суббота, 3 мая 2014 г.

Джонатан Голдмен. Целительные звуки (главы из книги + ВИДЕО + АУДИО)


ГАРМОНИКИ В ОККУЛЬТНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ

Слово «оккультный» буквально означает «непостижимый, загадочный, тайный». Обычно этот термин употребляют применительно к различным системам магической практики — системам, многие из которых представляют собой ответвления мировых религий и включают в себя те же эзотерические ритуалы, что лежат в основе общественных богослужений, проводящихся в храмах или синагогах. Однако члены этих закрытых магических сообществ хранят свое учение в строжайшей тайне, так что для непосвященных оно остается «оккультным».


КАББАЛА

Основу многих магических формул и заклинаний, используемых в оккультных практиках, составляют гласные звуки. Любопытно, что английское слово «enchant» («очаровывать, околдовывать, наделять магическими силами или свойствами») происходит от латинского «incantare» — «петь магические звуки или слова». Одной из самых древних и могущественных оккультных традиций является каббала. Возникнув как эзотерическое ответвление иудаизма, каббала со временем вошла в репертуар многих западных школ ритуальной магии, в том числе гностических и христианских.

Вселенная в каббале представляется в виде архетипической структуры, именуемой «Древом Жизни». «Древо» это состоит из десяти различных сфер бытия — так называемых сефирот (мн.ч.; ед.ч. — сефира). Каждая сфера наделена особыми атрибутами, связана с определенными аспектами Бога и символизирует определенный уровень сознания. Древнееврейское слово «каббала» означает «воспринимать, получать». Каббала — это эзотерическое, сокровенное учение, зародившееся в рамках иудаизма. Главные священные книги каббалы — Ветхий Завет, Талмуд и «Зогар». Существует мнение, что именно каббала стала эзотерическим основанием христианства и ислама.


ДРЕВО ЖИЗНИ

Каббалистическое Древо Жизни представляет собой геометрическую структуру, общими очертаниями напоминающую дерево. Корни этого дерева уходят в область, именуемую «Малькут», которая олицетворяет физический план, а самые высокие ветви поднимаются в сферу «Ке-тер» («Венец»). Венец— это символ точки, лишенной измерений и пребывающей между Проявленным и Непроявленным. От Венца все сущее исходит в сотворенные миры.

На илл. 3.1 представлена схема Древа Жизни с названиями и атрибутами всех сефирот.



Каббале и Древу Жизни посвящено Множество книг. Схема Древа Жизни как голографическая модель эффективно накладывается практически на все прочие модели сознания и реальности. В некоторых эзотерических школах, например, с сефирот соотносятся определенные части человеческого тела и чакры. Разным сефирот ставятся в соответствие различные гласные звуки, ноты и музыкальные интервалы. Древо Жизни на протяжении многих веков вызывало неослабевающий интерес у философов и мыслителей самых разных направлений. Все они стремились постичь смысл этой схемы и соотнести ее с собственными представлениями о Вселенной.


ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В КАББАЛЕ

Во многих каббалистических школах применяется метод работы с гласными звуками, позволяющий пробудить энергию, заключенную в различных сефирот. С этой целью чтец растягивает и выделяет гласные звуки, входящие в священное имя данной сефиры.

Вот что пишет о гласных Уильям Грей, один из величайших магов Запада, в своей книге «Говорящее Древо» (W. Grey. The Talking Tree):

«В иврите слова записываются одними согласными, а гласные звуки читающий подставляет сам, выводя значения слов из общего контекста. Изначально гласные представляли собой совершенно особый вид звуков: в основном они входили в состав только "имен Бога" и иных сакральных слов и терминов. Согласные образуют тело слова, однако лишь гласные способны вдохнуть в него душу.

В сочетаниях гласные складываются в Имя Сущего: И-А-О, И-Э-О-А, ХУ, ЯХ и так далее. Любая комбинация гласных звуков символизирует Создателя всего сущего. Именно поэтому гласные наделялись сакральной функцией во всех магических системах... Таким образом, гласные для языка то же, что жизнь и сознание — для сотворенного мира».

Мастера каббалистической магии, по словам Грея, полагают, что пение определенных гласных позволяет приобщиться к божественной энергии. Выпевая гласные того, что Грей называет «ключом к "Слову" А-Э-И-О-У», можно «полностью раскрыть в себе космическое сознание». В тех или иных сочетаниях гласные звуки помогают войти в резонанс с тем или иным аспектом божественной сущности.

Согласно Грею, гласный «А» соответствует элементу Земли и северу, «Э» — элементу Воздуха и востоку, «И» — элементу Огня и югу, «О» — элементу Воды и западу, а гласный «У» соответствует эфиру (который Грей именует элементом Универсальной истины) и «всему сущему вокруг нас».

Использование комбинаций гласных звуков в качестве магических формул восходит, очевидно, к глубокой древности. Эдгар Кейс, знаменитый «спящий пророк», пребывая в трансе, сообщил, что древние егнптяие при помощи семи гласных звуков активизировали энергетические центры тела. Подтверждение этим сведениям можно найти н в иных, совершенно независимых источниках. Вот что пишет об использовании гласных в Древнем Египте Джеймс Андерсон Уинн, профессор Йельского университета, в своей работе «Легкомысленная риторика» (J. Winn. Unsuspecting Eloquence): «Исполняя гимны во славу богов, египетские жрецы произносят в определенном порядке семь гласных звуков».

Труды, посвященные магии и каббале обходят молчанием — возможно, умышленным — вопрос о взаимосвязи между гласными звуками и гармониками. Однако профессор Уинн в своем исследовании затрагивает и эту проблему:

«Каждый гласный звук требует определенного положения языка и определенной формы ротовой полости. Следова­тельно, каждый гласный приобретает собственный обертон, который будет сопровождать ее в любом случае, неза­висимо от того, поется этот гласный или произносится, рожден ли он горлом женщины или мужчины. Попробуйте произнести один за другим, например, такие слоги — "биит", "бит", "бет", "бээт", "боут", "бот", и вы услышите последовательное понижение высоты обертона. Если перейти на шепот, исключив, таким образом, голосовой элемент, эффект будет еще отчетливее».

Ученые возводят некоторые аспекты каббалы к древнеегипетским храмовым церемониям. Значит, нет ничего уди­вительного в том, что вокальная техника, используемая Уильямом Греем и другими западными магами, схожа с сак­ральными ритуалами египетских жрецов.


ДРЕВО ЖИЗНИ И ИМЕНА БОГА

Первое препятствие на пути изучения оккультных и магических практик — то обстоятельство, что эти системы по большей части остаются закрытыми для непосвященных. Один из примеров тому" - имена Бога, связанные с раз­личными сефирот Древа Жизни. С одной стороны, любой желающий может почерпнуть сведения о них нз многочис­ленных книг по каббале. Как уже было сказано, произнося эти имена нараспев, человек получает возможность по­средством резонанса приобщиться к энергии соответствующего божественного имени.

На илл. 3.2 представлено Древо Жизни с именами Бога, соответствующими каждой сефире. Кроме того, указаны имена архангелов, обитающих в этих сферах. Согласно учению каббалы, человек может призвать ангела, произнося его имя.



Но, с другой стороны, как пишет Уильям Грей, «пение гласных звуков и сакральных имен ничего не даст непосвященному. Тот, кто не прошел подготовительного обучения, никогда не сможет овладеть этими рычагами, управляющими человеческим сознанием». Главным же условием успеха в области магического песнопения является постижение взаимосвязи между вокализацией н визуализаций — звуковым воплощением н зрительным.

И в древнеегипетской, и в древнееврейской традиции акт творения представлен следующим образом: бог-творец произносит название объекта и тем самым создает его. Вот пример из Книги Бытие: «Бог сказал: "Да будет свет", и стал свет». Свет был создан путем произнесения самого слова «свет».

Наомн Яновиц, автор работы «Поэтика восхождения» (N. Janowitz. The Poetics of Ascent), выдвигает следующую теорию: чтобы божественное слово вылилось в вещественное воплощение, в нем должно быть «закодировано» кон­кретное действие или иное содержание. Таким образом, к процессу вокализации — сотворения предмета путем на­зывания — добавляется еще один фактор: произнося название предмета, Бог-творец должен представлять его. Следовательно, в сфере нашего внимания оказывается концепция визуализации — зрительного воплощения. Эти понятия объединяет формула:

ВОКАЛИЗАЦИЯ + ВИЗУАЛИЗАЦИЯ = ВОПЛОЩЕНИЕ

И формула эта приложима почти ко всем исследованным мною традициям священного песнопения. К примеру, человек задался целью вступить в контакт с каким-либо божеством. Для этого он должен не только произнести определенный звук, резонирующий с ним, но и визуализировать это божество. То же самое н в случае с каббалистическим Древом Жизни: практикующий вызывает перед своим мысленным взором образ какой-либо сефиры, а затем произносит нараспев соответствующее ей имя Бога.

Отмечу еще раз, что проникнуть в тайны эзотерического учения, постичь истинный смысл обрядов н церемоний непосвященным бывает крайне нелегко. А пение сакральных имен Древа Жизни без надлежащей подготовки не принесет желаемого результата


ПЕНИЕ ИМЕН БОГА ПО МЕТОДУ РЕГАРДЬЕ

Благодаря моим ученикам, учителям и друзьям мне несколько раз представлялась счастливая возможность участвовать в священных ритуалах, испытывая на себе их истинное, глубинное воздействие, хотя формально я и не являлся членом какого-либо магического ордена или сообщества. Однажды мне довелось приобщиться и к учению каббалы.

Как-то раз мой друг — музыкант и практикующий маг — дал мне послушать запись тайной каббалистической церемонии. Я сам учил его пению гармоник, и, овладев этим искусством, он стал применять его в магических ритуалах и обучать ему других людей.

То была запись голоса Израэля Регардье, знаменитого западного мага, члена ордена Золотой Зари: Регардье пел имена Бога, соответствующие различным сферам Древа Жизни. Теперь эту запись растираживали, но в то время она стала для меня настоящим откровением. Слушая, как Регардье поет имена Бога — например, «Яхве», которое в его исполнении звучало как «Йод-Хе-Вау-Хе», — я сразу отметил для себя, что он растягивает и акцентирует гласные. Иными словами, он пел не просто «Йод-Хе-Вау-Хе», а «Йоооод-Хеееее-Ваааау-Хееееее». Прислушавшись внимательнее, я заметил, что в этих долгих гласных отчетливо выделяются гармоники.

При этом обертоны получались вовсе не случайно. Регардье сознательно старался производить гармоники и усиливать их звучание. Не вызывало сомнений, что в его системе магин это обертональное пение представляло собой один из высших и самых сокровенных уровней магической практики. Лично мне представляется, что гармоники в сочетании с именами Бога образовывали магическую звуковую формулу, призванную пробуждать те или иные аспекты божественной энергии. Согласен со мной и мой друг—музыкант и маг. Поскольку каждый гласный обладает собственной устойчивой системой обертонов, то каждое данное имя Бога дает при правильном исполнении вполне определенную, конкретную звуковую формулу.


СУФИЙСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Сакральное значение гласных звуков открыто признается во многих духовных традициях мира. Суфии, например, на­деляют гласные звуки различными божественными свойствами. Услышав суфийское пение, можно постичь всю силу гармоник, заключенных в гласных звуках.

Вот что пишет о вокальном искусстве суфиев Пнтер Майкл Хэмел в своей работе «Через музыку к внутреннему Я» (P. Hamel. Through Music to the Self):

«В исламской среде также сложилась особая певческая техника, изменявшая голос до неузнаваемости. С незапамятных времен муэдзин, нараспев выкрикивавший текст священного Корана, в час молитвы всходил на минарет и, прижав руки к вискам, принимался возносить хвалу Аллаху неестественно высоким головным голосом, фальцетом. В тихих районах пронзительные звуки разносились на несколько миль вокруг и на расстоянии напоминали нежное женское пение. И лишь в непосредственной близости от певца можно было заметить, какие огромные усилия он прикладывает и как напрягает голосовые связки. Таким образом, и в мусульманской традиции певец, наделенный сверхъестественными способностями, входит в число людей, непосредственно причастных к учению Пророка. Суфии развили эту технику пения на высоких тонах. В момент экстаза исполнитель священного текста начинает издавать горловые звуки — нечто вроде икоты или очень быстрого йодля, — в результате чего голос перескакивает на более высокий регистр, словно звук флейты, в которую дунули слишком сильно. Посредством такого пения мистическое содержание священных текстов или экстатических молитв напрямую передается слушателям. Эта вокальная техника отражает присущее исламу мистическое сочетание сурового аскетизма и религиозного рвения».

Суфизм представляет собой эзотерическое ответвление ислама. Суфии много знают о целительных способностях гласных и активно их используют. Приведу отрывок из книги шейха Хакима Абу Абдуллы Гулам Мойнуддина «Книга суфийского пения» (Hakim Abu Abdullah Ghulam Moinuddin. The Book of Sufi Chanting):

«Долгие гласные,"а", "и", "у" занимают центральное место среди прочих звуков. Суфийская традиция именует их константами вселенской гармонии. Эти гласные играют важнейшую роль в любой мистической системе, основанной на использовании звуков...


Долгий гласный "а" движется из гортани вниз, чуть налево и останавливается в сердце... Долгий "и" устремляется в противоположном направлении: вверх, за носовую перегородку, и вибрирует в центре шишковидной железы... Долгий "у" возникает на кончике вытянутых трубочкой губ, в точке, где соединяются вдох и выдох».

Автор отмечает, что слово «Аллах», к примеру, «представляет собой продленный гласный "а"» и, следовательно, пробуждает энергию сердца. Другой пример молитвы, с помощью звука «а» раскрывающей сердечную чакру, — молитва Господня: «Отче наш, сущий на небесах...».

Среди бесспорных знатоков гармонического пения и заложенных в нем чудотворных сил непременно следует назвать Пир Вилаят Хана, духовного главу Западного суфийского ордена. В его книге "К Единому» (Pir Vilayat Khan. Towards the One) приводится схема соответствий гласных звуков н чакр (см. илл. 3.3).



ОБЕРТОНЫ В РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ

Отцом Пир Вилаят Хана был Хазрат Инаят Хан. Как музыкант, он был весьма сведущ в лечении звуком. Его идеи изложены Сармадом Броуди в статье «Врачевание и музыка: Точка зрения Хазрат Инаят Хана» (Sarmad Brody. Healing and Music: the Viewpoint of Hazrat Inayat Khan):

«Главным приемом в области звуколечения, позволяющим обуздать волю и направить ее в нужное русло, является пение открытой гласной в одном и том же тоне. Именно так добиваются правильного звучания и получают возможность расслышать в производимом звуке различные обертоны... Еще более отчетливо обертоны проступают, если петь поочередно разные гласные, медленно переходя от одной к другой: "оо-аа-ии". С каждой новой гласной новые обертоны будут выходить на первый план».

Особое внимание Броуди уделяет четвертому обертону, который отстоит от основного тона на две октавы и большую терцию. Исполняя свои тантрические песнопения, монахи из монастыря Гьюто делали акцент именно на этой гармонике.

«Умение различать четвертый обертон приведет в гармонию все ваше существо и вознесет сознание на высочайший уровень. Если вы овладели этим умением, значит, ваших сил хватит теперь на то, чтобы исцелить себя. Кроме того, научившись одновременно вслушиваться в четвертый обертон й посылать мягкий, нежный звук в ту область, где заблокирована энергия или возникло напряжение, вы сможете это напряжение ослаблять».

Другие традиции также наделяют гармоники необычайными силами и способностями. Роберт Льюис, член Братства розенкрейцеров, в своей работе «Священное Слово и его созидательные обертоны» (Robert С. Lewis. The Sacred Word and its Creative Overtones) рассматривает гармоники с позиций христианского мистицизма.

Согласно Льюису, основной тон — это проявление Святого Духа в форме звука на физическом плане. Той же энергии причастны н обертоны, отстоящие от основного тона на октавы. Эти гармоники Льюис обозначает нотой до, а из геометрических фигур ставит им в соответствие квадрат. Следующий обертон, составляющий с основным тоном терцию, соотносится с Духом Христа. Льюис обозначает его нотой ми и соотносит с пятиконечной звездой (пен­таграммой). Обертон, отстоящий от основного точа на кванту, Льюис связывает со Вседержителем и обозначает нотой соль. Этому обертону соответствует шестиконечная звезда (гексаграмма).

Для розенкрейцеров — Льюиса, Макса Хейнделя и прочих — базисным учением является христианский мистицизм. Но ядро их духовной системы составляет концепция звука как основного принципа мироздания (и в этом заключается сходство розенкрейцеров со многими эзотерическими традициями). «Все сущее во Вселенной, — пишет Льюис, — изначально возникло как мысль, которая затем воплотилась в звуковой образ, то есть в слово. Звук породил бесчисленное разнообразие внешних форм и сам проник в эти формы, наполнив их жизнью...

Обертоны всех музыкальных звуков являются связующей нитью между миром физическим и миром духовным. Именно поэтому религиозный обряд практически невозможно представить без музыки. Идет ли речь об индийской мантре или о пенни иудейского кантора, о призыве мусульманского муэдзина, о христианском гимне или о кантате Баха, музыка везде преследует единую цель: воздействовать на частоту вибрации каждого слушателя и через гармонический ряд возвести ее на высший духовный уровень».


ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ

На первый взгляд может показаться, что, обращаясь к католической традиции григорианского хорала, мы откло-няемся от нашей главной темы. Однако между техникой, основанной на использовании гласных звуков и вокальных гармоник, и григорианским пением существует немалое сходство. Первые христианские гимны появились с зарождением христианства (Августин Блаженный называл их «песнями, возносящими хвалу Господу»). Музыкальная форма григорианского обряда распространилась по всей Европе и, как считают исследователи, наивысшего расцвета достигла в VIII в.Вот что пишет в развитии христиан ской музыкальной традиции Джоселин Годвин в своей книге «Гармония Небес и Земли» (Joscelyn Godwin. Harmonies of Heaven and Earth):

«Вполне осознавая силу психологического воздействия музыки, приверженцы христианства тем не менее редко использовали ее в ритуальных целях на глубинном, эзотерическом уровне. Причиной тому послужила историческая ситуация, в которой протекало становление этой религии. Для раннего христианства, зародившегося в Римской им­перии, музыка оказалась олицетворением всего самого греховного и отталкивающего: языческих культов с их экстатическими ритуалами, фривольных празднеств, сексуальной вседозволенности, ужасов гладиаторских битв. Пение гимнов отцы церкви считали позволительным, однако не допускали и мысли, что музыка может представлять собою нечто большее, чем источник обыкновенного чувственного наслаждения».

И все же григорианский хорал с его отчетливыми обертонами зазвучал под сводами множества церквей, став на много веков неотъемлемым элементом христианской службы.

Первоначально григорианские песнопения исполнялись в унисон: все монахи пели единую мелодию, акцентируя и растягивая гласные. Такой вид пения назывался «кантус плянус» (букв. «простая песнь»). Обертоны, порождаемые долгими гласными, слышались настолько отчетливо, что казалось, будто хору монахов вторят призрачные голоса. В VIII—IX вв. искусство обертонального пения развивалось в монастырях гораздо более активно и осознанно, чем в наше время.

Предположительно в IX в. развитие церковной музыки устремилось по совершенно новому пути: мелодия литургии разделилась на два голоса. Этот новый стиль получил наименование «органум». В его наиболее простом варианте один голос исполнял основную мелодию, а другой следовал параллельно ему, но на кварту ниже.

Если пользоваться современной системой нотного письма, то, к примеру, основной мелодии григорианского хорала, выдержанной в тональности До-мажор, вторил другой голос в тональности Соль-мажор. Постепенно основная мелодия перешла к нижнему голосу. Верхний голос в сочетании с этой мелодией стал звучать как последовательность долгих, протяжных звуков. Под каменными сводами церкви в этих протяжных звуках гармоники слышны особенно отчетливо.

Католическая церковь обошла вниманием необыкновенные целительные возможности григорианского хорала, и обычай пения священных текстов на латыни был отменен II Ватиканским собором. К чему это привело, рассказывается в этой книге чуть ниже, в главе о медитации: там вы найдете историю о докторе Альфреде Томатисе и монахах-бенедиктинцах, которых он лечил от истощения и депрессии, вызванных отказом от пения.

Доктор Томатис считает, что священные песнопения разных традиций содержат высокочастотные гармоники, благотворно воздействующие на работу мозга. Эту теорию можно рассматривать как научное объяснение некоторых необычных свойств гармоник — некоторых, но далеко не всех.


ЯЗЫК ГАРМОНИК

Гармоники и гласные звуки выступают в роли магических инструментов во многих эзотерических и оккультных традициях. Скрытая в них чудотворная энергия волновала умы человечества с незапамятных времен. Существует легенда, что обычному языку, состоящему из слов, предшествовал иной язык — язык гармоник, позволявший человеку общаться не только с себе подобными, но и со всеми творениями природы. Эта легенда основана на идее, что в частоте колебаний каждой гармоники закодирована определенная информация. В отличие от телепатии, вышеописанный способ общения все же включает в себя звук, однако он сходен с телепатией в том, что мысли и информация закладываются в звуковую волну и пересылаются адресату. Возможно, именно так общаются между собой дельфины — посредством звука посылая друг другу трехмерные голографические мыслеобразы. Со временем древний язык гармоник разделился на два направления. Согласные соединились с тонами — и образовались слова. Тоны соединились с другими звуками — и появилась музыка. Но хочется верить, что однажды нам удастся снова открыть утерянный человеком язык гармоник.


ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В СОСТАВЕ МАНТР

В переводе с санскрита слово «мантра» означает «мысль, приносящая освобождение и защиту». Мантры представляют собой слова или звуки, декламация которых вводит человека в измененное состояние сознания. Индуистская традиция насчитывает тысячи мантр, каждая из которых обладает собственным назначением. Одни мантры помогают человеку вступить в контакт и слиться с божеством или иной сверхъестественной сущностью. Другие наделяют его какой-либо особой силой — сиддхой. Существуют также мантры, призванные активизировать чакры путем резонанса. Настоящая глава посвящена применению гласных звуков в качестве мантр этой последней разновидности.

ЧАКРЫ

Чакрами называют энергетические центры, расположенные вдоль центральной линии тела. Ясновидящие описывают их как вихреобразные сгущения непрерывно сменяющих друг друга цветов и звуков. Главное свойство чакр — постоянное движение — отражено в самом их названии: слово «чакра» в переводе с санскрита означает «колесо».

Восточные традиции надежно хранят от посторонних тайну чакр. Однако жителям Запада все же удалось получить от индийцев и тибетцев некоторые сведения об этом учении. Концепцию энергетических центров включают в себя многие оккультные и эзотерические системы. Судя по всему, люди, наделенные особой восприимчивостью, способны видеть эти потаенные источники энергии. Один мой друг, к примеру, с самого детства видел на телах людей светящиеся вращающиеся диски, и лишь познакомившись с учением о чакрах, он осознал природу этого необычайного явления.

Хотя в Тибете и Индии учение о чакрах входит в систему религиозных верований, его возникновение связано скорее не столько с особенностями культа, сколько с повышенной восприимчивостью к «тонкой энергии». В настоящий момент концепция тонкой энергии получает все более широкое признание и на Западе. Существует даже Международное медицинское общество по изучению тонкой энергии, в котором состоит множество врачей, ученых и представителей нетрадиционной медицины. Учение об активации внутренней — «тонкой» — энергии находит применение в таких сферах медицины, как акупунктура и гомеопатия.



РАСПОЛОЖЕНИЕ ЧАКР

Чакры — это центры проявления энергии, из которой состоит тонкое тело. По мере удаления от чакр энергия становится все более плотной, сначала образуя точки акупунктуры, а затем окончательно уплотняясь и обращаясь в ткань физического тела. Большинство эзотерических традиций выделяет семь основных чакр, расположенных вдоль цен­тральной линии передней стороны тела. Расположение чакр показано на схеме 8.1.



Считается, что чакры связаны с эндокринной системой организма, то есть отвечают за работу желез внутренней секреции. Кроме того, чакры воздействуют на те участки физического тела, где они расположены. Таким образом, многие заболевания могут быть следствием нарушений в системе чакр. Вот перечень чакр с их краткими описаниями:

1. Нижняя, или коренная, чакра (на санскрите — муладхара). Расположена в основании позвоночника; связана также с областью заднего прохода. Отвечает за работу надпочечников. Определяет степень жизненной силы организма, его способности к выживанию.
2. Чакра крестца (свадхистхана). Расположена тре-мя-пятью сантиметрами ниже пупка. Отвечает за работу половых органов.
3. Чакра пупка (манипура). Располагается вокруг пупка. Связана с органами пищеварения. Нередко эту чакру называют источником способности к самоконтролю.
4. Сердечная чакра (анахата). Располагается в центре грудной клетки, между сосками. Отвечает за работу сердца, дыхательного аппарата и вилочковой железы. Это чакра любви и сострадания.
5. Горловая чакра (вишуддха). Расположена в области горла. Отвечает за деятельность голосового и слухового аппаратов, а также щитовидной железы. В ее ведении — коммуникативные и творческие способности человека.
6. Лобная чакра (аджна). Располагается между бровями. В эзотерических системах обозначается термином «третий глаз». В первую очередь эта чакра связана с экстрасенсорными способностями, воображением и стремлением к Богу. Относительно того, на какую железу воздействует лобная чакра, единого мнения не существует. Некоторые традиции объединяют третий глаз с шишковидной железой Другие же связывают его с функционированием гипофиза — главной железы эндокринной системы.
7. Высшая чакра, «венец» (на санскрите — «Сахас-рара») располагается на макушке. Она отвечает за все аспекты жизнедеятельности организма и в плане физиологии, и в духовном плане. Эта чакра — источник просветления и единения с Богом. В рели­гиозной живописи высшая чакра в момент открытия нередко изображается в виде светящегося ореола, окружающего голову святого. Как и в случае с третьим глазом, мнения относительно того, на какую железу воздействует эта чакра, расходятся: ей приписывается связь и с шишковидной железой, и с гипофизом. Высшая чакра раскрывается полностью крайне редко (исключения составляют лишь чакры святых и истинных праведников).

Я ограничусь лишь этим кратким перечнем. Дополнительную информацию о чакрах вы, если пожелаете, легко сможете найти в многочисленных книгах, посвященных этому вопросу. Однако следует иметь в виду, что единого, общепринятого учения об энергетических центрах не существует. В различных традициях разные чакры связываются с разными железами и органами. Особенно много расхождений возникает, когда речь идет о первой и второй, а также шестой и седьмой чакрах. К примеру, в одних системах ответственной за половую сферу считается нижняя чакра; другие же соотносят деятельность половых органов с крестцовой чакрой. О расхождениях в определении функций третьего глаза и «венца» упоминалось выше. Некоторые системы выделяют в организме всего пять чакр, сводя воедино первую и вторую, а также шестую и седьмую чакры.

И все же сходства между многочисленными учениями о чакрах больше, чем различий. К примеру, чакры сердечная и горловая устойчиво ассоциируются с вилочковой и щитовидной железами соответственно. Поскольку измерить параметры чакр мы не можем (прибор Мотоямы до сих пор пребывает в стадии разработки), единственным источником информации о чакрах остаются сверхчувствительные люди, способные воспринимать заключенную в них энергию. Возможно, расхождения в описаниях чакр объясняются тем фактом, что они исходили от людей, настроенных на разные частоты электромагнитного поля.


ЧАКРЫ И ЗВУК

Каждая чакра резонирует с определенным тоном. Давно, много лет назад, я начал изучать различные техники воз­действия на чакры при помощи звука. Оказалось, что таких техник существует немало и все они вполне эффективны. Это привело меня в совершенное замешательство: я был не в силах понять, как разные звуки и частоты могут оказывать одинаковый эффект. Лишь позже, когда я ознакомился с концепцией намерения, мне стало ясно, что главной движущей силой, обеспечивающей эффективность всех этих техник, является наряду с самим звуком человеческая воля.

При работе с чакрами крайне важно помнить о тесной взаимозависимости между чакрами и участками тела, в которых они расположены. Нарушение в работе чакры влечет за собой физическое заболевание, и наоборот, за восстановлением гармонии в чакре зачастую следует исцеление пораженного органа.

Кроме того, с активацией (открытием) чакр связано преображение сознания и духовное совершенствование. В духовных традициях Востока существует понятие особой энергии кундалини, которая дремлет в основании позвоночника — в нижней чакре. Пробужденная, эта энергия начинает подниматься вдоль позвоночника от чакры к чакре и в конце концов достигает «венца». По мере того как кундалини поднимается все выше, активизируя чакры одну за другой, человек обретает все новые силы и способности. Таким образом, движение кундалини от «основы» к «венцу» — это процесс совершенствования и духовного просветления, завершающийся полным преображением. Тайне кундалини посвящено множество книг, и практически во всех из них содержится предупреждение об опасности, которую может нести эта мощная энергия, если разбудить ее преждевременно, когда человек еще не готов воспринять ее. Я с этим абсолютно согласен. Помимо прочего, в этом обстоятельстве кроется еще один аргумент в пользу работы со звуком голоса как способа преображения и самосовершенствования. Судя по всему, энергия звука проявляет себя лишь в той степени, в какой человек к этому готов (вы просто не сможете издать звук, по силе воздействия слишком мощный для колебательной системы, которую представляет собой ваш организм). Следовательно, работа со звуком голоса не таит в себе опасности слишком сильно раскрыть ваши чакры. Звук голоса не может причинить вреда: он действует мягко и осторожно, не выходя за пределы диапазона природных частот человеческого тела.

Чакры и гласные звуки

Звукотерапевтическая техника, основанная на использовании гласных звуков, представляется мне наиболее эффективной. Это убеждение я вынес, главным образом, из работы с учениками. Я заметил, что многим из них с трудом даются мантры на незнакомом языке — санскрите или тибетском. А набожному христианину, например, странно и непривычно петь биджа-мантру. Однако с простыми гласными звуками подобных проблем возникнуть не может. Кроме того, воздействие оказываемое гласными, не подлежит сомнению: вы отчетливо ощущаете, как на каждый гласный отзываются резонансом различные участки вашего тела. Тем, кто не имеет опыта работы с тонким телом, это ощущение физического резонанса помогает поверить в возможность создания резонанса и в центрах тонкой энергии: к примеру, если звук способен стимулировать работу желудка, значит, он может воздействовать и на эфирные поля.

И, наконец, работу с гласными я взял за основу своей системы из-за гармоник. Как уже упоминалось, существует ряд особых гармоник (так называемых формант), напрямую связанных с гласными звуками. Каждый гласный не только заключает в себе возможность создания любой гармоники, но и содержит ряд особых гармоник, всегда одних и тех же, непременно сопутствующих его произнесению. Нередко случается, что в процессе работы с гласными в качестве мантр люди практически без усилий начинают слышать и производить вокальные гармоники.

Хотя учений о воздействии звука на чакры существует множество, в вопросе о соотношении между чакрами и высотой тона все они сходятся. Низкие тоны воздействуют на нижние чакры, а высокие тоны — на верхние. Эта закономерность приложима и к полостям человеческого тела. Самые низкие звуки, доступные человеческому голосу, резонируют с нижней частью туловища и воздействуют на нижнюю чакру. Звуки средней высоты резонируют со средней частью туловища. Определенные тоны из их числа способны воздействовать на пупочную, сердечную и горловую чакры. Верхние тоны, в особенности самые высокие частоты голосового диапазона, создают резонанс в верхней части головы и воздействуют на «венец».

Можно также с большой долей уверенности утверждать, что существует прямая взаимосвязь между отдельными участками тела и гласными звуками, то есть определенные гласные сами по себе способны вступать в резонанс с определенными чакрами. Эта резонансная техника считается очень древней. Эдгар Кейс утверждал, что ею пользо­вались для активации своих энергетических центров еще древнеегипетские жрецы. Объединяя же гласный звук с тоном, мы получаем формулу мощнейшего звукового воздействия одновременно на физическое тело и на центры тонкой энергии.

Терапевтических техник, построенных на соотношении гласных звуков и чакр, существует немало. В основе их лежит единый принцип, однако имеются и некоторые раз личия. Возможно, причина этого — расхождения в произношении. Так, сочетания «Eh» и «Aye» могут обозначать один и тот же звук «Э», а могут — «Э» и «Эй» или «Э» и «Ай».


СИСТЕМЫ СООТВЕТСТВИЙ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И ЧАКР

Система Голдмена

Данная система основана на использовании гласных звуков в сочетании с тонами. Вот уже несколько лет я работаю с ней сам и преподаю ее своим ученикам. Мне не приходилось встречать более эффективной техники. Это не означает, что вам не подойдет какой-либо иной метод работы с гласными, однако моя система, пожалуй, получила в мире наиболее широкое признание.

В процессе пения огромное значение имеет воля человека, то есть намерение, которое он вкладывает в звук. Воз­можно даже, что намерение важно не менее самого звука. Я уже отмечал особую роль намерения в предыдущих главах и еще неоднократно напомню о ней в остальных. Выполняя следующее упражнение, концентрируйте волю на том, чтобы направить звук в ту часть организма, где вы хотите создать резонанс. Став опытнее, вы поймете, что резонанс, в сущности, можно создать в любой части организма (и в любой чакре) при помощи любого звука. Однако, выполняя данное упражнение, пожалуйста, фокусируйте внимание только на указанных в моей инструкции чакрах и участках тела.

Прежде чем приступить к упражнению, сядьте либо на пол, либо на стул и примите удобное положение. Руки можете положить на колени или на тот участок тела, с которым вы будете работать (это иногда помогает точнее направить звук и усиливает его воздействие). Каждый гласный звук пойте на едином дыхании. При выполнении этого упражнения и вообще в процессе пения рекомендуется тщательно следить за осанкой.

Важную роль играет и дыхание: перед каждым звуком делайте глубокий вдох, так чтобы воздух достигал диафрагмы (вследствие чего расширяется брюшная полость). Более детально правила дыхательной техники изложены в десятой главе. Схема 8.2 иллюстрирует систему соответствий гласных звуков чакрам. Возможно, она поможет вам при выполнении упражнения.



Начните упражнение с краткого «У» (как будто вы с силой выдыхаете — «х-ху!»). Это самый глубокий горловой звук, какой вы можете издать. Сосредоточьте внимание на нижней чакре, расположенной в основании позвоночника. Соответствующий цвет для визуализации — красный.

Начинайте петь звук «У» на максимально низком тоне. Пусть этот звук будет нежным и мягким — особой громкости в данном случае не требуется. Закройте глаза. Прислушайтесь к себе и определите, в каком участке вашего тела возник резонанс (помимо гортани, которая всегда выступает в качестве резонатора). Теперь сосредоточьте внимание на нижней части туловища. Сконцентрировав всю свою волю, представьте, как звук резонирует в основании позвоночника и в области половых органов. В этой зоне должна возникнуть вибрация. Когда это случится, вы ощутите, что вибрация захватила и нижний энергетический центр, отчего в нем постепенно устанавливается гармония и равновесие. Пойте звук «У» в течение одной-двух минут или столько, сколько можете тянуть его без усилий, но не дольше пяти минут.

Теперь переходите ко второй чакре. Она расположена на три-пять сантиметров ниже пупка. Ей соответствует долгий звук «У», чуть менее глубокий, чем предыдущий (как в слове «юный» — [йу-у-уный]), а из цветов — оранжевый.

Пусть этот «У» звучит на тон выше предыдущего, но так же мягко (то же относится и ко всем последующим звукам). Закройте глаза и прислушайтесь к своим ощущениям: в каком участке вашего тела возник резонанс? Сосредоточьте внимание на второй чакре и окружающей области и направьте звук туда. Скоро вы почувствуете, как под воздействием резонанса вторая чакра вступает в гармонию с остальными энергетическими центрами. Пойте звук «У» в течение одной-двух минут. Как и в случае с первым «У», не следует тянуть его дольше пяти минут (это относится и к остальным гласным). В достаточной мере овладев этой резонансной техникой, вы сможете увеличить время пения.

Пупочной чакре, расположенной несколькими сантиметрами выше пупка, соответствуют звук «О» (как в слове «годы», например) и желтый цвет. Начинайте петь, негромко и мягко, на ноте средней высоты. Этот звук должен быть выше предыдущего. Определите, в каком участке вашего тела возник резонанс. Теперь сосредоточьте внимание на пупке и солнечном сплетении и направьте звук туда. Почувствуйте, как вибрация заполняет эту область, отчего расположенная там чакра постепенно вступает в гармонию с остальными. Пойте звук «О» в течение одной-двух минут.

Сердечной чакре, расположенной в середине грудной клетки немного правее самого сердца, соответствуют звук «А» (как в слове «мастер») и зеленый цвет. Начинайте петь негромкий, нежный звук «А» средней высоты, но тоном выше предыдущего «О». Почувствуйте в теле резонанс. Затем сосредоточьтесь на сердечной чакре и направьте звук туда. Под воздействием резонанса эта чакра постепенно вступит в гармонию с другими центрами. Тяните звук одну-две минуты.

Горловой чакре, расположенной в гортани, соответствуют звук «Ай» и голубой цвет. Пусть звук будет таким же нежным, как остальные, но на тон выше предыдущего. Прислушайтесь к резонансу внутри вашего тела, а затем сосредоточьте внимание на горловой чакре и направьте звук туда. Постепенно вибрация охватит эту чакру, и та вступит в гармоничное равновесие с другими чакрами. Пусть звук «Ай» длится одну-две минуты.

На третий глаз, расположенный в центре лба чуть выше глаз, воздействует звук «Эй». Для визуализации подойдет цвет индиго. Пойте звук «Эй» тихо и мягко, несколькими тонами выше предыдущего «Ай». Закройте глаза и определите область резонанса. Затем сосредоточьтесь на зоне третьего глаза и направьте туда звук. Скоро вы ощутите, как резонанс гармонизирует и эту чакру. Пусть «Эй» звучит минуту или две.

«Венцу» — верхней чакре, расположенной в области темени, — соответствует самый высокий звук «И», какой вы только можете издать. Для визуализации следует применять фиолетовый цвет. Гласный «И» пойте на самой высокой из доступных вам нот. Мужчинам рекомендуется переходить на фальцет. Звук этот, как и все прочие, должен быть тихим и мягким. Закрыв глаза, почувствуйте, как он резонирует в вашем теле. Потом, сосредоточив внимание на верхнем энергетическом центре, направьте звук в эту область. Постепенно и эта чакра под влиянием вибрации вольется в общую гармонию. Пойте звук «И», как и все прочие, в течение пары минут.



По окончании упражнения, которое должно занять от десяти до двадцати минут, вы можете ощущать сильное головокружение. Посидите некоторое время спокойно, погрузившись в медитацию и наслаждаясь пережитыми ощущениями. Какие образы рождаются в вашем воображении? Какие приходят в голову мысли? Не жалейте времени на то, чтобы обдумать и усвоить новый опыт. Вспомните, что вы чувствовали, готовясь приступить к упражнению. Каковы теперь ваши чувства? Все изменения в своем состоянии зафиксируйте в дневнике.

Данное упражнение стимулирует перемещение энергии от нижней чакры к «венцу», оказывая мощное воздействие на человеческий организм. Если вы хотите направить энергию в исходную точку, издайте еще раз тот глубокий, низкий звук «У», который резонирует с нижней чакрой. Он немедленно вернет энергию в ваше физическое тело и поможет вам вновь обрести устойчивость.

© Джонатан Голдмен. Целительные звуки.

Полный текст книги djvu  здесь



Альбом Дж. Голдмена Chakra Chants в нашей группе ВКонтакте 


Комментариев нет:

Отправить комментарий