понедельник, 6 января 2014 г.

Барбело

Барбело - второе, женское начало гностической Троицы: Отец, Мать (Барбело) и Сын. В гностических текстах она носит следующие имена: Мать, Муже-Дева, Первый эон, она может выступать в ипостасях Мысли (Эннойя), Провидения (Пронойя), Первой мысли (Протеннойя),

Трактаты, в которых упоминается Барбело: Апокриф Иоанна, Аллоген, Зостриан, Марсан, Евангелие Египтян, Евангелие Иуды, Мельхиседек, Троеобразная Протеннойя, Три стелы Сифа, Пистис София.

Барбело как первый эон

Согласно Апокрифу Иоанна, Барбело – первая мысль Единого, созерцающего «Себя Самого в Своём свете, окружающем Его». Эта мысль есть  «образ незримого, девственный Дух совершенный, первая сила, слава Барбело, слава,  совершенная в эонах, слава откровения».

«Велик первый из эонов - БАРБЕЛО, Муже-Дева, первая слава невидимого Отца, которую зовут Совершенной. Ты первая увидела того, кто воистину - Предсуществующий, так как он Не-Сущий. Но от него и благодаря ему ты предсуществовала в вечности - Не-Сущая от Единого Неделимого, Тройной Силы…И ты вышла к ним и из них. Ты разделяешься среди них, и ты - Первое Проявление, великий Муж-Ум» (Три стелы Сифа).

Барбело как (первая) мысль Единого. Эннойя или Протеннойя

В Апокрифе Иоанна, когда Единый впервые подумал о Самом себе, возник образ его мысли, который называется Мысль (Эннойя), Провидение (Пронойя), Первая Мысль (Протеннойя). Это не есть три разные сущности, а три ипостаси Барбело.

«И Его мысль (Эннойя)  стала делом, и она открылась, явившаяся перед Его лицом в сиянии Его света. Это первая сила, появившаяся до всех, явившаяся из Его мысли, то есть Провидение (Пронойя) всего. Её свет светит подобно Его свету. Сила совершенная, то есть образ незримого, девственный Дух совершенный, первая сила, слава Барбело, слава,  совершенная в эонах, слава откровения.Она прославила девственный Дух и благословила Его, ибо благодаря Нему она явилась. Это первая мысль (Протеннойя), Его образ». (Апокриф Иоанна).

В Троеобразной Протеннойе Барбело также отождествляется с Мыслью и Первой Мыслью, как образ или отражение Единого (Незримого Духа).

Протеннойя: «И он утвердился в своем собственном свете, этом, который окружает его, который есть Око Света, светящее мне в славе. Он дал Эоны отцу всех Эонов, который есть я, мысль Отца, Протенноя, то есть Барбело, слава совершенная и невидимая, скрытая, неизмеримая.Я — образ Духа невидимого, и Все получило образ через меня». (Троеобразная Протеннойя).

Барбело как женский принцип – Мать

Барбело как женский принцип Троицы называется Матерью:

«Я — образ Духа невидимого, и Все получило образ через меня, и мать Света, этого, которого она сотворила девственным, та, которая называется Мирофея, чрево непостижимое, Глас неуловимый и неизмеримый». (Троеобразная Протеннойя).

«Из того места [вышли] три силы, три огдоады...Вторая сила-огдоада Мать, Барбелон, дева» (Евангелие Египтян).

Барбело является матерью Христа:

И Он (Отец) вгляделся в Барбело, непорочным светом, окружающим незримый Дух, и Своим сиянием, и она забеременела от Него. Она породила искру света, подобную Свету блаженному, но не равную с Его величием. Это единственный Сын Матери-и-Отца, явившийся, то есть единородный, Единственный Сын Отца, непорочный свет. И возликовал незримый девственный Дух над светом появившимся, первым явившимся из первой силы, Его Провидения, то есть Барбело. И Он помазал Его Своей благостью, чтобы Он стал совершенным, не нуждающимся ни в какой благости, поскольку Он помазал Его благостью незримого Духа. И Он поставил Его перед Собой, изливая на Него. Тотчас же, приняв от Духа, Он прославил Духа Святого и Провидение совершенное, благодаря которому Он открылся». (Апокриф Иоанна).

Барбело также является Матерью эонов, Матерью всего:

«Она стала утробой всего, ибо она до них всех. Мать-и-Отец, первый Человек, Дух Святой» (Апокриф Иоанна). В трактате «Мельхиседек» она называется «матерью эонов», в Троеобразной Протеннойе «Все» «получило образ» через Барбело.

Барбело дает жизнь эонам Плеромы, обращаясь с просьбой к Незримому Духу. Тот, дает согласие, результатом которого является порождение эонов: 

«И попросила Барбело дать ей вечную жизнь, и согласился незримый Дух. И когда Он согласился, открылась Вечная Жизнь, и они предстали, они прославили незримого Духа и Барбело, благодаря которой они появились. И ещё она попросила дать ей истину, и согласился незримый Дух. (И когда Он согласился,) открылась Истина, и они предстали, они прославили незримого  Духа и Барбело, благодаря которой они появились». (Апокриф Иоанна)

Троичность эона Барбело

В «Трех стелах Сифа» Барбело называется Монадой – Единицей, что подчеркивает, присущую ей категорию единства.

Ты - великая монада из чистой Монады.
Ты - избранная монада, первая тень святого Отца, свет от Света.

Однако в этом же тексте указывается на тройственность Барбело:

Ты - Тройная Сила… Но, будучи (при том) числимой для разделения, ты - Триада. Воистину, ты тройственная. Но ты - Единая (от) Единого.

Тройственность в единстве, которая характеризует эон Барбело находит объяснение в трактатах «группы Аллогена».Здесь Барбело является началом трех эонов Калипта, Протофанеса и Аутогена. Последние соответствуют трем философским понятиям Бытию, Умы и Жизни. Первый эон это Калиптос, то есть Сокровенный, из которого, в свою очередь, происходят Протофанес, то есть Первоявленный, и Аутогенес - Саморожденный.

"Он (Эфесех) сказал: Зостриан, слушай об этом … начал три, ибо они явились из единого начала, эона Барбело"/Зостриан 14:1-6/.

Фактически, Барбело является собирательным именем для всей системы эонов, которая представленна триадой, в результате она представляется как единство, ставшее множеством.

Барбело как муж и мужедева

Хотя Барбело является женским началом Единого, ей также зачастую даются «мужские» определения. По отношению к проявленному миру и его эонам Барбело, также как и все сущности высших эонов выступают в качестве мужских принципов. «Девственный» - это определение, также применимое к эонам Плеромы, в гностических текстах, использование этого определения связано с идеей «не-полового порождения», основанного на мысленном согласии двух супругов. Таким образом происходит порождение эонов Плеромы, в отличие от эона материального космоса, где порождение потомства происходит при помощи половых сношений.

«Тогда великий Сиф воздал хвалу Великому не называемому девственному духу, и мужедеве Барбелон». (Евангелие Египтян)

они воздали хвалу [Великому] незримому духу, [чье имя] неизреченно, девственному, не названному, и его Мужедеве (т.е. Барбело – ред), и попросили о силе. (Евангелие Египтян).
Велик первый из эонов - БАРБЕЛО, Муже-Дева, первая слава невидимого Отца, которую зовут Совершенной (Три стелы Сифа).

Как «муж» Барбело также называется Отцом эонов:

«И он утвердился в своем собственном свете, этом, который окружает его, который есть Око Света, светящее мне в славе. Он дал Эоны отцу всех Эонов, который есть я, мысль Отца, Протенноя, то есть Барбело» (Троеобразная Протеннойя).

Барбело в Пистис Софии

В Пистис Софии Барбело упоминается неоднократно. О ней мы узнаем, что она представляет собой силу Праотца (Великого Невидимого). Барбело – мать Пистис Софии (137), а также мать Иисуса по телу. В толковании, произнесенном Иоанном (гл. 63) говорится, что Иисус бросил силу Саваофа Великого Благого (который в Правой Стороне) Саваофу Малому Благому (который в Левой Стороне), а тот в свою очередь «бросил ее в материю Барбело», и эта материя стала материальным, земным телом Иисуса. Следовательно, тело Иисуса — от материи Барбело, а душа — сила Саваофа Великого. Однако данная материя не идентичная земной материи, так как в 63-й главе оно названо «облачением света», а в 8-й главе называется «силой», заброшенной в Марию.


Комментариев нет:

Отправить комментарий