воскресенье, 30 марта 2014 г.

Премудрость Иисуса Христа

Премудрость Иисуса Христа – гностический трактат, дошедший до нас в двух вариантах.  Одна из версий этого сочинения содержится в коптском Берлинском папирусе (Papyrus Berolinensis 8502), наряду с «Евангелием от Марии», «Апокрифом Иоанна» и «Деяниями Петра». Второй, дошедший до нас, коптский перевод трактата сохранился в III кодексе библиотеки Наг-Хаммади.  Кроме того, опубликован небольшой фрагмент из «Премудрости Иисуса Христа» на языке оригинала – греческом (Оксиринхский папирус 1081).


С «Премудростью Иисуса Христа» тесно связан другой гностический трактат, известный как «Евгност Блаженный» или «Послание Евгноста».  В III кодексе библиотеки Нах-Хаммади он предшествует «Премудрости». Еще одна версия «Послания Евгноста» является первым сочинением в V кодексе библиотеки Нах-Хаммади.

«Евгност Блаженный» - религиозно-философский трактат в форме послания. Его автор подробно рассказывает об истинном духовном мире и его возникновении от Нерожденного Праотца.

«Премудрость Иисуса Христа» написана в популярном в гностической среде жанре диалога учеников с воскресшим Спасителем. Религиозно-философская система, изложенная в «Евгносте», дополняется здесь сотериологическими диалогами, которые включают также отсылки к гностическому мифу о падении Софии.

Взаимоотношения «Послания Евгноста» и «Премудрости Иисуса Христа» не совсем ясны. Значительная часть исследователей считает, что «Послание» предшествует «Премудрости». Согласно их версии, автор второго трактата мог вставить в уста Спасителя изложение учения Евгноста, чтобы подчеркнуть исполнение его пророчеств.  Однако есть и противоположная точка зрения, согласно которой, именно «Премудрость Иисуса Христа» оказалась источником для «Послания Евгноста», а не наоборот.


ПРЕМУДРОСТЬ ИИСУСА ХРИСТА

(77). Когда, после того как Он восстал из мертвых, пришли Его двенадцать учеников и семь женщин, учившихся у Него, в Галилею, на гору, которая (78). называется «Место (благого) времени и радости», недоумевая относительно сущности Всего, и Устроения , и Пронои  святой, и достоинстве Сил, относительно всех деяний, которые совершает с ними Спаситель в Таинстве Устроения святого, — явился им Спаситель — не в Своем первичном образе , но в (образе) невидимого духа. Его же облик был обликом великого Ангела света. (79) Облик же Его несказанный плоть смертная не сможет вынести, но (лишь) плоть чистая, совершенная, Его образа, каким (образом) ранее Он показал Себя нам на горе, называемой «Масличная», в Галилее.

Сказал Он: «Мир вам, мир, который Мой, Я даю вам». И они изумились все (и) испугались. Спаситель улыбнулся и сказал им: «О чем выдумаете, и относительно чего вы недоумеваете, и что вы ищете?»

 Сказал Филипп: (80). «О сущности Всего и Устроении Спасителя».

Сказал Он: «Я хочу, чтобы вы все знали о рожденных на земле от сотворения мира доныне, размышляющих, ища Бога, что кто Он и каков Он, — они не нашли Его. Мудрецы же, которые среди них, выдвигали предположение, (исходя) из управления миром и движением. Их предположение, однако, не достигло истины, ибо об управлении (81) говорится, что оно рассматривается всеми философами трояко. Поэтому они не согласны (друг с другом). Ибо некоторые из них говорят, что мир (управляется) сам собой, иные же, что это Проноя, иные же, что это Тефонт . А он (т. е. мир) не является ни одним из этих. Эти же три мнения были высказаны вначале людьми, рожденными на земле; ни одно из них не истинно. Я же, Который пришел от Света беспредельного, Я знаю это, (82) чтобы сообщить вам точную истину. Ибо то, что (происходит) от себя самого, может сотворить только дурную жизнь. Проноя же лишена мудрости, а Тефонт — некая, которая не воспринимает. Вы же — вам дано знать и тем, которые достойны знания. Это будет дано им, тем, которые рождены не от семени действа нечистого, но от Первого, Который был послан , ибо Этот бессмертен среди смертных, людей».

Сказал Ему (83) Матфей: «(О) Христос, никто не сможет найти истину, кроме как через Тебя. Научи же нас истине».

Сказал Спаситель: «Тот, Который существует, — это Несказанный , который существует, причем власть не познала Его, и ни могущество, ни подчинение, ни сила, ни естество не познали Его с сотворения мира доныне, кроме только Его Самого и того, кого Ему угодно (дать познать Себя) через Меня, Который пришел от Первого Света . Отныне Он откроется вам через Меня, великого Спасителя, (84) ибо Тот — бессмертен, вечен. Вечен же, поскольку не имеет рождения, ибо каждый, имеющий рождение, погибнет, нерожденный же не имеет начала, ибо каждый, имеющий начало, имеет конец. И никто не господствует над Ним. Он не имеет имени, ибо тот, кто имеет имя, — творение другого . Он не назван, Он не имеет человеческого облика, ибо имеющий человеческий облик — творение другого. Он имеет образ, присущий Ему одному, —(85) не как вы видели или представляли, но образ чуждый , превосходящий все вещи и избраннее всех (вещей), смотрящий одновременно во всех направлениях, видя Себя через Себя Самого. Он же беспределен и непреходящ, и недостижим, и постоянен, и нет подобного Ему. Он благ и неизменен, непорочен, вечен, блажен, непостижим, (и только) Он постигает Себя Самого. Он безмерен , (86) невоспринимаем, совершенен, будучи беспорочным, блажен, незапятнан. Он зовется "Отец Всего"».

Филипп сказал: «(О) Христос, как же Он открылся совершенным?»

Сказал Спаситель совершенный: «Прежде чем было явлено что-либо из явленного, величие и могущество существуют в Нем , причем Он господствует над всеми (вещами) Всего, и ничто не господствует над Ним, ибо Этот — весь разум, размышление, понимание (Енноя) и мудрость, помысел (87) и сила : они все равны друг другу в силе источника всех (вещей). И все, что существовало от начала до конца, было в Его первом знании — (знании) бесконечного, нерожденного Отца».

Сказал Фома: «(О) Христос Спаситель, почему эти (вещи) возникли и почему они явились?»

Сказал Спаситель совершенный: «Я пришел от Беспредельного , чтобы научить вас всем вещам. Дух существующий был Породителем , имеющим силу, рождающую сущность (и) дающую форму, чтобы явилось великое (88) богатство, которое в Нем. По Своему милосердию и Своей любви Он пожелал Собою породить плоды — не для того, чтобы вкушать Самому Свою благость, но (чтобы) и другие духи рода неколебимого  порождали тела и плоды. Слава (и почет существуют в) нетленности и Его милости бесконечной, чтобы Его благо было явлено благодаря нерожденному Богу, Отцу нетленности всей и тех, которые возникли после этого. Но они еще не стали явными. (89) Большое же различие существует между нетленными» .

И Он возгласил: «Имеющий уши слышать, да слушает (о) нетленных! Я буду говорить с теми, которые бодрствуют».

Затем Он продолжил и сказал: «Всякая вещь, возникшая из гибели , погибнет, поскольку они возникают из гибели. То, что возникло из нетленности, не погибает, но пребывает нетленным, поскольку они возникают из нетленности. Так как множество людей заблуждались, не зная этой разницы, они умерли».

Сказала (90) Ему Мариам: «(О) Христос, как узнают эти (вещи)?»

Сказал Спаситель совершенный: «Идите от скрытых (вещей) до завершения открытых , и поток понимания откроет вам, как вера в скрытые (вещи) обретается в открытых нерожденного Отца . Имеющий уши слышать, да слышит!

Господь Всего не называется "Отец", но "Праотец", (91) ибо Отец — это начало тех (вещей) , которые явятся, Тот же (т. е. Праотец) — безначальный Первоотец, причем Он видит Себя Самого в Себе как в зеркале. Он является, будучи подобным Себе Самому. Он же явил Свой образ как Первоотца, Бога-Отца  и обращенного вперед ибо Он (т. е. Бог-Отец) перед лицом Того, Который существует изначала (т. е. Праотца). Нерожденный же Отец — ровесник тому Свету, Который перед Ним (т. е. Праотцу), но Он не равен Ему в силе.

После же Него (т. е. Отца) явилось (92) множество обращенных вперед, все саморожденные , ровесники, равносильные, славные, которым нет числа, это (множество), род которого называется "поколение, над которым нет царствования" , этот (род), из которого вы явились , из тех же Людей Места, над которым нет царствования, называется "(дети) нерожденного Бога, Спасителя детей Бога", Этого, у которого нет подобия с вами . Он же непостижим, исполнен всяческой славы, и нетленности, и (93) радости несказанной. Они же все покоятся в Нем, пребывая радующимися радостью несказанной, в Его славе неизменной и ликовании безмерном, этом, о котором никогда не слышали, ни, опять-таки, не знали во всех Эонах и их мирах доныне».

Сказал Ему Матфей: «Как появился Человек?»

Сказал Спаситель совершенный: «Я хочу, чтобы вы знали, что Тот, Который явился прежде Всего в безграничности, — это (94) саморожденный, самосотворенный Отец, исполненный Света светящего, несказанный, Который знает Начало, чтобы Его образ явился в великой силе . (И) тотчас Свет Начала того явился в Первом Человеке, бессмертном, двуполом, чтобы через того бессмертного (Человека) люди обрели спасение и пробудились от забытья благодаря Истолкователю , Который был послан, Этому, Который с вами до конца Бедности грабителей , причем Его подруга — (95) София Великая, которая была предназначена изначала Ему в пару  саморожденным Отцом. Через этого бессмертного Человека также мы явились впервые в божественности и царствовании . Ибо Отец, Который называется "Человек Самоотец" , этот (Отец) явился (и) создал Себе великий Эон, имя которого "Огдоада", согласно Своему величию. Он же дал ему великое могущество. Он воцарился над творениями Бедности. Он сотворил Себе Богов, и Ангелов, и Архангелов, тьмы бесчисленные (96) прислуживающие из света того и Духа Троемужнего , то есть того, который принадлежит Софии, Его подруге. Ибо с этого Бога началась божественность и царствование, и поэтому Он был восславлен как "Бог Богов" и "Царь царей".

Первый Человек имеет в Себе разум, присущий Ему одному, и Енною (т. е, понимание) образа, каким Он является, размышление и мудрость, помысел и силу. Все члены, которые (97) [существуют] (у Него), [совершенны (и) [бессмерт]ны. По нетленности они равны, по силе же они различаются подобно отличию Отца от Сына, Сына от Еннои, и Еннои от всех остальных. И, как Я сказал вначале, монада — из первых творений . Последние же все вещи все то, что было явлено, явило из своей силы. И из всего того, что было сотворено, явилось все то, что было образовано. Из того, что было образовано, (98) явилось то, что получило форму. Из того, что получило форму, — то, чему было дано имя. Из этого возникло различие нерожденных от начала до их конца» .

Тогда сказал Ему Варфоломей: «Как назван в Евангелии "Человек" и "Сын Человека"? От кого из них этот Сын?».

Сказал Святой: «Я хочу, чтобы вы знали, что первый Человек, которого называют "Породитель, Разум самосовершенный" (99). [этот (Человек) по]размыслил  с [Великой С]офией, Своей по[дру]-гой. Он явил Своего Сына первородного, двуполого, Этого, мужское имя Которого "Прародитель, Сын Бога" , Который есть Христос, Его (же) женское имя — "Прародительница София, Мать всего" , та, которую некоторые называют "Любовь". Прародитель же, Который называется "Христос", имея могущество от Своего Отца, сотворил Себе множество Ангелов (100) бесчисленное для [служения] из [духа и све]та».

Сказали Ему Его ученики: «(О) Христос, наставь нас об Отце, Который называется "Человек", чтобы и мы точно узнали Его славу».

Сказал Спаситель совершенный: «Имеющий уши слышать, да слышит! Отец-Прародитель называется Адам, Око Света , потому что Он вышел из Света. Его же Царство все принадлежит Свету светящему, и Его Ангелам (101) свя[тым, несказанным, не имеющим тени]. Они наслаждаются, пребывая радующимися в своем размышлении , которое они получили от их Отца.

Царство же принадлежит Сыну Человека, Который называется "Христос". Оно все исполнено радости несказанной, лишенной тени, ликования неизменного, причем они наслаждаются, пребывая на Его славе нетленной, той, о которой не слышали вовек доныне и которая не появлялась в Эонах, возникших после этого, и (102) их ми[рах. Я] пришел о[т Саморожден]ного и от Первого Света беспредельного, чтобы наставить вас обо всем этом».

Снова сказали Его ученики: «(О) Христос, наставь нас открыто о неявленных, этих, которые существуют, сойдя от бессмертных в мир смертный».

Сказал Спаситель совершенный: «Сын Человека вошел в согласие с Софией, Своей парой. Он явил (103) [великий Свет] двуполый. Его мужская сущность называется "Спаситель, Породитель всех вещей". Его же женская сущность — "София, Всематерь", которую некоторые называют Пистис ("Вера"). 

Всякий, который приходит в мир, они посланы Этим , подобно капле света в мир Вседержителя, чтобы он (т. е. всякий человек) был храним им. И узы его забытья связали его  по желанию (104) Софии, [чтобы это] дело открылось] всему миру Бедн[ости] относительно его (т. е. Вседержителя) высокомерия, и его слепоты, и его незнания, ибо было дано ему имя .

Я же пришел от мест вышних по желанию Великого Света . Я освободил (от уз) это творение, Я разрушил дело разбойничьей гробницы, Я пробудил его (т. е. творение), чтобы принесла плод обильный благодаря Мне та капля, эта, которая была послана Софией, и стала совершенной, и не была (105)  порочной, но чтобы она была оплодотворена Мной, великим Спасителем , чтобы его (т. е. творения) слава явилась, чтобы и София была оправдана от того порока, и чтобы ее дети не были порочными, но достигли почета и славы, и взошли к их Отцу, и познали путь слов Света. Вы посланы Сыном, Который (в свою очередь) послан, чтобы вы восприняли свет (106) и удалились от забытья, насланного Силами, и чтобы не явилось из-за вас действо нечистое (происходящее) от пламени, которое у того, что вышло из их плотского, и чтобы вы попрали их умысел».

Тогда сказал Ему Фома: «(О) Христос Спаситель, сколько Эонов, которые выше небес?»

Сказал Спаситель совершенный: «Я хвалю вас, что вы спрашиваете о великих Эонах, ибо ваши корни — в этих беспредельных (107).  Когда же явились те, о которых Я говорил вначале, сотворил сначала Себе саморожденный Отец двенадцать Эонов для служения и двенадцать Ангелов . Эти все совершенны и благи. Благодаря этим обнаружился порок в женщине». 

Они сказали Ему: «Сколько Эонов, начиная от беспредельных, принадлежащих бессмертным?»

Сказал Спаситель совершенный: «Имеющий уши слышать, да (108) слышит! Первый Эон принадлежит Сыну Человека , Тому, Который называется "Прародитель", Тому, Который (также) называется "Спаситель", Этот, Который явился. Второй Эон принадлежит Человеку, который называется "Адам, Око Света". Тот, который властвует над этими (Эонами), — это Эон, над которым нет царствования, принадлежащий вечному беспредельному Богу, саморожденный Эон Эонов бессмертных (существ), которые в нем, о которых Я говорил вначале, (109) выше Седмицы , которая явилась из Софии, который есть первый Эон .

Что же касается Человека Бессмертного, Он  явил Эоны, и Силы, и Царства. И Он дал могущество всем, которые явлены Им, чтобы они выполняли свои желания , вплоть до последних, которые выше Хаоса, ибо они вступили в согласие друг с другом. Они явили всех великих (букв, «величеств»), и из духа — множество светов славных, бесчисленных, этих, (110) которые были названы вначале, а именно первый Эон, и второй, и третий . Первый называется "Единство и покой" . Каждый имеет свое имя, поэтому назвали ("Церковью" третий Эон, так как из множества многочисленного, которое явилось из Одного , явилось (еще) множество). Потому же, что множества (111) собираются и составляют одно , поэтому (они) называются "церковь" от Церкви той, которая превосходит небо . Поэтому Церковь, Восьмерица, которая явилась как двуполая, была названа частично мужской и частично женской. Мужчина был назван "Церковь", женщина же была названа «Жизнь» (Зоя), чтобы было ясно, что от женщины жизнь (112) возникла для вс[ех] Эонов. Имена же все [они] получили от этой [Начальной , ибо из ее Евдокии ("благоволения") и ее Еннои ("понимания") впервые были явлены Силы , эти, которые были названы "Боги (Богов)". Боги же Богов — (своей) же мудростью они явили Богов божественных. Боги же своей мудростью явили Господов Господов. Господы же Господов явили (своими) помыслами Господов. Господы же (113)  своей силой явили Арханге[ло]в. Архангелы же своими словами явили Ангелов. И от этих явились (идея,) и образ, и форма, и имя  для всех Эонов и их миров. Бессмертные же, о которых Я говорил вначале, имеют могущество от силы бессмертного Человека  (и Софии, Его пары), которая называется "Молчание". Путем размышления, без слов, (114)  она осуществила все свое величие. Нетленные же, обладающие могуществом, сотворили себе великое царство, каждый в своей Огдоаде (Восьмерице) и своей тверди — престолы и храмы— согласно своему величию. Ибо все эти возникли по желанию Матери Всего».

Тогда святые апостолы сказали Ему: «(О) Христос Спаситель, открой нам, что находится в Эонах, ибо нам необходимо опросить об этом». Сказал (115) Спаситель совершенный: «Если вы спросите (и) обо всех [вещ]ах, Я скажу вам о них. Они сотворили себе воинства ангельские, тьмы неисчислимые, для служения и славы. Они же сотворили девственных духов, светлых, несказанных, лишенных тени. Ибо нет у них (т. е. у творцов) ни труда, ни бессилия, но (достаточно) только желания  — и тотчас они (т. е. творения) возникли. Таким образом исполнились Эоны, и небеса, и тверди славы Человека бессмертного  (116) и Софии, Его пары. Место, от которого получили образ все Эоны и миры, (и те,) которые возникли после этих , — от этого места они получили образ, чтобы творить их подобия (в) небесах Хаоса и их мирах . Все же сущности,                     (возникшие) до появления Хаоса в свете светящем, лишенном тени, в радости несказанной и ликовании неописуемом, наслаждаясь, пребывая (117) в своей славе неизменной и своем по[ко]е безмерном, эти, о которых невозможно сказать во всех Эонах, возникших после этих (сущностей) со всеми их Силами , этих (сущностей), о которых Я говорил вам вначале, — Я сказал вам о них для того, чтобы вы светили светом и (притом светом) большим, чем эти».

Сказала Ему Мариам: «(О) Христос святой, откуда пришли Твои ученики, и куда они пойдут, и что им делать в этом месте?»

Сказал им (118) Спаситель совершенный: «Я хочу, чтобы вы знали, что София, Мать вс[ех] вещей  (и супруга, пожелала, чтобы эти (создания) возникли от нее одной, без ее супруга. По желанию же Отца Всего, чтобы) Он явил Свое бл[аго], чтобы оно явилось со своим милосердием и своей невоспринимаемостью. Он сотворил Завесу между бессмертными и теми, которые возникли после этих , чтобы то, чему надлежит произойти , следовало после всех Эонов и Хаоса, чтобы обнаружился порок женщины и чтобы ее заблуждение было противопоставлено ей . Эти же стали (119) Завесой духа.

Из вышних Эонов потоков светлых, как Я говорил вначале, капля снизошла из света и духа в пределы нижние Вседержителя Хаоса, чтобы он явил их образы из этой капли, причем это осуждение ему, Первородителю, который называется Ялдаваоф . Эта капля явила их образы путем дуновения в (120)  живую душу. Она (капля) была вялой и покоилась в забытьи души. Когда (же) она согрелась от дуновения великого света мужского начала, то он (носитель капли) стал мыслить мыслями, причем получили имя все те, которые в мире Хаоса (т. е. жители), и все вещи, которые в нем, благодаря этому бессмертному (Человеку), когда дуновение дохнуло в него (т. е. в носителя капли). Когда же эти (события) произошли  по желанию Матери Софии, чтобы покровы, которые в этом месте, (121)  исправил бессмертный Человек для осуждения им, грабителям, то они (люди) приветствовали веяние от этого дуновения. Будучи же психическим, он (носитель капли) не смог принять в себя эту силу, пока не исполнится число Хаоса, и когда исполнится время, исчисленное великим Ангелом.

Я же наставил вас о Человеке бессмертном, и Я отрешил узы грабителей от него (носителя капли), Я разрушил врата (122) безжалостных (грабителей) перед ними (людьми) , Я смирил их (грабителей) умысел, они все были посрамлены. Они (люди) восстали из их забытья. Поэтому же Я пришел в это место, чтобы они соединились с этим духом и дуновением и чтобы они стали двое одним, согласно тому, как (было) сначала, чтобы вы дали плод обильный и взошли к Тому, Кто существует изначала , и (к) радости несказанной, и славе, и почету, и милости (123) Отца Всего.

Знающий же Отца знанием святым, (да) пойдет к Отцу и да упокоится в нерожденном Отце.

Знающий же Его неполно, да будет в неполноте и упокоится в Восьмерице .

Знающий же Духа бессмертного. Который есть Свет , в молчании, посредством размышления и благоволения (Евдокии) поистине, пусть он принесет Мне символы Невидимого, и да будет он светом в Духе (124) Молчания .

Знающий Сына Человека знанием и любовью, пусть он принесет Мне символ Сына Человека, и он будет в том месте с теми, которые в Восьмерице.

Вот Я наставил вас об имени Совершенного , всей воле Ангелов святых и Матери , чтобы исполнилось в этом месте множество мужское, чтобы они  явились во всех Эонах, от (125) беспредельных до тех, которые возникли в богатстве невоспринимаемом Великого Невидимого Духа , чтобы они все (т. е. "множество мужское") получили (долю) от Его благости и от богатства их места упокоения, над которым нет царствования.

Я же пришел от Первого, Который был послан, чтобы Я открыл вам то, что существует от начала, касательно гордости Первородителя  и его ангелов, потому что они говорят о себе, что они боги. Я же (126) пришел вывести их из их ослепления, чтобы Я научил всех Богу, Который над Всем . Вы же поприте их гробницы, и смирите их умысел, и разбейте их ярмо, и пробудите принадлежащее Мне, ибо Я дал вам власть над всеми вещами как детям света, чтобы попирать их силу вашими ногами».

Эти (слова) сказал Спаситель блаженный (и) сделался (127)  невидимым им.

Они пребывали в великих радостях несказанных в духе. С того дня стали Его ученики проповедывать Евангелие Бога Отца, вечного, нетленного вовеки.





ПОСЛАНИЕ ЕВГНОСТА

Евгност блаженный - своим.

(Радуйтесь! Я хочу, чтобы вы узнали, что все люди, рожденные на земле от создания мира доныне, ищут Бога, Кто Он или Каков Он, и они не нашли Его).

Мудрейшие среди них от устроения мира рассуждали об истине, и их рассуждение не постигло истины, ибо устроение - все философы говорят о нем тремя речениями, поэтому они не согласны (друг с другом). Ведь некоторые из них говорят о мире, что он установился сам собой, другие - что это Провидение, иные - что это (Судьба), но это ни одно из них.

Три же голоса, о которых я уже сказал, ни один из них не соответствует истине, ибо то, что само собой, - жизнь пустая, случайная, Провидение (немудро), (Судьба) бесчувственна.

Способный же войти помимо этих трех голосов, о которых я уже сказал, войдет посредством иного гласа, он откроет Бога Истины, он согласится с каждым о Нем. Это бессмертный, пребывающий среди людей смертных.

Сущий - это неизреченный. Начала не познали Его, ни власти, ни подчинения, никакое естество от создания мира, кроме Него Самого. Ведь Он - бессмертный, вечный, не имеющий рождения, ибо всякий, имеющий рождение, погибнет; нерожденный, не имеющий начала, ибо всякий, имеющий начало, имеет конец. Никто не начальствует над Ним. Нет имени у Него, ибо имеющий имя - творение иного. Неименуемый это. Нет у Него подобия (человеческого), ибо имеющий подобие (человеческое) - творение иного. Есть у Него вид Его собственный, не как вид, который мы получили или видели, но вид чуждый, намного превосходящий все вещи, лучший всего, смотрящий во все стороны, созерцающий себя самого собой самим. Бесконечный это, непостижимый, пребывающий нетленным, не имеющий Своего образа, благой неизменно, безупречный, (вечный), блаженный, непонятный, понимающий Себя Самого, неизмеримый, неисследимый, совершенный, не имеющий изъяна, блаженный нетленно. Говорят о Нем - Отец всего.

Раньше, чем кто-либо явился из тех, кто явлены, - Величие и власти, пребывающие в Нем. Он обладает всем всего, и ничто не обладает Им, ибо Он весь - ум, мысль и помышление, мудрость, суждение и сила. Все они равносильны, источники всего, и весь их род до конца их - в предвидении Нерожденного, ибо они не приходили в явное.

И было различие между нетленными эонами. Поймем же так, что все вещи, возникшие из тления, погибнут, как возникшие из тления. Возникшее из нетленности не погибнет, но пребудет нетленным, как возникшее из нетленности. Поэтому множество людей заблудилось, они не познали этого различия, то есть - они умерли.

И довольно досюда, так как не может никто противостоять природе слов, которые я уже сказал о блаженном нетленно Боге Истины. Если же есть некто, желающий верить словам представленным, пусть он пройдет от сокровенного до завершения явного, и эта мысль наставит его, как вера в неявное найдена в явном.

Начало знания таково: Господа всего по истине не называют Отцом, но Праотцом, ибо Отец - начало явного, ибо Сей - безначальный Праотец, и Он видит Себя Самого в Себе, как в зеркале, и Он явил из Своего образа Самоотца, то есть саморожденного и предстоящего, поскольку предстоит Предвечному, Нерожденному. Это равный по возрасту Тому, Кто до Него, но не равный Ему по силе. И после Него Он явил множество предстоящих, саморожденных равновозрастных, равносильных. Они в славе и бесчисленны, и называют их поколением, не имеющим царства над собой среди царств установленных. И все множество в месте, над которым нет царства, называют сынами Нерожденного Отца. Он же, непонятный, всегда наполнен нетленностью и радостью несказанной. Все они покоятся в Нем, они постоянно радуются в радости несказанной, над славой неизменной и ликованием неизмеримым, тем, о котором не слышали никогда, ни поняли его во всех эонах и их мирах. И довольно досюда, чтобы нам не уйти в бесконечность.

Иное начало знания таково: посредством <Само>рожденного первым явился до всего в бесконечности самородный, самосотворенный Отец, совершенный в свете, светящем, несказанном. Он замыслил в начале, чтобы Его образ стал великой силой. Тотчас начало света того явило Человека Бессмертного андрогинного. Его имя мужественное, называют Его - (Родитель), совершенный Ум, и Его имя женственное - Всемудрая София, Родительница. Еще говорят о ней, что она подобна своему брату и своему супругу. Это истина необоримая, ибо с истиной земной борется заблуждение, которое с ней.

Бессмертным Человеком явилось первое именование - Божественность и Царство, ибо Отец, называемый - Человек-Самоотец, явил его. Он создал Себе великий эон для Своего величия, Он облекся великой властью, Он воцарился над всем творением, Он создал Себе богов, и архангелов, и ангелов, мириады бесчисленные, для служения.

Человеком же Тем началась Божественность и Царство, поэтому дано Ему имя - Бог богов, Царь царей. Первый Человек - это вера(?) тех, кто возникнет после. Есть в Нем собственный ум, мысль, как Он есть, помышление и мудрость, суждение и сила. Все члены существующие совершенны и бессмертны. По нетленности они равны, по силе же есть отличие, как отличие отца от сына, и сына от мысли, и мысли от прочего.

Как я уже сказал, среди (не)рожденных Единица - первая. Следуют за ней двоица и троица (до десятерицы. И десятерицы начальствуют над сотнями, и сотни начальствуют над тысячами, и тысячи начальствуют над мириадами. И это - образ, существующий в бессмертных.

Единица же и мысль принадлежат Человеку Бессмертному.) (Помышления - в десятерицах. И сотни - это мудрости, и тысячи - это суждения, и мириады - это силы. Те же, кто возник из [...] существуют с их [...] во всех эонах [...]. Явилась в начале из ума мысль с помышлениями, и из помышлений - мудрости, из мудростей - суждения, из суждений - сила.

После же всех членов явилось из Его сил все то, что было явлено. И из того, что сотворено, явилось то, что изготовлено. И то, что сформировано, явилось из того, что изготовлено. И то, чему дано имя, явилось из того, что сформировано. И различие (не)рожденных явилось из того, чему дано имя, от начала до конца его, по силе всех эонов.


Человек же Бессмертный полон всяческой славой нетленной и радостью несказанной, и все Его царство ликует ликованием вечным, о которых не слышали никогда, ни узнали их во всех эонах, возникших после, и их мирах.

Затем возникло иное начало из Человека Бессмертного, Того, Кто назван Родителем, (Умом самосовершенным). Он согласился со Своей супругой Великой Софией, Он явил Своего первородного Сына, андрогинного, Того, Кто назван Первородным Сыном Божьим. Его женственность - Первородная София, Мать всего, которую некоторые называют Любовью. И есть у Него власть от Его Отца. Он создал Себе великий эон для Своего величия.) Он создал Себе ангелов, мириады бесчисленные, для служения. Все множество ангелов тех называют Церковью Святых, светов без тени. И когда они приветствуют друг друга, их приветствия становятся ангелами, подобными им. Отца-Прародителя называют Адамом Света.

И царство Сына Человека наполнено радостью несказанной и ликованием неизменным, и они веселятся, пребывая в радости несказанной, над своей славой нетленной, той, о которой не слышали никогда, ни явилась она во всех эонах возникших (после) и их мирах.

Сын же Человека согласился с Софией, Своей супругой. Он явил великое (Светило) андрогинное. Его имя мужественное, говорят о Нем - Спаситель, Родитель всех вещей. Его имя женственное, говорят о Нем - София, Всеродительница, некоторые называют ее - Вера.

Спаситель же согласился со Своей супругой Верой-Софией. Он явил (шестерицу) духовную, андрогинную, и это образ тех, кто до них. Мужские их имена таковы: первый - Нерожденный, второй - Саморожденный, третий - Родитель, четвертый - Прародитель, пятый - Всеродитель, шестой - Родоначальник, а имена женские таковы: первая - Всемудрая София, вторая - Всемать София, третья - Всеродительница София, четвертая - Прародительница София, пятая - Любовь-София, шестая - Вера-София.

Из их согласия, о котором я уже сказал, явились в эонах установленных мысли, из мыслей - помышления, из помышлений - мудрости, из мудростей - суждения, из суждений - воли, из воль - слова.

Двенадцать же сил, о которых я уже сказал, согласились друг с другом. Они явили (шестерицу сил духовных, каждая из них), так что стало семьдесят две силы. Семьдесят две явили, каждая из них, пять духовных, то есть триста шестьдесят сил. Соединение их всех - это желание.

Бессмертный же Человек, (наш эон стал образом Его). Время стало образом Прародителя, Сына Его. Год стал образом Спасителя. Двенадцать месяцев стали образом двенадцати сил. Триста шестьдесят дней года стали образом трехсот шестидесяти сил, явившихся из Спасителя. Ангелы, возникшие из них, бесчисленные, стали их образом их часы и мгновения.

И когда они явились, те, о ком я уже рассказал, создал Себе Всеродитель, их Отец, сначала двенадцать эонов для служения двенадцати ангелам. И во всех эонах было по шести небес, в каждом из них, так что стало семьдесят два неба семидесяти двух сил, тех, которые явились из Него. И во всех небесах было по пяти твердей, так что стало триста шестьдесят твердей трехсот шестидесяти сил, тех, которые явились из них.

Когда тверди завершились, им дали имя трехсот шестидесяти небес, по имени небес, которые до них, и все они совершенны и благи. И так явился изъян женственности.

Первый же эон - Бессмертного Человека, второй эон - Сына Человека, называемого Прародителем, <третий эон - сына Сына Человека,> называемого Спасителем. Обладающий ими - эон, над которым нет царства, (эон) Вечного Бога бесконечного, эон эонов, (эон) бессмертных, которые в нем, (эон) над Восьмерицей, явившейся в бездне.

И Он, Бессмертный Человек, явил эоны и силы, и царства, Он дал власть каждому, явившемуся из Него, чтобы они создали тех, кого они захотят, до (последних), которые над бездной, ибо они согласились друг с другом, они явили всяческое величие. И из духа - множество светов, они в славе и бесчисленны, те, кому дано имя в начале, а именно - начало, середина и завершение, то есть первый эон, и второй, и третий. Первому дано имя - Единство и Покой, и у каждого есть свое имя, так что (третий эон назван Церковью из-за) великого множества, явившегося в Одном множественном (?). Из-за того, что множество, собираясь, приходит в единство, называют их Церковью, согласно Церкви, превосходящей небо.

Поэтому Церковь Восьмерицы явлена андрогинной, дано ей имя частью мужское и частью женское. Мужчине дано имя - Церковь, женщине - Жизнь, чтобы она явилась, ибо от женщины возникла жизнь во всех эонах, (и все имена получены от этого начала, ибо из его благоволения и его мысли явились силы, те, что названы богами богов. И боги богов из своих мудростей явили богов. И боги из своих мудростей явили господов господов. И господы господов из своих суждений явили господов. И господы из своих сил явили архангелов. И архангелы из своих слов явили ангелов. И из них явились виды, и облики, и формы, и имена во всех эонах и их мирах).

Все бессмертные, о которых я уже сказал, все имеют власть из силы Бессмертного Человека и Софии, Его супруги, той, которая названа Молчанием. Дано ей имя - Молчание, ибо помышлением, без слова, она совершила свое величие.

Нетленности, имея власть, создали себе, каждая из них, великие царства во всех небесах бессмертных и их твердях, престолы <и> храмы для своего величия, некоторые же в обителях и колесницах, в славах несказанных, тех, о которых невозможно рассказать никакому естеству. Они создали себе воинства ангельские, бесчисленные, для служения, и славу, и еще - девственных духов светлых, несказанных. Нет у них ни труда, ни бессилия, но только желание, и оно исполняется тотчас.

Так совершились эоны и небеса и тверди славы Бессмертного Человека и Софии, Его супруги, место, (получившее образ) всех эонов и их миров, и возникших после них, чтобы были созданы по образам места того их подобия в небесах бездны и их мирах.

И все естество из Бессмертного, от Нерожденного до возникновения бездны, в свете светящем без тени и в радости несказанной, и в ликовании неизреченном, и они веселятся, пребывая в славе неизменной и покое неизмеримом, том, о котором не могут рассказать, ни понять его, все эоны, возникшие (после), и их силы. И довольно досюда.

И все то, что я уже сказал тебе, я сказал так, чтобы ты смог принять, пока Ненаученный не явится в тебе, и все это Он расскажет тебе в радости и знании чистом.





Комментариев нет:

Отправить комментарий