пятница, 9 мая 2014 г.

Евангелие от Марии

Евангелие от Марии – апокрифическое гностическое Евангелие. Оригинальный текст написан на греческом, возможно во II веке по РХ. Сохранился фрагмент папируса из Оксиринха Papyrus Rylands 463 с фрагментом Евангелия от Марии на греческом языке, который датируется III веком. Более поздняя версия представляет собой перевод на коптский язык и дошла до нас в составе Берлинского коптского папируса 8502. Коптская версия Евангелия состоит из 18 страниц, из которых 10 (страницы 1-6 и 11-14) утеряны.


Из сохранившейся части коптского текста ясно, что Евангелие состояло из двух частей. Первая представляет собой диалог между Спасителем и учениками, а также рассказ Марии Магдалины о том, как Господь явился ей в видении. К сожалению оба сюжета сохранились лишь фрагментарно. Из диалога учеников со Спасителем остались ответы на два вопроса: о судьбе материального мира и о сути греха. Далее Спаситель предупреждает своих учеников против ложных пророков, запрещает им устанавливать новые законы и призывает проповедовать Евангелие.

На просьбу апостола Петра Мария Магдалина выражает готовность поведать апостолам откровения Спасителя, поведанные ей лично. Спаситель явился ей вторично и ответил на ее вопросы. Но до нас дошел лишь ответ на первый из них. Относительно того, как происходит созерцание видения душой или духом. Далее текст обрывается, так как 4 страницы кодекса утеряны.

Вторая часть Евангелия, которая включает страницы 15-18, представляет собой переданное Марией ученикам Спасителя откровение о восхождении души. Душа, покинув тело, стремиться к царству света и освобождению от материального мира, но ее встречают враждебные силы, которые необходимо преодолеть. Это осуществляется путем особого знания, полученного через откровение. Сходный мотив присутствует в других гностических («Первое Откровение Иакова», «Апокалипсис Павла»), герметических и орфических текстах.

Некоторые ученики высказывают сомнение в достоверности изложенного Марией учения. Особенно недоволен апостол Петр, который вопрошает: "Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто? Должны мы обратиться и все слушать ее? Предпочел он ее более нас?". Оспаривание Петром духовного лидерства Марии  - одна из общих тем гностических текстов. Мы встречаем ее в «Пистис Софии» и в «Евангелии от Фомы», где Петр требует от Марии удалиться, аргументировав это тем, что женщины недостойны спасения.

Мария с обидой отвергает обвинения Петра о том, что свои собственные измышления она выдает за откровения Спасителя. В ее поддержку высказывается Левий. «Раз уж Спаситель счел ее достойной, ты кто такой, чтобы отвергать ее?», - говорит он Петру и отправляется проповедовать благую весть, переданную через Марию.   


Евангелие от Марии (BG; Papyrus Berolinensis 8502)

Перевод М. К. Трофимова//Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты,  комментарии  //  Акад. обществ, наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма; Редкол.: А. Ф. Окулов (пред.) и др.- М.: Мысль, 1989.


(стр. 1 - 6 отсутствуют)

[7] [...] материя тогда разрушится или нет? Спаситель сказал: "Все существа, все создания, все творения пребывают друг в друге и друг с другом; и они снова разрешатся в их собственном корне. Ведь природа материи разрешается в том, что составляет ее единственную природу. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!". Петр сказал ему: "Коли ты разъяснил нам все вещи, скажи нам еще это: что есть грех мира?". Спаситель сказал: "Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют "грех". Вот почему благо сошло в вашу среду к вещам всякой природы, дабы направить ее к ее корню". Далее он продолжил и сказал: "Вот почему вы болеете и умираете, [8] ибо вы [любите] то, что [вас] обманывает. Тот, кто постигает, да постигает! Материя породила страсть, не имеющую подобия, которая произошла от чрезмерности. Тогда возникает смятение во всем теле. Вот почему я сказал вам: Крепитесь, и, если вы ослабли, крепите же себя пред разными формами природы. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!".

Сказав это, блаженный простился со всеми ими и сказал: "Мир вам! Мой мир, приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря: "Вот, сюда!" или "Вот, туда!". Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним! Те, кто ищет его, найдут его. Ступайте же и проповедуйте евангелие царствия. Не [9] ставьте предела кроме того, что я утвердил вам, и не давайте закона как законодатель, дабы вы не были схвачены им".

Сказав это, он удалился. Они же были в печали, пролили обильные слезы и сказали: "Как пойдем мы к язычникам и проповедуем евангелие царствия Сына человека? Если они не сберегли его, как они сберегут нас?". Тогда Мария встала, приветствовала всех их и сказала своим братьям: "Не плачьте, не печальтесь и не сомневайтесь, ибо его благодать будет со всеми вами и послужит зашитой вам. Лучше же восхвалим его величие, ибо он приготовил нас и сделал нас людьми".

Сказав это, Мария обратила их сердца ко благу, и они начали рассуждать о словах Спасителя.

[10] Петр сказал Марии: "Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин. Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, не мы, и которые мы и не слышали". Мария ответила и сказала: "То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это". И она начала говорить им такие слова: "Я, - сказала она, - я созерцала Господа в видении, и я сказала ему: "Господи, я созерцала тебя сегодня в видении". Он ответил и сказал мне: "Блаженна ты, ибо ты не дрогнула при виде меня. Ибо где ум, там сокровище". Я сказала ему: "Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает видение, - он созерцает душой [или] духом?". Спаситель ответил мне и сказал: "Он не созерцает душой и не духом, но ум, который между двумя, - и [тот, который созерцает видение, и он [тот ...]

(стр. 11 - 14 отсутствуют)

[15] [...] его. И вожделение сказало: "Я не увидела тебя нисходящей, но теперь вижу тебя восходящей. Почему же ты лжешь, принадлежа мне?". Душа ответила и сказала: "Я увидела тебя. Ты меня не увидела и меня не узнала. Я была для тебя как одеяние, и ты меня не узнала". Сказав это, она удалилась в великом ликовании.

Снова она пришла к третьей власти, именуемой "Незнание". Она спросила душу, сказав: "Куда ты идешь? Лукавство схватило тебя. Но ты схвачена. Не суди!". И душа сказала: "Почему ты судишь меня, хотя я не судила? Я была схвачена, хотя не схватила. Меня не познали, я же, я познала, что все подлежит разрешению, будь то вещи земные, [16] будь то небесные". Устранив третью власть, душа поднялась выше и увидела четвертую власть в семи формах. Первая форма - это тьма; вторая - вожделение; третья - незнание; четвертая - смертная ревность; пятая - царствие плоти; шестая - лукавство плоти; седьмая яростная мудрость. Это семь господств гнева. Они вопрошают душу: "Откуда идешь ты, убивающая людей?" - или: "Куда направляешься ты, поглощающая пространства?". Душа ответила и сказала: "Что хватает меня, убито; что опутывает меня, уничтожено; вожделение мое пришло к концу, и незнание умерло. В [мире] я была разрешена [17] от мира (вар.: миром) и в отпечатке отпечатком свыше. Узы забвения временны. Отныне я достигну покоя времени, вечности, в молчании". Сказав это, Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места.

Андрей же ответил и сказал братьям: "Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала. Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь эти учения суть иные мысли".

Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей. Он спросил их о Спасителе: "Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто? Должны мы обратиться и все слушать ее? Предпочел он ее более нас?".

[18] Тогда Мария расплакалась и сказала Петру: "Брат мой Петр, что же ты думаешь? Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе?".

Левий ответил и сказал Петру: "Петр, ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Но если Спаситель счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся! И облекшись совершенным человеком, удалимся, как он велел, и проповедуем евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель".

Когда [19] [...] и они начали уходить, [дабы про] возглашать и проповедовать.


Евангелие от Марии (Papyrus Rylands 463)
                       

Перевод Евангелия от Марии (Papyrus Rylands 463) с греческого выполнил Е.В. Родин по изданию: Четверухин А.С., Сочинения гностиков в Берлинском коптском папирусе 8502, - СПб.: Алетейя, 2004. - С. 98-99.

"...Отныне в течение периода времени века покой в безмолвии". Сказав так, Мария замолчала. После того, как Спаситель изрек это, Андрей говорит: "Братья, что вы думаете о сказанном? Не верю я, что Спаситель мог произнести такое, ибо считаю, что это противоречит Его толкованию данных вопросов". Спаситель сокровенно и не во всеуслышание говорил женщине, чтобы все слушали более достойное: Спасителя. Левий возражает Петру: "Петр, вечно ты гневаешься: вот и теперь рассуждаешь ты так о женщине как противящийся ей. Раз уж Спаситель счел ее достойной, ты кто такой, чтобы отвергать ее? Действительно, прекрасно зная ее, Он предпочел ее остальным. Устыдимся и, облекшись в совершенного человека, что предписано нам, то исполним: возвестим Евангелие, не устанавливая запретов и законов, как велел Спаситель". Сказав это, Левий ушел и начал проповедовать Евангелие [от Марии]».


Комментариев нет:

Отправить комментарий