пятница, 19 сентября 2014 г.

Восстановление

Апокатастасис (др.-греч. ἀποκατάστασις — восстановление) — богословское понятие, использующееся в значении «восстановления» и в значении «восстановления всего», когда с ним отождествляется учение о всеобщем спасении. Было разработано во II веке гностиком Василидом, а затем воспринято такими отцами церкви как Ориген и Григорий Нисский.

В гностических текстах термин «восстановление» используется в значении восстановления в Плерому:


«И Сын Божий, Регин, был Сыном Человека. Он обладал обоими, человечеством и божеством, чтобы, будучи Сыном Божьим, победить смерть, благодаря же Сыну Человека произойдёт восстановление в полноту, поскольку Он существует изначально, свыше, как семя истины, до того, как появилось это устроение, в котором господства и божества стали многочисленными». (Слово о воскресении (Послание к Регину).

Восстановление происходит в конце мира, когда души гностиков возвращаются в Пред-Сущему:

«Когда было проповедано Искупление, Совершенный Человек немедленно получил Знание, чтобы спешно вернуться к своему единому состоянию, в то Место, из которого пришёл он, в Место, из которого он вытек. Его Члены, однако, нуждались в Месте Наставления, находящемся в Местах, украшенных ради сходства с Образами и Архетипами, подобными зеркалу, до тех пор пока все Члены Тела Церкви не станут находиться в одном Месте и одновременно не получат восстановления; (то есть в то время), когда они будут явлены как Цельное Тело, а именно - как Восстановление в ПлеромуВосстановление же происходит в Конце, после того, как Всеобщность обнаруживает, что она - Сын, являющийся Искуплением, то есть Тропой к Непостижимому Отцу, то есть, Возвратом к Пред-Сущему, и (затем) Всеобщности соответствующим образом обнаруживают себя в нём одном, (в нём), Немыслимом и Несказанном, Невидимом и Непостижимом, чтобы получить Искупление». (Трехчастный трактат).

Термин апокатастасис может применяться в значении восстановления Софии в ее сизигии, т.е. о восстановлении падшей Софии в ее изначальное состояние в Плероме:

«И Анна, которая называется в Евангелии (Лк.2:36) пророчицею, и которая прожив с мужем семь лет, все остальное время пребыла вдовою до того времени, когда увидев Спасителя, узнала его, и говорила о нем всем, утверждают они, весьма ясно указывает на Ахамофу, которая, не много видевши Спасителя с его сверстниками, во все остальное время оставалась в среднем месте и ожидала, когда Он опять придет, и восстановит ее в ее чете»  (Ириней Лионский. «Против ересей», I, VII, 4)

В Евангелии Египтян использование термина «восстановление» близко по смыслу к идеям Оригена и св. Григория Нисского и предполагает возможность восстановления всего мира (космоса): 

«Тогда великий Сиф был (25) послан от четырех светов, волей Само- [63]родного и всей плеромы, (даянием) и благоволением Великого незримого духа, и пяти печатей, и всей плеромы. Он прошел (5) три явления, о которых я говорил раньше - потоп, пожар и суд архонтов, сил и властей, - чтобы спасти тот заблудший (род) восстановлением мира и (10) крещением через тело логосородное, его же приуготовил себе великий Сиф; в тайне, через деву, чтобы святые рождались Духом святым,(15) символами незримыми, тайными, в восстановлении мира к миру, отречением (от) мира и бога тринадцати эонов , и святыми призванными, и (20) неизреченными, и нетленными лонами, и великим светом Отца, предсущего со своей Пронойей и установившего через неё святое крещение, которое достигает (25) неба, через нетленного [64] Логосородного, и Иисуса живого, и того, которого дал великий Сиф. И он пригвоздил силы тринадцати эонов и (5) через них установил тех, что движутся взад и вперед, и вооружил их оружием знания истины, неодолимой силой нетленности». (Евангелие Египтян).



Комментариев нет:

Отправить комментарий