пятница, 26 сентября 2014 г.

Саваоф

Саваоф (от ивр.  цава — воинство, войско; буквально «Господь Воинств») – один из сыновей Ялдаваофа. В некоторых гностических школах - архетип покаявшегося архонта. Имя Саваоф также могут носить другие благие и злокозненные сущности. 



В «Апокрифе Иоанна» NHC, II  Адонаиу-Саваоф - одна из 12 властей, порожденных Ялдаваофом и Безумием. 

«И он соединился со своим безумием, которое есть в нем, и породил власти для себя.

Первая же - имя ее Афоф, которую поколения называют [...]. Вторая - Хармас, что означает [око] ревности. Третья - Калила-Умбри. Четвертая - Иабель. Пятая - Адонаиу, которая зовется Саваоф. Шестая - Каин, кого поколения людские называют Солнцем. Седьмая - Авель. Восьмая - Абризена. Девятая - Иобель. Десятая - Армупиэль. Одиннадцатая - Мелхеир-Адонеин. Двенадцатая - Белиас, кто над бездной преисподней».

Имя Саваоф также носит один царей-архонтов, царствующих над семью небесами, который имеет облик дракона:

«Это же - тела имен: первое - Афоф, с обличьем овцы, второе - Элоайу, с обличьем осла, третье - Астафайос, с обличьем гиены, четвертое - Изо, с обличьем [змея] семиглавого, пятое - Саваоф, с обличьем дракона, шестое - Адонин, с обличьем обезьяны, седьмое - Саббеде, с обличьем огня сверкающего. Это - седмица недели».


Покаяние Саваофа

В «Сущности архонтов» один из сыновей архонта Ялдаваофа, который покаялся, осудил материю и был вознесен Софией и Зоей на седьмое небо: 

«27. Его же сын Саваоф, когда увидел силу того ангела, покаялся и осудил своего отца и его мать материю, он возненавидел ее.

28. Он же воспел Софию и ее дочь Зою. И София и Зоя восхитили его, и поместили на седьмом небе, у нижнего края завесы, между верхом и низом, и назвали его "Бог Сил Саваоф", потому что он над Силами Хаоса, поскольку София поставила его (там)».

В трактате «О происхождении мира»  Саваоф –  андрогинный сын Ялдаваофа, сотворенный им в Хаосе. Одна из семи сил семи небес Хаоса.

«Семеро явились в Хаосе андрогинами. У них (у каждого) их имя мужское и их имя женское. Имя женское (Ялдаваофа) - "Пронойа Самбафас", то есть "Хебдомас" . Его сын называется "Йао", его имя женское - "Господство". Саваоф - его имя женское - "Божественность". Адонайос - его имя женское - "Царство", Элоайос - его имя женское - "Зависть". Орайос - его имя женское - "Богатство". Астафайос - его имя женское - "София". Таковы семь сил семи небес Хаоса. Они были андрогинами по образу бессмертному, существующему прежде них, по желанию Пистис, чтобы образ существующего изначала правил до конца».

Также как и в «Сущности архонтов» в трактате «О происхождении мира» Саваоф, услышав голос Пистис Софии, осудил своего отца, получив от нее свет, и был поднят на седьмое небо, встав над 12 «богами Хаоса»:

«Когда Пистис сказала это, она явила в водах образ ее величия. И затем она удалилась в свой свет. Саваоф, сын Ялдаваофа, когда услышал голос Пистис, восславил ее и осудил отца из-за слова Пистис. Он воздал ей славу, потому что она указала им Человека бессмертного и его свет. Пистис София простерла свой перст и излила на него (т. е. Саваофа) некий свет из своего света для осуждения его отца. Саваоф же, получив свет, получил великую власть над всеми Силами Хаоса. С этого дня его назвали "Господь Сил". Он возненавидел своего отца, Тьму, и его (т. е. Ялдаваофа) мать, Бездну. Он возымел отвращение к своей сестре, мысли Родоначальника, которая поднималась и опускалась над водами. Из-за его света все Силы Хаоса позавидовали ему и, придя в смятение, затеяли великую битву в семи небесах.

Тогда Пистис София, увидев битву, послала Саваофу из своего света семь архангелов. Они восхитили его на седьмое небо6 и стали перед ним как служители. Снова она послала ему еще трех архангелов. Она установила царство ему над всем, чтобы он стал над двенадцатью богами Хаоса. Когда же Саваоф получил место отдохновения за свое покаяние, Пистис дала ему свою дочь Зою с великой силой, чтобы она сообщила ему о тех всех, которые существуют в Огдоаде»

Идея покаяния Саваофа  не была принята во всех гностических школах, что явствует не только из отсутствия упоминания об этом акте в «Апокрифе Иоанна», но также из трудов Епифания. Из его упоминания учений разных гностических групп явствует, что некоторые из них отождествляли Саваофа с мироправителем и богом иудеев, помещали его на седьмом небе и считали злокозненным, а не покаявшимся архонтом:

Глава 25 «Против николаитов»: «Она же (Барбело), по словам их, произведена Отцом. Сказывают, что она матерь, по словам одних, Ялдабаота (Ἰαλδαβαώθ), а по словам других, Сабаота (Σαβαώθ). Сын же ее с какою-то дерзостью и с насилием овладел седьмым небом. И говорит о себе подчиненным: «я первый, и я последний, и кроме меня нет другого Бога». А Барбело услышала это слово и заплакала». (Панарион, 25, 2, 2).

Глава 26 «О гностиках»: «Признавая многих князей, большим из них дают следующие имена: на первом небе князь Иао (Ἰαὼ ἄρχοντα); на втором, по словам их, Саклас (τὸν Σακλᾶν), князь блуда (ἄρχοντα τῆς πορνείας); на третьем князь Сет (Σὴθ ἄρχοντα); на четвертом же, как говорят, Давид. Ибо предполагают четвертое и третье небо; пятое же, иное небо, на нем, говорят они, [князем] Элоай (τὸν Ἐλωαῖον), он же и Адонай (Ἀδωναῖον); на шестом небе одни помещают Ялдабаота, а другие — Элилая (Ἠλιλαῖον); предполагают и иное, седьмое небо, на котором, по словам их, князем Сабаот (Σαβαώθ); иные же говорят, что на седьмом небе не он, но Ялдабаот (Панарион, 26, 10,2).

Упомянутые Епифанием «гностики» рассматривали Саваофа как творца материального мира  и Бога Иудеев:

«О Сабаоте одни говорят, что имеет образ осла, а другие — свиньи; поэтому, утверждают, заповедал иудеям не есть свиньи. Но Он — Творец неба и земли, и за этим небом следующих небес и ангелов своих. Душа, исходя отсюда, проходит чрез этих князей и не может пройти, если не будет сколько-нибудь в полноте ведения или, лучше сказать, сего осуждения, и, исполненная ям, не избежит из рук князей и властей. А князь, обладающий сим миром, змеевиден (δρακοντοειδῆ); он поглощает души, не причастные гносиса, и хвостом опять возвращает в мир, а здесь в свиней и в других животных души сии снова возносятся» (Панарион, 26, 10,6).

Аналогично творцом и богом иудеев, а также отцом дьявола считали Саваофа некие упомянутые Епифанием еретики-архонтики:

«Ибо, согласно с некоторыми другими ересями и по мнению архонтиков, Сабаот властительствует на седьмом небе и он сильнее прочих. Архонтики говорят еще, что душа есть пища Начал и Властей, а без нее они не могут жить, потому что душа как происходящая от вышней влаги доставляет им силу. Говорят также, что душа, получившая ведение и избежавшая церковного крещения и имени Сабаота, давшего Закон, восходит на каждое небо и представляет свое оправдание каждой власти, и так восходит к высшей Матери и к Отцу всяческих, откуда и низошла в сей мир». (Панарион, 40, 2, 6)

«Также утверждают они, как и выше мною объяснено, что диавол — сын седьмой Власти, то есть Сабаота, а Сабаот есть Бог иудеев, диавол же злой его сын и, находясь на земле, противится своему отцу». (Панарион, 40, 2, 8)

Аналогичного мнения придерживались севериане (Панарион, 45, 1, 4): «А о диаволе утверждает, что он сын великого архонта над чином Властей. Этому архонту он дает имя то Ялдабаота, то Сабаота».

Поскольку описания Саваофа на седьмом небе в трактатах «Сущность архонтов» и «О происхождении мира» соответствуют описания Колесницы Яхве в пророческих книгах Ветхого завета, ряд исследователей усматривает в этом мотиве попытку компромисса с ортодоксальным христианством и иудаизмом. Francis T. Fallon. The enthronement of Sabaoth: Jewish elements in gnostic creation myths. Brill, 1978.

29. Когда же эти (события) произошли, он сотворил себе великую колесницу из херувимов, четырехликую, и ангелов многочисленных без числа, чтобы они служили (ему), и арфы, и кифары. София взяла свою дочь Зою и посадила ее справа от него, чтобы она наставила его относительно того, что существует в Огдоаде и ангела гнева она поместила слева от него. С того дня стали называть правое "Зоэ" (т. е. "Жизнь"), а левое стало образом несправедливости (неправедности) Власти вышней, которые существовали (еще) до них. (Сущность архонтов)


Возможно, что идея о покаянии и вознесении Саваофа восходит к учению Василида, где сыновья, созданные великим архонтом Огодады и архонтом Гебдомады, мудрее своих отцов и учат их о «невыразимом и неименуемом несущем», в результате чего архонты испытывают раскаяние:

«Так Благая Весть, которая происходила от сыновства, через сына, сидящего одесную отца, достигла самого великого архонта, и он узнал, что не является богом этого мира, но сам рожден, и что над ним хранится сокровище невыразимого и неименуемого несущего и сыновство, и он раскаялся и испугался, и понял свое незнание. (2) Поэтому и говорится, что страх Господа начало мудрости (Пс. 111: 10; Притч. 1: 7). Он начал набираться мудрости, и его сын объяснил ему, кто такой несущий, что такое сыновство, кто такой святой дух, как был оформлен космос и как (или «где») произойдет восстановление всего …  (3) так он осознал грех, в который впал, возвеличивая себя. (4) …После того, как наставления получил великий архонт, знание было открыто всей Огдоаде. Так таинство стало известно небесной сфере.

Затем Благая Весть распространилось в сферу семи небес, так что архонт Гебдомады так же смог узнать благую весть. (5) Сын великого архонта передал сыну архонта Гебдомады тот свет, который он сам получил от сыновства. Этот сын точно так же передал это знание своему отцу, и тот раскаялся»  (Hippolytus, Ref. VII 26, 1–7).



Саваоф в поздних гностических текстах

В поздних гностических текстах образ Саваофа распадается на несколько фигур, что, возможно, является попыткой примирить обе тенденции, на которые указывает Епифаний (Саваоф – как один из архонтов и Саваоф как благая сущность).  Статус Саваофа растет. Сущности, носящее это имя, помещается уже и вне пределов тварного мира.

Во 2-й книге Иеу Саваоф – одна из высших сущностей, которая пребывает в Сокровище Света.

«Опять же, вы пойдете в их Внутренние (Части), в Чин Великого Саваофа, того, что от Сокровища Света. Когда вы достигнете его Чина, он опечатает вас своей Печатью, и он даст вам свою Тайну и Великое Имя».



Кроме того, в книге действует еще один Саваоф, функции которого не совсем ясны, но он каким-то образом связан со злыми силами. В одной из молитв, приведенных в книге есть такой призыв: 

«Услышь меня, Отец мой, Отец всех Отцовств, Бесконечный Свет. Услышь меня и заставь Саваофа, Адамаса и всех Правителей прийти и забрать зло из учеников моих».

В «Пистис Софии» количество сущностей с именем Саваоф продолжает увеличиваться. В первых трех книгах мы встречаемся с двумя Саваофами. Первая сущность это Великий Саваоф Благой, который пребывает в местах Правой Стороны. Этот Саваоф вышел из Йеу- епископа света. Он и другие сущности собирают «свет вышний из эонов архонтов». Впоследствии он и другие сущности пребывающие с ним «будут со-царями в первом Спасителе первого Голоса Сокровищницы Света, этом, который будет в месте душ тех, которые получили первое Таинство Первого Таинства». (Пистис София, 86).

Иисус называет этого Саваофа своим отцом (Пистис София, 86), так как полученная от него сила стала его душой при воплощении:

«Случилось же после этого по велению Первого Таинства, что Я посмотрел опять вниз в мир человечества. Я нашел Марию, ту, которая называется Моей матерью по телу материальному. Я говорил затем с ней в образе Гавриила. И когда она обратилась вверх ко Мне, Я забросил в нее первую силу, которую Я получил от Барбело, то есть тело, которое Я носил в выси, а вместо души Я забросил в нее силу, которую Я получил от великого Саваофа Благого, того, который находится в месте Правой Стороны». (Пистис София, 8).

Вторая сущность это Малый Саваоф, пребывающий в Месте Середины (согласно IV книге Пистис Софии). О нем говорится, что он получил силу от Великого Саваофа, и забросил ее в материю Барбело.

«Получил ее Саваоф Малый Благой. Он бросил ее в материю Барбело и возвестил о Месте истины Истины во всех местах, относящихся к Левой Стороне» (Пистис София. 63).

В IV книге Пистис Софии к ним добавляются еще два Саваофа из низших миров. Один из них Саваоф-Адамас правитель 6 из 12 эонов. Другими шестью эонами правил его брат Ябраоф. В Пистис Софии именно он выполняет роль «покаявшегося архонта», тогда как Саваоф-Адамас «продолжал действовать в совокуплении вместе со своими Архонтами», за что был прикован к Сфере:

«Ибо существует двенадцать Эонов, причем Саваоф Адамас властвует над шестью, и Ябраоф, его брат, властвует над другими шестью. Тогда же Ябраоф уверовал в Таинства света со своими Архонтами. И он действовал в Таинствах света и оставил таинство совокупления. Саваоф же, Адамас, продолжал действовать в совокуплении вместе со своими Архонтами. И когда увидел Йеу, Отец Моего Отца, что уверовал Ябраоф, он унес его и всех Архонтов, которые уверовали вместе с ним, принял к себе из Сферы и взял его в воздух чистый пред светом солнца, между местами относящихся к Середине и местами Невидимого Бога. Он поместил его там вместе с Архонтами, которые уверовали в него. И он унес Саваофа Адамаса и его Архонтов, этих, которые не действовали в Таинствах света, но продолжали действовать в таинствах совокупления, и связал их внутри Сферы». (Пистис София, 136).  Вопрсиимник Саваофа-Адамаса Ялухам дает  грешным душам пить чашу забвения перед их воплощением (Пистис София, 144).

Саваофом также называется Юпитер-Кронос, так как в эту планету была заключена сила Малого Саваофа Благого, чтобы он своим благим влияниям не дал эонам сферы разрушить мир:

«Иеу…взошел в Середину, извлек силу из Малого Саваофа Благого, относящегося к Середине, и связал ее в Зевсе, потому что он благ, чтобы он управлял ими своей благостью. И он установил цикл (обязанностей) его должности таким образом, чтобы он проводил тринадцать месяцев в каждом Эоне безотлучно, чтобы всех Архонтов, к которым он сходит, он освобождал от зла их лукавства». (Пистис София, 137). В связи с этим в главе 139-й Юпитер называется Малый Саваоф Зевс.  Когда Юпитер и Венера, которые считаются благоприятствующими планетами, занимают определенные места на небесной сфере, души, которые подвергались наказаниям, получают возможность перевоплощения, благодаря Великому Саваофу Благому:

«Случается же после всех этих времен, что когда Сфера поворачивается и Малый Саваоф, Зевс, входит в первый из Эонов Сферы, этот, который называется в мире Овен, и Бубастис, то есть Афродита, когда входит в седьмой Дом Сферы, то есть Весы, раздвигаются Завесы, которые междуотносящимися к Левой Стороне и относящимися к Правой Стороне, и смотрит с выси на относящихся к Правой Стороне Великий Саваоф Благой, и весь мир и вся Сфера (колеблются) до тех пор, пока еще он не посмотрел, и он смотрит вниз на места Параплекс, и ее места расточаются и погибают, и все души, которые в ее муках, берутся и возвращаются в Сферу вторично, потому что они погибали в муках Параплекс». (Пистис София, 139).

Наконец, в 4-й книге Пистис Софии Саваоф – одно из «тайных» имен «Отца Всего Отцовства, бесконечного Света» (молитва в 136-й главе Пистис Софии). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий