понедельник, 31 марта 2014 г.

Христианско-магический синкретизм: Склеп архиепископа Георгия в Старой Донголе.

Одной из главных археологических сенсаций 2013 года стала публикация материалов раскопок склепа в средневековом христианском монастыре суданского города Старая Донгола. Обнаруженные в склепе надписи, позволяют пролить свет на причудливое смешение христианских и магических практик в северо-восточной Африке. 


Археологи из польской археологической миссии открыли склеп в 1993 году во время раскопок христианского монастыря в Старой Донголе. Несколько обследованных археологами склепов представляли собой часть погребального комплекса, построенного в XII веке. Внутри каждого из склепов находилось несколько природных мумий, некоторые из которых были завернуты в текстиль. Наибольший интерес исследователей вызвал самый южный склеп, на стенах которого были обнаружены многочисленные надписи на греческом и саидском диалекте коптского языка.

Открытие вызвало большой резонанс, однако не было полностью задокументировано, так как возможность изучения склепа с надписями была ограничена в связи с тем, что в нем находились захоронения. Руководитель раскопок С. Якобельский сделал по их итогам предварительную публикацию

Всего в склепах на территории монастыря было обнаружено 14 погребений, принадлежащих мужчинам в возрасте старше сорока лет. Одно из них было атрибутировано как захоронение архиепископа Донголы Георгия. На территории монастыря была обнаружена мраморная плита с его именем. Владыка Георгий, который одновременно был настоятелем монастыря Святой Троицы, умер в 1113 году в возрасте 82 двух лет, пятьдесят из которых он исполнял обязанности епископа. Остальные захоронения также, судя по всему, принадлежат предстоятелям церкви Старой Донголы более позднего периода.

Стены южного склепа, где похоронен епископ Георгий,  были покрыты желто-серым грязевым раствором и побелены. На этой поверхности сохранились греческие и коптские надписи, в отличном состоянии, нанесенные на стены черной тушью. Только на западной стене был утерян большой фрагмент штукатурки, на других стенах «поработали» термиты, но там нет утрат, которые были бы больше, чем одна буква.

Надписи представляют собой тексты религиозного и мистического содержания. Такое большое количество текстов в одном склепе не встречает аналогий в Нубии.  На каждой из стен присутствует фрагмент одного из четырех Евангелий на греческом, который состоит и первой и последней фразы, что, судя по всему, символически обозначает полный Евангельский текст. Другие тексты были определены исследователем как магические заклинания и фрагменты из апокрифических Евангелий, возможно гностического характера.

В 2009 году склеп был расконсервирован, очищен от погребений, а над надписями поработал профессиональный реставратор, что позволило составить более подробное представление об их содержании. Выяснилось, что автором надписей на греческом и коптском языках был некий Иоанн, который создал хорошо продуманную программу их расположения в склепе.  Сам Иоанн охарактеризовал свою программу декорирования склепа как φυλακτήριον – магический амулет с заклинанием.

На западной стене (при входе в склеп) надпись: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».  Далее содержится указание на то, что это phylakterion malakias – охранительный амулет против зла. За ним следует магический текст на греческом языке, включающий в себя 38 знаков магического алфавита, 24 священных имени в виде нумерологических криптограмм (некоторые из них удалось расшифровать как Адонай, Элои, Саваоф, Мессия, Михаил, Гавриил, Рафаиил, Уриил) и магические священные имена. Далее первая и последняя строки из Евангелия от Матфея и апокрифическая молитва, которую традиция приписывается Пресвятой Богородице. Она хорошо известна в коптском и арабском переводах, но это первая находка данной молитвы на греческом языке. Молитва неожиданно обрывается призывом к изгнанию злых духов из гробницы.

Западная стена с греческими старо-нубийскими текстами.


На восточной стене – фрагмент из Евангелия от Луки (1:1-2, 24:53) и апокрифический текст об Успении Богородицы. Он включает молитву, произнесенную Девой Марией перед смертью и описание сцены успения. Это отрывок из популярного коптского апокрифа, приписанного Кириллу Иерусалимскому. В конце фрагмента смерть является Богородице в образе петуха.

На южной стене длинный текст на греческом (56 строчек), который содержит много инвокаций и магических формул (включая комбинации гласных), имена 24 старцев и 99 ангелов и палиндром satorarepotenetoperarotas, помещенный в квадрат.

На северной стене, кроме фрагмента Евангелия еще один апокрифический текст, известный как Молитва Марии (Oratio Mariae ad Bartos). Эта молитва представляет собой часть апокрифических деяний апостола Матфии, в которых рассказывается о том, как правитель города или царства Бартос бросил его в темницу. Его спасла Богородица, прочитавшая молитву, после которой цепи, сковывавшие апостола, распались. Удивленные силой молитвы правитель и жители Бартоса крестились.
«Программа декораций в погребальном склепе может быть описана как безмолвный ритуал, цель которого охранять не только сам склеп, но также тех, кто то был похоронен внутри него во время опасного пограничного периода между смертью и их появлением перед престолом Божьим. Ансамбль архитектуры и текста можно рассматривать как уникальное и важное свидетельство похоронных обрядов и мировоззрения христиан северной Африки в средние века», - пишет профессор Adam Łajtar в специальной статье, посвященной надписям склепа в сборнике Polish Archaeology in the Mediterranean. 

Склеп относится ко времени расцвета христианского королевства Мукурра на территории современного Судана и южных областей Египта. В VI веке Мукурра приняла христианство. Церковь Мукурры находилась под сильным влиянием египетской Коптской церкви.  Вторжение арабов в 651 году окончилось неудачей, и нубийские государства сохранили независимость примерно до XIV века. Период с VII по XII считается «золотым веком» Мукурры.  





2 комментария:

  1. где можно ознакомится с фотографиями текстов гробницы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Судя по всему. публикации текстов еще нет.

      Удалить