пятница, 19 сентября 2014 г.

Покаяние

I.

В Православии богословский термин  означающий осознание грешником своих грехов перед Богом,  сокрушение сердца о своей греховности и обращение к Богу в поиске чистоты. В более широком смысле покаяние подразумевает изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога. Покаяние начинается с изменения человеческого ума, отвращающегося от греха и желающего соединиться с Богом. Покаяние всегда есть умоперемена, то есть перемена одного направления ума на другой. См. «Покаяние» в Православной энциклопедии.

Понимание покаяния как «раскаяния в совершенных грехах» для христианской литературы является вторичным.

II

В раннехристианских текстах «покаяние» - обновление, обращение ума,  первый шаг по пути странствия (παροικησες), возвращающего спасенного к его Истоку.

«не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». (Рим. 12:2).

(вы научились) «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего  и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». (Еф. 4:22-24).

Но она умножилась, глубина Отца, и она не была с Ним, мысль заблуждения, дело слабости, которое легко исправить обретением пришедшего к Тому, Кто возвратит его, ибо возвращение называют покаянием (Евангелие Истины)

Трехчастный Трактат  I, 81: «Обращение, которое еще называют покаянием»

Покаяние Софии как архетип покаяния души

В гностическом мифе  София является архетипом покаявшейся души. София, будучи одним из эонов Плеромы создала Ялдаваофа без согласия своей мужской пары-сизигии, в результате чего «выпала» из Плеромы.  Осознав свою ошибку, София покаялась.

«[И] она раскаялась (μετανοειν) [и] попросила Отца ис[тины, говоря:] «Действительно [я оставила] своего супруга (συζυγος). Поэтому я вне Твоей крепости. Я достойна того, что получила. Когда я была в полноте (πληρωμα), я производила эоны (αιων) и приносила плод  с моим супругом (συζυγος)», – и она познала себя, чем она была, и что случилось с ней». (Валентинианское изложение).

В «Апокрифе Иоанна» после покаяния, София помещается на девятое небо, где она будет находиться, пока не исправит свой изъян:

«…увидев зло, которое появилось, и захват, который совершил её сын, она раскаялась. И ей было дано забвение во тьме неведения. Она начала стыдиться, она не осмелилась возвратиться, но двигалась туда и сюда. Движение же - это "носиться". Надменный же получил силу от матери, - ведь он был невежествен, думая, что нет Иного, кроме его матери. Видя множество ангелов, которых он сотворил, он превознёсся над ними сердцем. Мать же, узнав об одеянии тьмы, что оно несовершенно, поняла, что не согласился с ней её супруг, (и) раскаялась (14) в обильных слезах. И была услышана молитва её покаяния, и принесла молитву за неё вся полнота незримого девтвенного Духа, (и Он призрел). (И когда призрел незримый Дух,) излил на неё Святой Дух от всей их полноты. Ведь её супруг не снизошёл к ней, но он сошёл к ней посредством полноты, чтобы исправить её изъян, и она не была вознесена в свой собственный эон, но на небо своего сына, чтобы пребывать в девятом (небе), пока не исправит своего изъяна». (Апокриф Иоанна).

Но Софии было дано место отдыха в обмен на ее покаяние (μετανοια). (Зостриан).

Покаяние души

В сходных терминах и образах описывается в гностических текстах покаяние души. Подобно Софии она ниспала в материю, где, став «блудницей» сожительствовала с силами мира сего, но позже покаялась.

«И она блудила своим телом, она отдавалась каждому, и она увлекалась им, думая, что это её муж, чтобы они пользовались ей.  Тогда она сильно застонала и раскаялась. Вновь, отвратившись от этих любовников, она бежит к другим, и они принуждают её быть с ними и служить им как господам на их ложе. От стыда она уже не осмеливается оставить их, они же обманывают её долгое время, как мужья верные, истинные, как будто они очень уважают её.  Наконец, все они оставляют её и уходят, она же остаётся вдовой нищей, не имеющей помощи, и меры нет у неё от её мучений. Ведь она не может получить от них ничего, кроме скверн, которыми они осквернили её, когда соединялись с ней. И те, кого она родила от любовников, глухи, и слепы, и слабы, их разум повреждён. И когда Отец Вышний посетил её и призрел на неё и увидел её с её страстями и непристойностью, и она раскаялась в своём блуде, который сотворила, и она начала взывать к Его имени, чтобы Он помог ей, она застонала всем своим сердцем, говоря: Спаси меня, мой Отец, ибо вот – я расскажу Тебе, что я оставила свой дом и (129) ушла из своего девичьего покоя. Вновь возврати меня к Себе!»

Судьба покаявшихся душ

Они возвращаются в Плерому, где занимают предназначенное им место:
«В четвёртом же эоне были помещены души не познавших полноты. И они не покаялись сразу, но оставались некоторое время и затем покаялись. Они останутся у четвёртого светила Илилифа». (Апокриф Иоанна).

 «А те, которые окажутся во многих трудах, - ветры и демоны возненавидят их. Велики же оковы тела. Ведь в месте, куда посеяли ветры, звезды и демоны от силы Духа, покаяние и свидетельство явятся им, и милость поведет их к нерожденному Духу. А те, кто обладает покаянием, упокоятся по окончании (срока) вместе с Верой в области Г имен. Вера заполнит место, которое было опустошено. А те, которые не обладают (ничем) от Духа Света и от Веры, растворятся во Мраке, в месте, куда не пришло покаяние»  (Парафраз Сима VII, 35-36)

Покаяние Саваофа

Мотив покаяния одного из архонтов Саваофа встречается в ряде гностических текстов (О происхождении мира, Сущность архонтов).  После покаяния и отказа от материальности, он помещается на седьмом небе как «бог сил», справа от Софии и становится символом праведности.

«И ангел тот связал Ялдаваофа и бросил его вниз в Тартар, на дно бездны. Его же сын Саваоф, когда увидел силу того ангела, покаялся и осудил своего отца и его мать материю, он возненавидел ее. Он же воспел Софию и ее дочь Зою. И София и Зоя восхитили его, и поместили на седьмом небе, у нижнего края завесы, между верхом и низом, и назвали его "Бог Сил Саваоф", потому что он над Силами Хаоса, поскольку София поставила его (там)». (Сущность Архонтов).

«И затем она удалилась в свой свет. Саваоф, сын Ялдаваофа, когда услышал голос Пистис, восславил ее и осудил отца из-за слова Пистис. Он воздал ей славу, потому что она указала им Человека бессмертного и его свет. Пистис София простерла свой перст и излила на него (т. е. Саваофа) некий свет из своего света для осуждения его отца. Саваоф же, получив свет, получил великую власть над всеми Силами Хаоса. С этого дня его назвали "Господь Сил". Он возненавидел своего отца, Тьму, и его (т. е. Ялдаваофа) мать, Бездну. Он возымел отвращение к своей сестре, мысли Родоначальника, которая поднималась и опускалась над водами. Из-за его света все Силы Хаоса позавидовали ему и, придя в смятение, затеяли великую битву в семи небесах.  Тогда Пистис София, увидев битву, послала Саваофу из своего света семь архангелов. Они восхитили его на седьмое небо6 и стали перед ним как служители/


Снова она послала ему еще трех архангелов. Она установила царство ему над всем, чтобы он стал над двенадцатью богами Хаоса. Когда же Саваоф получил место отдохновения за свое покаяние, Пистис дала ему свою дочь Зою с великой силой, чтобы она сообщила ему о тех всех, которые существуют в Огдоаде». (О происхождении мира).

Метанойя как ипостась

В Евангелии Египтян с его тенденцией к ипостасизации во фрагменте, соответствующем аналогичному пассажу из «Апокрифа Иоанна» о покаянии Софии Метанойя (Покаяние) действует как особая ипостась (возможно, ипостась Софии в раскаянии). Они просит, чтобы небесный Сифов род снизошел в людей для их спасения в материальном мире, а также просит за спасение и восстановление всего космоса, включая архонтов:


«Из-за этого (10) возникла Метанойя . Она получила исполнение и силу по воле Отца и его благоволению, которым он благоволил к великому нетленному, неколебимому роду великих (5) сильных людей великого Сифа - да посеет его в эонах рожденных, дабы через него восполнилась неполнота. Ибо она снизошла долу, (20) в мир, он же образ ночи. Когда пришла, она стала просить за семя архонта эона сего и (за) власти, происшедшие от него - то, что тленно и погибнет, (семя) бога (25) демонородного, и за семя [60] Адама, что подобно Солнцу, и великого Сифа». (Евангелие Египтян)

Эоны покаяния.

В поздних гностических текстах особые эоны, где временно пребывают развоплощенные души. Они находятся «ниже» Саморожденных (Единородных) эонов Плеромы и выше эонов Изгнания-Странствия παροικης.

«Я взошел в [истинно] существующее Изгнание (παροικης); [Я] крестился и я  [отрекся от мiра] и взошел в истинно существующее Покаяние (μετανοια) [и был] крещен там [шесть] раз. Я прошел через шестой (эон); [Я получил силу от него] и взошел к [Саморожденным] эонам». («Зостриан»)

Структура эонов Покаяния по Зостриану:

«(Вторые), это те, кто стоит в Покаянии, кто [не был двойственен к] греху, кто (получил) достаточно знания: Поскольку они неофиты, [они все еще грешили]. Их есть (три) разновидности: те, кто согрешил; другие [те, кто]  покаялся; и другие [кто только собирался (покаяться)]. Есть три разновидности их: те, кто совершил все грехи и раскаялся; (те, кто грешил) частично, и те, кто собирался (согрешить). Таким образом для них есть шесть эонов в соответствии с местом, предназначенным каждой из душ».  («Зостриан»).

Согласно «Книге Величия Отца» эоны показания были созданы как часть структуры умопостигаемого мира в ответ на молитву жителей материального мира:

«И Он услышал их, Он послал силы разделяющие, знающие устроение эонов сокровенных. Он послал их согласно устроению сокровенных, и Он установил порядок согласно порядку вышнему и согласно устроению сокровенному. Они начали снизу (51) вверх, чтобы строение соединилось (вверху).

И Он создал Землю воздушную, местопребывание вышедших, чтобы они оставались на ней до укрепления тех, кто под ними. Затем прибежище истинное, внутри сего - место покаяния (μετανοια), внутри сего - праобразы (αντιτυπος) воздушные. Затем странствие (παροικης)  - покаяние, внутри сего - праобразы саморождённые. В месте том они омываются во имя Саморождённого, Того, Кто Бог над ними».

Комментариев нет:

Отправить комментарий