пятница, 9 мая 2014 г.

Апокалипсис Павла

Апокалипсис Павла – небольшое произведение в жанре откровения из V кодекса библиотеки Наг-Хаммади. Не исключено, что его автор отталкивался от визионерского опыта апостола Павла, засвидетельствованного во 2-м послании к Коринфянам (12:2-4), где говорится о человеке, восхищенном до «третьего неба», где он «слышал неизреченные слова», которые нельзя пересказать. 


Апокалипсис Павла представляет собой рассказ-откровение об опыте восхождения души через небесные сферы от третьего неба до высших плероматических сфер – Огдоады, Эннеады и Декады. Павел начинает восхождение с горы Иерихон с целью достижения небесного Иерусалима, где пребывают 12 апостолов. Ему сопутствует Святой Дух в образе ребенка, наставляющий апостола о прохождении небесных сфер. Цель этого восхождения - получение знания: «Пусть твой ум проснется, Павел, и увидит… чтобы в том, что явно, ты смог узнать скрытое».

При прохождении небесных сфер, душа апостола встречается с ангелическими и демоническими силами, небесными «мытарями», испытывающими души. Достигнув седьмого неба, Павел встречает там Демиурга, которому предъявляет тайный знак и тот пропускает его в Огдоаду. При достижении восьмого неба, апостол Павел присоединяется к 12 апостолам – его духовным спутникам – и вместе с ними восходит к десятому и последнему небу.

Откровение содержит в себе учение о метемсихозе – новом воплощении в материальном мире, отождествляющемуся с преисподней, тех душ, которые не смогли пройти суд небесных «сборщиков податей».

Перевод и комментарии А.Л. Хосроева по изданию «The Apocalypse of Paul» (V.2: 17.19-24.9). W. R. Murdock and G. W. MacRae (ed.). — Nag Hammadi Codices V, 2-5 and VI with Papyrus Berolinensis 8502, 1 and 4. Ed. by D. M. Parrott. Leiden, 1979, p. 50-63 (Nag Hammadi Studies. Vol. 11).


Апокалипсис Павла

[17] (несколько строк до конца 17-й страницы не читаются)

[18] [...] дороги. И [он ответил ему], говоря: "[Какой] дорогой [пойду я] в Иерусалим?". [Ответил] ребенок, [говоря]: "Скажи свое имя, чтобы [я смог показать] тебе дорогу". [Ведь этот ребенок] знал, [что это был] Па[вел] и (лишь) хотел вступить с ним в беседу, [чтобы] найти повод для разговора с ним.

Ответил ребенок, говоря: "Я знаю тебя, Павел, кто ты. Ты тот, который получил благословение от чрева своей матери (1). Поэтому я и [пришел] к тебе, чтобы ты смог [пойти в Иерусалим] к своим товарищам [апостолам. И] поэтому [ты] был [призван. И] я, есть Дух, [который будет идти] с тобой. Пусть [проснется твой ум], [Па]вел […] (далее несколько строк до конца страницы не читаются).

[19] (строки 1 и 2 не читаются) среди начал, и властей, [и] архангелов, и сил, и всего рода демонов [...] тот, кто открывает тела для семени души".

И после того, как он закончил эту речь, он ответил, говоря мне: "Пусть твой ум проснется, Павел, и увидит, что эта гора, на которой ты стоишь, это гора Иерихон, чтобы в том, что явно, ты смог узнать скрытое. Ты же отправишься к двенадцати апостолам, ведь они - это избранные духи, и они будут тебя приветствовать". Он (2) поднял свои глаза и увидел их, и они приветствовали его.

Тогда Святой Дух, который говорил с [ним], восхитил его к третьему небу, и он поднялся к четвертому [небу]. И ответил ему Дух [Святой], говоря: "Взгляни и увидь свой [образ] на земле". И он взглянул вниз и увидел тех, [кто на] земле. Он вгляделся [и увидел] тех, кто на [...]. [Тогда] [20] он стал вглядываться [вниз и] увидел двенадцать апостолов справа от себя и слева от себя среди твари (3), а Дух ходил перед ними.

Я же увидел (4) на четвертом небе согласно {его} роду (5), увидел же я ангелов подобных богам, ангелов, которые несли душу из земли мертвых (6). Они поместили ее у ворот четвертого неба. И эти ангелы били ее плетью. Ответила душа, говоря: "Какой грех я совершила в мире?". И сборщик податей (7), место пребывания которого - четвертое небо, ответил, говоря: "Не подобало (тебе) совершать все эти беззакония, которые в мире мертвых". Ответила душа, говоря: "Приведи свидетелей! Пусть они [покажут] тебе, в каком теле я совершала беззакония (8). [Хочешь ли] принести книгу, [чтобы прочитать] из нее?".

И пришли три свидетеля. Ответил первый, говоря: "[Разве не] был я [в] теле два часа [...]? Я восстал на тебя, [21] пока ты [пребывала] в гневе, [ярости] и зависти". И второй ответил, говоря: "Разве я не был в мире? И я вошел в пять часов, и я увидел тебя и возжелал тебя. И вот теперь я обличаю тебя в убийствах, которые ты совершила". Ответил третий, говоря: "Разве не приходил я к тебе в двенадцать часов дня, когда солнце начинало заходить? Я дал тебе тьму, пока ты не закончила свои грехи". Когда душа услышала это, она посмотрела вниз в скорби. И затем она посмотрела наверх. Они бросили ее вниз. Душа, которую они бросили вниз, [вошла] в тело, которое было уготовано [для нее. И] вот ее свидетели закончили.

[А] я [посмотрел] наверх и [уви]дел Духа, говорящего [мне]: "Павел, пойдем! Пойди ко мне!".

Когда же я пошел, ворота открылись, [и] я поднялся к пятому [небу]. Увидел же я моих товарищей апостолов, [идущих со мной], [22] причем Дух шел вместе с нами. И увидел я великого ангела на пятом небе, держащего железный посох в своей руке. С ним были три других ангела, и я заглянул в их лица. Они же спорили друг с другом, погоняя с плетями в их руках души на суд. Я же шел с Духом, и открылись мне ворота. Тогда мы поднялись к шестому небу. И я увидел моих товарищей апостолов, идущих со мной, и Дух Святой держал меня перед ними. И поднял я глаза вверх, и увидел великий свет, светящий вниз на шестое небо. Я ответил, говоря сборщику податей, который на шестом небе: "[Открой] мне и Духу Святому, [который] передо мной". Он открыл [мне. Тогда мы поднялись] на седьмое [небо].

[Я увидел] какого-то старика [...] света, [и его одежды] были белыми. [Его трон], который на седьмом небе, был светлее солнца в [семь] раз. Ответил [23] этот старец, говоря мне: "Куда ты идешь, Павел, тот, который был удостоен благодати и избран от чрева его матери?". Я же взглянул на Духа, и он кивал своей головой, говоря мне: "Поговори с ним". И я ответил, говоря этому старику: "Я пойду в место, из которого я пришел". И ответил мне старец: "Откуда ты?". Я же ответил, говоря: "Я пойду в мир мертвых, чтобы пленить тот плен, который был пленен пленом Вавилона". Старец ответил мне, говоря: "Каким образом ты сможешь избавиться от меня? Посмотри, и ты увидишь начала и власти". Ответил Дух, говоря: "Дай ему знак, который есть у тебя, и [он] откроет тебе". И тогда я дал [ему] знак. Он обратил свое лицо вниз к своему творению и к властям, которые принадлежали ему. И тогда открылось <седьмое> небо, и мы поднялись в [24] Огдоаду. Увидел же я двенадцать апостолов. Они стали меня приветствовать, и мы поднялись на девятое небо. Я приветствовал всех тех, кто был на девятом небе, и мы поднялись на десятое небо. И я приветствовал моих товарищей духов.

(1) Т.е. от самого рождения.
(2) Павел. Неожиданная смена лица, от которого ведется рассказ.
(3) Т. е. «среди тварного (созданного) мира». Это сочетание следует связать с «Посланием к Колоссянам» (1:23), где речь идет о евангелии, которое было проповедано «среди всякой твари под небом».
(4) Опять смена лица повествователя: возвращение к рассказу от первого лица.
(5) т. е. то, что Павел увидел на четвертом небе, соответствовало его представлениям о том, что он и увидел; ср., например, «Бытие» (1:11): «... семя... приносящее по роду своему плод».
(6) Под «землей мертвых» автор, скорее всего, понимает Землю, которая ассоциируется у него с преисподней; ср. 20:19-20 и 23:13.
(7) «Сборщик подателей» или «мытарь» - в раннехристианской литературе обозначение того, кто охраняет одно из небес. См. Первое Откровение Иакова, 33:8.
(8) Возможно, речь идет о переселении душ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий