сотворил престол великий на колеснице четырёхликой, называемой - "херувим". У херувима же есть восемь образов по четырём углам: образы (μορφή)  львиные, и образы (μορφή) бычьи, и образы (μορφή) человеческие, и образы (μορφή)  орлиные, так что образы (μορφή) все составляют шестьдесят четыре образа (μορφή). И семь архангелов предстоят ему, он же – восьмой, обладающий властью. Образы (μορφή) все составляют семьдесят два, ибо от этой колесницы получили образ (τυπος) семьдесят два бога. Они получили образ (τυπος), чтобы начальствовать над семьюдесятью двумя языками народов. Над престолом же этим он сотворил других ангелов в образе (μορφή) змей, называемых - "серафимы", и они воздают ему славу во всякое время.
33. После этого он сотворил церковь ангельскую, тысячи и мириады бесчисленные, подобную церкви, которая на восьмом небе. И первородный, называемый "Израиль", то есть "человек, видящий Бога", и Иной, то есть Иисус Христос, подобный Спасителю, Который над восьмым небом, сидят справа от него на престоле славы. Слева же от него сидит Дева Духа Святого на престоле, прославляя его. И предстоят ей семь дев, имея тридцать кифар и псалтырей и [106] труб, прославляя его. И все воинства ангелов прославляют его и благословляют его.
34. Сидящего же на престоле светлом скрывает великое облако, и никого не было с ним в облаке, кроме Софии-Веры, наставляющей его обо всех пребывающих на восьмом небе, чтобы были сотворены подобия их, чтобы царствование его продлилось до конца небес бездны (χαος) и их сил.
35. И Вера София отделила его от тьмы и призвала его направо от себя, Родоначальника же она поставила слева от себя. С того дня названо правое Справедливостью (δικα), а левое названо Несправедливостью (αδικια). Поэтому принята <в мiрах всех> церковь Справедливости (δικα), и Несправедливость (αδικια) стоит над всеми творениями.


36. Родоначальник же бездны (χαος), увидев своего сына Саваофа и славу, в которой он пребывает, и что он избран из всех властей бездны (χαος), позавидовал ему и, разгневавшись, породил Смерть из своей смерти. Она была поставлена над шестым небом, - Саваоф был восхищен из этого места – и так восполнилось число шести властей бездны (χαος). Тогда Смерть, будучи двуполой, смешалась со своим естеством. Она породила семерых детей двуполых.
37.  Это имена мужские: Зависть, Гнев, Плач, Стон, Скорбь, Разделение, Вопль, Громкий Плач; это же имена женские: Гнев, Печаль, Наслаждение, Стенание, Проклятие, Горечь, Борьба. Они соединились друг с другом, и каждый породил семерых, так что это составляет [107] сорок девять двуполых бесов.
38. Их имена и их действия ты найдёшь в «Книге Соломона».
39. И до них Зоя, пребывающая с Саваофом, создала семь сил благих, андрогинов. Имена мужские таковы: Независтливый, Блаженный, Радостный, Истинный, Неревнующий, Возлюбленный, Верный; женщины же, вот их имена: Мир, Довольство, Ликование, Блаженство, Истина, Любовь, Вера. И от них множество духов благих и непорочных.
40. Их значение и их действия ты найдешь в "Облике (σχῆμα) Имармены неба, которое под двенадцатью".
41. Родоначальник же, увидев отражение Веры в водах, опечалился весьма, особенно услышав её голос, подобный первому голосу, вызвавшему его из вод. И поняв, что это давшая ему имя, он застонал, он устыдился своего преступления. Узнав же, что Человек бессмертный, Человек светлый существует до него, он очень смутился, ведь он уже сказал всем богам и их ангелам: "Я – Бог, нет иного кроме Меня!" – ибо он боялся, как бы они не поняли, что Иной существует до него, и не осудили его.
42. И он как безумный презрел осуждение и осмелился, он сказал: "Если [108] некто существует до Меня, пусть он явится, чтобы мы увидели его свет!"
43. И тотчас – вот, свет вышел из восьмого неба вышнего, он прошёл через все небеса земли.


44. Когда Родоначальник увидел, что свет прекрасен, сияя, он удивился и очень устыдился. Когда свет явился, подобие (ⲉⲓⲛⲉ) человеческое открылось в нём, весьма чудесное, и никто не увидел его, кроме самого Родоначальника и Пронойи, которая с ним, свет же его явился всем силам небес, поэтому они были смущены им.
45. Тогда Пронойа, увидев этого ангела, возжелала его, он же ненавидел её, ибо она была во тьме. И она хотела соединиться с ним, но не смогла. Не сумев удовлетворить своё вожделение, она пролила свой свет на землю.
46.  С того дня назван ангел тот Адамом Светлым, истолкование чего - "человек-кровь светлый". И земля распростёрлась над ним, Адаман святой, истолкование чего - "земля адамантовая святая".
47. С того дня почтили кровь девы все власти, земля же очистилась благодаря крови девы.
48. Более же всего вода очистилась отражением (ⲉⲓⲛⲉ) Веры-Софии, явившимся Родоначальнику в водах. Разумно сказано "в водах", ведь вода чистая живит всё, [109] она очищает его.
49. Из первой крови явился Эрос, будучи андрогином; его мужественность это огненный от света Имерис; его женственность, которая с ним, это душа кровяная, она от сущности Пронойи. Он прекрасен в своей красоте, обладая прелестью более всех творений бездны (χαος).
50. Тогда все боги и их ангелы, увидев Эроса, возжелали его. Явившись же в них всех, он воспламенил их. Как от одного светильника загорается множество светильников, и свет единый пребывает там, светильник же не оскудевает, так и Эрос распространился во всех творениях бездны (χαος)  и не оскудел.
51. Подобно тому, как из середины, которая между светом и тьмой, явился Эрос, среди ангелов и людей совершилось совокупление Эроса. Так на земле произросло первое наслаждение.
 52. Женщина последовала за землёй,
 и брак последовал за женщиной,
 рождение последовало за браком,
 уничтожение последовало за рождением.
53. После Эроса того виноградная лоза произросла из крови, пролитой на землю, поэтому пьющие от неё порождают в себе похоть совокупления. После виноградной лозы смоковница и гранатовое дерево произросли на земле, и остальные деревья по роду, имея в себе своё семя от [110] семени властей и их ангелов.
54. Тогда Справедливость (δικα) создала рай прекрасный вне круга Луны и круга Солнца, в земле сладости, на Востоке среди камней. И вожделение посреди деревьев прекрасных, высоких. И древо жизни бессмертной, как явившееся по воле Бога на севере рая, чтобы делать бессмертными души святых, грядущие из творений (πλασματα) нужды в конце века (αιων). Цвет же древа жизни как Солнце, и его ветви прекрасны, его листья как кипарисовые, его плод как кисти виноградные, белый, его высота доходит до неба.
55. И возле него древо познания, обладающее силой Бога. Его слава подобна Луне, сияющей весьма, и его ветви прекрасны, его листья подобны листьям смоковницы, его плод подобен финикам хорошим, превосходным. Оно же пребывает на севере рая, чтобы пробуждать души от забытья бесовского, чтобы они приходили к древу жизни, ели его плод и осуждали власти и их ангелов.
56. Значение этого древа описано в священной книге: "Ты – древо познания, которое в раю, от которого съел первый человек. Оно открыло его разум, он полюбил своё соподобие ⲃⲣ ⲉⲓⲛⲉ) и осудил [111] иные подобия (ⲉⲓⲛⲉ), чуждые. Он отвратился от них".
57. И после этого олива произросла, которая будет очищать царей и верховных жрецов Справедливости (δικα), которые явятся в последние дни. Олива же явилась в свете первого Адама ради помазания, которое они получат.
58. И первая душа возжелала Эроса, который с ней, она пролила свою кровь на него и на землю. От крови же этой роза произросла на земле сначала, из терния на радость свету, который явится из терновника.
59. После этого ещё цветы прекрасные, благоуханные произросли на земле по роду от каждой из дев, которые, возжелав Эроса, пролили свою кровь на него и на землю.
60. После этого все растения произросли на земле по роду, обладая семенем властей и их ангелов. После этого власти сотворили из воды всех зверей по роду, и пресмыкающихся, и птиц по роду, обладающих семенем властей и их ангелов.
61.  Ранее же этого всего, явившись в первый день, он оставался на земле примерно два дня, он установил Провидение, которое под небом, он взошёл в свой свет. И тотчас была тьма над всем [112] мiром.
62. София же, которая на нижнем небе, пожелав, получила власть от Веры. Она создала великие светила и все звёзды, она установила их на небе, чтобы они светили на землю и совершали знамения времён и сроков, и годов, и месяцев, и дней, и ночей, и минут, и остального всего. И так всё место устроилось на небе.
63. Адам же Светлый, пожелав войти в свой свет, то есть на восьмое небо, не смог из-за нужды, смешавшейся с его светом. Тогда он создал для себя великий эон и в эоне этом он создал шесть эонов и их мiры. Их шесть, и они лучше небес бездны (χαος)  и их мiров семикратно.
64. Эти же эоны и их мiры пребывают в бесконечности между восьмым небом и бездной (χαος), которая под ним, относясь к мiру, принадлежащему нужде.
65. Если ты хочешь понять узнать их устройство, ты найдёшь его записанным в "Седьмом мiре" Иералии пророка.
66. И перед тем, как Адам Светлый удалился из бездны (χαος), власти увидели его. Они посмялись над Родоначальником, ибо он солгал им, говоря: "Я – Бог, ничто не существует до Меня!"
67. Придя к нему, они сказали: "Разве это не Бог погубил наше творение?" Он ответил, сказал: "Да! Если вы хотите, чтобы Он не смог погубить наше творение, пойдём, сотворим человека из земли по образу (εικων) нашего тела и по подобию (ⲉⲓⲛⲉ),  [113] Его. Он послужит нам, чтобы, увидев Своё подобие (ⲉⲓⲛⲉ) , Он полюбил его. Он уже не погубит наше творение, но тех, кто будет рождён от света, вы сделаете рабами для нас на всё время века (αιων) сего".
68. И всё это произошло по провидению Веры, чтобы Человек явился в их образе (ⲉⲓⲛⲉ) и осудил их в их изделии (πλασμα). И их изделие стало оградой света.
69. Тогда власти получили знание, чтобы сотворить человека. София-Зоя, которая с Саваофом, опередила их и посмеялась над их замыслом, ибо они слепы. В незнании они сотворили его против себя самих, не зная, что будут делать.
70. Поэтому она опередила их, она первой создала своего человека, чтобы он научил их изделие, как оно презрит их и так спасётся от них.
71. Рождение же Наставника произошло так: София, отбросила каплю света, и она упала на воду. Тотчас явился человек, андрогин.
72. Капля эта - она образовала её сначала как тело женское, затем она образовала её в теле подобия (ⲉⲓⲛⲉ) Матери. Явившись, она совершенствовала её двенадцать месяцев. Родился человек-андрогин, которого эллины называют Гермафродитом. Мать же его евреи называют Евой жизни, то есть наставницей жизни.


73. Сын же, её порождение, - Господь. Затем власти назвали его Зверем, чтобы ввести в заблуждение свои изделия. Истолкование слова [114] "Зверь" - "Наставник", ибо он оказался мудрее всех.
74. Итак, Ева – первая дева, родившая без мужа, врачевавшая себя сама.
75.  Поэтому говорят о ней, что она сказала:
 "Я – часть моей матери, и я – мать,
 я – жена, я – дева,
 я – беременная, я – повитуха,
 я – утешительница в родовых муках,
 мой Муж – породивший меня, и я – Его мать,
 и Он – мой Отец и Господь, Он – моя сила.
 То, чего Он желает, Он произносит разумно.
 Я появилась, но я родила Человека-Господа".
76. И всё это по воле <Саваофа и его Христа> открылось душам <…>, грядущим в изделия (πλασματα) властей, и поэтому голос святой сказал: "Плодитесь и размножайтесь, господствуйте над всеми творениями". И это пленённые по жребию Родоначальником. И так они были заключены в темницы изделий <до> скончания века (αιων).
77. Тогда, в этот же срок, Родоначальник дал замысел о человеке тем, кто с ним. Тогда каждый из них бросил своё семя в середину пупа земли.
78. С того дня семь архонтов слепили человека, и его тело подобно (ⲉⲓⲛⲉ) их телу, подобие (ⲉⲓⲛⲉ) же его подобно (ⲉⲓⲛⲉ) Человеку, явившемуся им. Их изделие (πλασμα) было сотворено частично каждым, главарь же их сотворил голову и мозг.
79. После этого он явился, как тот, кто до него, он стал [115] человеком душевным. И он был назван Адамом, то есть отцом, согласно имени того, кто до него.


80. Завершив же Адама, они оставили его как сосуд, и он был образован как выкидыш без духа в нём. Потому, что великий архонт, вспомнив слова Веры, испугался, что Истинный Человек войдёт в его изделие и будет господствовать над ним.
81. Поэтому он бросил своё изделие на сорок дней без души и удалился, оставил его. В сороковой же день София-Зоя послала своё дыхание в Адама, не имевшего души. Он начал двигаться по земле и не смог встать.
82. Семеро же архонтов, придя, увидели его и очень взволновались. Они напали на него, они схватили его. И <они сказали> дыханию, которое в нём: "Кто ты и откуда ты пришёл в эти места?" Он ответил и сказал: "Я вышел из силы Человека ради погибели вашего творения". <…>
83. Услышав, они прославили его, ибо он успокоил их от ужаса и заботы, в которых они пребывали. Тогда они назвали день тот покоем, ибо они упокоились от труда. 84. Увидев же, что Адам не смог подняться, они обрадовались. Они взяли его, оставили в раю и удалились на свои небеса.
85. После дня покоя София послала Зою, свою дочь, называемую Евой, как наставницу, чтобы она подняла Адама, в котором не было души, чтобы те, кого он породит, стали сосудами света.
86. Когда [116] Ева увидела своё соподобие (ϣⲃⲣ ⲉⲓⲛⲉ) брошенным, она сжалилась над ним и сказала: "Адам, живи, поднимись с земли!" Тотчас её слово стало делом, ибо когда Адам поднялся, тотчас он открыл свои глаза. Увидев её, он сказал: "Тебя назовут матерью живых, ибо ты – давшая мне жизнь".


87. Тогда сообщили властям, что их изделие живо и поднялось, они очень смутились, они послали семерых архангелов посмотреть, что произошло.
88. Они пришли к Адаму. Увидев Еву говорящей с ним, они сказали друг другу: "Что это за человек света? Ведь она подобна тому отражению (ⲉⲓⲛⲉ), которое явилось нам в свете. Теперь пойдём, схватим её, бросим наше семя в неё, чтобы она, осквернившись, не смогла взойти в свой свет, но те, кого она породит, подчинились нам.
89. Не скажем же Адаму, что он не от нас, но наведём на него забытье и научим его в его сне, как будто бы она появилась из его ребра, чтобы жена подчинялась и он господствовал над ней.
90. Тогда Ева, будучи сильной, посмеялась над их замыслом. Она затуманила их глаза, она тайно оставила там своё подобие (ⲉⲓⲛⲉ), чтобы пробудить Адама.
91. Она вошла в древо познания, она осталась там, они же преследовали её. Она показала им, что она вошла в древо, она стала древом. Оказавшись в великом ужасе, слепые убежали.
92. Затем, очнувшись от забытья, они пришли к Адаму и, увидев её подобие [117] с ним, смутились, думая, что это настоящая Ева. И они осмелели, подошли к ней, схватили её, бросили на неё своё семя.
93. Они поступили с ней коварно, осквернив не только естественно, но грязно осквернив печать её голоса, первого, говорившего с ними: "Что существует до вас?" – чтобы осквернить говорящих, что Истинный Человек в конце рождает их словом.
94. И они заблуждались, не зная, что они осквернили своё тело. Это подобие осквернили силы всячески со своими ангелами.
95. Она понесла первого, <Каина>, от первого архонта, и остальных детей она родила от семи сил и их ангелов.
96. И всё это произошло по провидению Родоначальника, чтобы первая мать породила в себе всякое смешанное семя, соединённое с Имарменой мiра и её обликами (σχημα)  и Справедливостью (δικα).
97. Замысел (οικονομια) был о Еве, чтобы изделия властей стали оградой света. Тогда <они> будут осуждены своими изделиями.
98. Итак, первый Адам Света – духовный. Он явился в первый день.
Второй Адам – душевный. Он явился в шестой день, называемый днём Афродиты.
Третий Адам – перстный, то есть человек Закона, явившийся в восьмой день, [после] [118] дня упокоения нищеты, <в день>, который называют днём Солнца. 99Потомство же перстного Адама умножалось и совершенствовалось. Оно породило в себе все знания душевного Адама, всё же пребывало в неведении.
100. Затем я расскажу:
 Архонты же, увидев его и ту, что с ним, очень обрадовались, заблуждаясь в неведении как животные.
101. Поняв, что бессмертный Человек не оставит их, но они будут бояться ещё и ставшую древом, они возмутились, сказали: "Разве не Человек Истинный навёл туман на нас и научил нас о подобной ему, той, которая была осквернена, чтобы мы были побеждены?"
102. Тогда они посоветовались всемером, они пришли к Адаму и Еве в своём ужасе, они сказали им: "Все деревья, которые в раю, сотворены для вас. Вы будете есть их плод. Древо же познания – берегитесь, не ешьте от него. Если вы поедите, вы умрёте". Наведя на них великий ужас, они удалились к своим властям.
103. Тогда пришёл мудрейший из всех, тот, кто назван Зверем, и, увидев подобие их матери Евы, сказал ей: "Что бог сказал вам – не ешьте от древа познания?"
Она сказала: "Он сказал – не только не ешьте от него, но не прикасайтесь к нему, чтобы не умереть".
Он сказал ей: "Не бойся, смертью вы не умрёте. Ведь он знает, что если вы сьедите [119] от него, ваш разум отрезвится и вы станете как боги, зная различие, существующее между злым человеком и добрым. Ибо он сказал это вам, ревнуя, что вы съедите от него".
104. Ева же доверилась словам Наставника, она посмотрела на древо, она увидела, что оно прекрасно и превосходно, оно понравилось ей. Она взяла от его плода, она поела. Она дала и своему мужу, и он поел. Тогда их разум открылся, ибо когда они поели, свет знания стал светить им. Облекшись стыдом, они поняли, что обнажены знанием. Отрезвившись, они увидели, что обнажены и полюбили друг друга. Увидев, что их творцы звероподобны, они отвратились от них. Они поняли многое.
105. Тогда архонты, узнав, что их заповедь нарушена, в великом землетрясении с великой угрозой пришли в рай к Адаму и Еве, чтобы увидеть последствия помощи. Тогда Адам и Ева очень смутились, они спрятались среди деревьев, которые в раю. Тогда архонты не поняли, где они. Они сказали: "Адам, где ты?"
Он сказал: "Я здесь. Из-за вашего ужаса я спрятался, устыдившись".
Они же сказали ему в неведении: "Кто сказал тебе о стыде, которым ты облёкся, если ты не поел от древа?"
Он сказал: "Женщина, которую ты дал мне, она дала мне, и я поел".
Тогда они сказали ей [120]: "Что ты сделала?"
Она ответила, сказала: "Наставник соблазнил меня, я поела".
106. Тогда архонты пришли к Наставнику. Их глаза были затуманены им. Они не смогли ничего ему сделать, они прокляли его, как бессильные.
107. Затем они пришли к жене, они прокляли её и её детей. После жены они прокляли Адама, и землю за него, и плоды, и все вещи, которые они сотворили, они прокляли.
108. Нет никакого благословения у них, не может рождаться добро из зла.
109. С того дня власти поняли, что есть сильнейший их. Они не узнали бы, если бы не была нарушена их заповедь. Они принесли великую ревность в мiр только из-за бессмертного Человека.
110. Увидев же своего Адама пребывающим в ином знании, архонты захотели испытать его, собрали всех скотов, и зверей земли, и птиц неба и привели их к Адаму, чтобы увидеть, как он назовёт их. Увидев это, он дал имена их творениям.
111. Они возмутились, что Адам отрезвился от всякого <неведения>. Они собрались, они советовались, они сказали: "Вот, Адам стал как один из нас, чтобы понять различие света и тьмы. Теперь, чтобы он не был соблазнён как с древом познания, и не пришёл ещё и к древу жизни, и не поел от него, и не стал бессмертным, и не стал господствовать, и не презрел нас, и не возгнушался нами со всей нашей славой, - затем он осудит нас и наш мiр, - пойдём, выбросим его [121] из рая вниз, на землю, в место, из которого он принесён, чтобы он не смог отныне узнать ничего более нас". И так они выбросили Адама из рая с его женой.
112. И того, что они сделали ему, им не было достаточно, но они продолжали бояться. Они пришли к древу жизни, они окружили его великими ужасами, животными огненными, называемыми херувимами. И посреди них они поставили пламенный меч, вращающийся постоянно в великом ужасе, чтобы никогда никто из людей земли не вошёл в это место.
113. После этого архонты, позавидовав Адаму, захотели сократить их времена. Они не смогли из-за Имармены, установленной изначально, ибо определены времена – каждому человеку тысяча лет - согласно пути светил. И не смогли архонты сделать это. Каждому из делающих злое сокращается десять лет, и всё <его> время составило девятьсот тридцать лет, и те в печали, и в слабости, и в заботах злых. И так со дня того жизнь проходила до окончания века (αιων).
114. Тогда София-Зоя, увидев, что архонты тьмы прокляли её соподобия ⲃⲣ ⲉⲓⲛⲉ), сошла с первого неба со всеми силами. Она изгнала архонтов с их небес и сбросила их вниз, в мiр грешников, чтобы они пребывали там как злые бесы на земле.
115. […] [122] чтобы тысячу лет, которые в раю, оно провело бы в их мире - животное одушевлённое, называемое фениксом. Оно умерщвляет себя самого и оживляет во свидетельство их суда, ибо они несправедливо поступили с Адамом и его родом до конца мiра.
116. Три человека это и три его рода до окончания века (αιων) - духовный <вечный>, и душевный, и перстный.
117. Это три феникса рая. Первый бессмертен, второй живёт тысячу лет, третий – написано в священной книге, что он истребляется.
118. Так ещё есть и три крещения: и первое духовное, второе – огонь, третье – вода.
119. Как феникс явлен как свидетельство ангелам, так и гидры водяные, которые в Египте. Она появилась во свидетельство нисходящим в крещение Истинного Человека.
120. Два быка в Египте, обладая таинством Солнца и Луны, существуют во свидетельство Саваофа, ибо над ними София приняла мiр. Со дня, когда она создала Солнце и Луну, она запечатлела своё небо до века (αιων).
121. Червь же, рождённый из феникса, тоже человек. Написано о нём: "Праведный возрастёт как феникс". И феникс является сперва живым и умирает. Вновь он воскресает, будучи знамением явившегося в конце [века (αιων)].
122. Эти великие знамения явились только в Египте, не в другой земле, [123] знаменуя, что он подобен раю Бога.
123. Вновь вернёмся к архонтам, о которых мы говорили, чтобы приблизилиться к изложению.
124.  Ведь эти семеро архонтов, когда были сброшены на землю, сотворили для себя ангелов, то есть множество бесов, чтобы они служили им. Они же научили людей многим заблуждениям, и магии, и волшебству, и идолослужению, и кровопролитию, и алтарям, и храмам, и жертвоприношениям, и возлияниям всем бесам земли. Есть у них сотрудница – Имармена, появившаяся по соглашению богов Несправедливости (αδικεια) и Справедливости (δικα).
125. И так, оказавшись в суете, мiр впал в заблуждение на всё время, ибо все люди, которые на земле, служили бесам от сотворения до окончания. Ангелы – Справедливости (δικα), и люди – Несправедливости (αδικια). Так мiр впал в суету, в неведение и забвение. Все они впали в заблуждение до прихода Истинного Человека.
126. Достаточно для вас досюда. Теперь пойдём в наш мiр, чтобы завершить его устроение и его управление в точности.
127. Тогда откроется, как найденные в вере сокрытых явлены от сотворения до окончания века (αιων).
128. Я же перейду к главам, посвящённым бессмертному Человеку; я расскажу обо всех, принадлежащих Ему, о том, каким образом они пребывают в этих местах.
129. Когда множество людей появилось от Адама, [124] который был вылеплен, и из вещества, и когда мiр наполнился, архонты господствовали над ним, то есть они удерживали его в неведении.
130. Какова причина? Такова: Поскольку бессмертный Отец знает, что изъян возник в истине в эонах и их мiре, поэтому, пожелав уничтожить архонтов истления посредством их изделий, Он послал ваши подобия в мiр истления, то есть духов непорочных, малых блаженных.
131. Они не чужды знания, ибо всё знание в вестнике (αγγελος), явленном до них. Он не бессилен пред Отцом, и он дал им знание.
132. Ныне, если они явятся в мире истления, они откроются сначала в образе (τυπος) нетленности для осуждения архонтов и их сил.
133. Итак, когда блаженные появились в изделиях сил, они позавидовали им. Власти же из-за зависти смешали своё семя с ними, чтобы осквернить их, и не смогли.
134. Блаженные же, явившись в свете, явились по-разному, и каждый из них из своей земли. Они открыли своё знание церкви, явившейся в изделиях истления. Она оказалась обладающей всяким семенем из-за семени властей, примешавшемуся к ней.
135. Тогда Спаситель создал спасение во всех них, и духи их явлены избранными и блаженными, [125] и различными по избранности, и иные многие, не имеющие царя, лучшие каждого, кто до них, 136. так что существуют четыре рода: три рода принадлежат царям восьмого неба, четвёртый же род - не имеющий царей, совершенный.
137. Он выше всех, ибо эти войдут в святое место их Отца и упокоятся в покое (αναπαυσις) с вечной славой несказанной и в радости негибнущей.
138. Они же цари в смертном как бессмертные. Они осудят богов бездны (χαος) с их силами.
139. Слово (λογος)  же, превосходящее всех, было послано в это творение только для того, чтобы проповедовать о Неведомом. Он сказал: "Нет тайного, которое не является, и неведомое будет познано".
140. Они же были посланы, чтобы показать сокрытое и семь властей бездны (χαος)  и их нечестие. И так они были осуждены на смерть.
141. Все совершенные, явившись в изделиях архонтов и открыв истину несравнимую, посрамили всю премудрость богов и их Имармену. Она оказалась порицаемой, и их сила иссякла, их господство низвергнуто, их провидение стало суетным с их славой.
142. Перед концом века (αιων) всё место задрожит от великого грома. Тогда архонты будут горевать, боясь своей [126] смерти. Ангелы будут скорбеть о своих людях, и бесы заплачут о своих временах, и их люди будут горевать, будут вопить о своей смерти.
143. Тогда век (αιων) начнёт возмущаться, его цари опьянеют от пламенного меча и будут вести войну друг против друга, так что земля напьётся пролитой кровью, и моря взволнуются этой войной.
144. Тогда Солнце померкнет, и Луна погубит свой свет, звёзды неба отклонятся от своего пути, и великий гром выйдет из великой силы, которая над всеми силами бездны (χαος), из места, где был <изъян> жены, когда она сотворила первое творение. Она оставит мудрый огонь замысла, она облечётся гневом безумным.
145. Тогда она изгонит богов бездны (χαος), которых она сотворила с Родоначальником, она сбросит их в пропасть (ⲛⲟⲩⲛ). Они будут уничтожены своей неправедностью, ибо они станут как горы пылающие, они станут пожирать друг друга, пока не будут уничтожены Родоначальником. Уничтожив их, он обратится на себя самого, и будет уничтожать себя самого, пока не уничтожит.
146. И их небеса упадут друг на друга, и их силы сгорят, и их эоны также разрушатся.
147 И его небо распадётся надвое, его [… звёзды] упадут вниз на землю, и земля не вынесет их […] Они упадут вниз, в пропасть, и пропасть разрушится (ⲛⲟⲩⲛ).
148 Свет уничтожит тьму, он истребит её, она станет как [127] небывшая. И творение тьмы последует за ней, оно исчезнет, и изъян будет вырван за свой корень во тьму, и свет удалится к своему корню.
149. И слава Нерождённого явится и наполнит собой все эоны, когда пророчество и знания царей откроются и исполнятся теми, кого называют совершенными. Не ставшие же совершенными в Нерождённом Отце примут свою славу в своих эонах и в царстве бессмертных.
150. И они не войдут никогда в бесцарственность, ибо надлежит, чтобы каждый вошёл в место, из которого он вышел. Ведь каждый своими делами и своим знанием откроет свою природу.



Комментариев нет:

Отправить комментарий