суббота, 11 января 2014 г.

Р.А. Симонов и Е.В. Орлова: Буквенные обозначения на миниатюре “Зодиак. Ноев ковчег”

Данная миниатюра является отражением русских средневековых космологических представлений и  содержит редкую информацию прогностического содержания, обусловливающую событие Всемирного потопа с точки зрения человека эпохи Средневековья. Несмотря на то, что рукопись F.I. 738 из собрания Российской национальной библиотеки была исследована и опубликована[1], интересующая нас миниатюра на л.35 «Зодиак. Ноев ковчег» не получила должной интерпретации.


 Э.А. Гордиенко, исследуя  миниатюры Следованной псалтири, пишет о данной миниатюре следующее:  «В верхней части композиции изображена небесная сфера. В центре девяти её окружностей, в белом круге, помещён схематический рисунок земли, над которой висит луна. Внешнюю оболочку неба в отдельных  клеймах окружают знаки Зодиака. Трубящие ангелы как символы ветров дуют с четырёх сторон света. Вниз от небесной сферы простёрта божественная рука, благословляющая ковчег, приставший к возвышающейся посреди беспредельных вод горе Арарат»[2].

Заслуживает внимания то, что на миниатюре над изображениями знаков Зодиака даны буквенные обозначения «Д», «З» и «СРЕД», которые Э.А. Гордиенко интерпретировала как цифры (Д=4, З = 7): «Овен марьт 4/ телець апрель 7/ юнец май 7/ рак июнь 7/лев июль 7/ дЂваа август 4/ ярем сентябрь 7 /скорпи октябрь 7/ стрЂлец ноябрь среда/ козий рогъ дек[абрь] 7/ водолЂй генварь 7/ рыбы фев[раль] 4»[3]. Но обозначения «Д», «З» и «СРЕД» не являются цифрами. Они указывают астрологические качества знаков Зодиака,  классифицируя их как «злые», «средние» и  «добрые». На данной миниатюре к «средним» отнесён только знак Стрельца,  к добрым: Рыбы, Овен, Дева. Остальные знаки: Близнецы, Телец, Рак, Лев, Весы, Скорпион, Козерог, Водолей – отнесены к «злым».

Следует отметить, что памятники средневековой славянской книжности, в которых есть изображения, содержащие сокровенные знания (в данном случае, характеристики знаков Зодиака, представлены буквенными знаками «Д» =«добрые», «З» = «злые», С= «средние»), очень редки. Но нам известны несколько случаев, сопоставимых со смыслом данной миниатюры.        

1. В 1989 г. в Белграде была опубликована книга Ненада Янковича об астрономии (и астрологии) в средневековых сербских рукописях. Среди материалов, опубликованных Н. Янковичем, для нас важна астрологическая таблица (в виде круговой диаграммы) из рукописи XVIII в. «Вечити календар», хранящаяся в Хиландарском монастыре на Афоне (шифр Х 527), сопровождающаяся текстом из «Тетрабиблоса» Клавдия Птолемея (II в. н.э.)[4].  Во внешнем кольце диаграммы даны характеристики семи «планет септенера» (по Птолемею). В следующем кольце указаны соответствующие астрологические символы планет, расположенные по так называемому «халдейскому ряду»[5]. Следующее кольцо содержит обозначения дней недели (однословицы), которые «управляются» соответствующими «планетами». Заключительное кольцо имеет в себе знаки, совпадающие с первыми буквами греческих названий соответствующих «планет». Символы планет Сатурна и Марса сопровождаются буквой S, а Юпитера и Венеры – Д, потому что согласно «Тетрабиблосу» Птолемея, Сатурн и Марс считаются «вредоносными», а Юпитер и Венера – «благотворными»[6].

Буквенные обозначения «Д»- «добро»  и  «S»-  «зело» в славянской традиции обозначали заключенный в них смысл добра и зла (существовало мнение (XVII в.), что буква «зело» передает «злое»[7]).      

2. В 1991 г. на Всемирном конгрессе византинистов был сделан доклад о новом средневековом магическом наборе таблиц «По сему часы разумети дневные и ночные» в русском списке конца XV – начала XVI вв. Одна из таблиц, входивших в материалы доклада, по характеру информации аналогична хиландарской диаграмме XVIII в., однако система буквенных обозначений Д, З и С, соответствующая начальным буквам слов “добро” (Д), “зло” (З) и “средно” (С), отличается от  «птолемеевской»[8].

3. Буквенные обозначения на миниатюре XVI века «Зодиак. Ноев ковчег» в Следованной псалтри из собрания РНБ (F.I. 738. Л. 35) являются сокращениями прогностических характеристик, существовавших не только для «планет септенера»: «добро» (Д), «зло» (З), «средно» (СРЕД[НО]), но и для знаков Зодиака[9]. Так, исследователь сербских рукописей Н. Янкович пришел к выводу, что наборы сокровенных качеств знаков Зодиака (по характеристикам «добрый», «злой», «средний») в славянских текстах различны. Сравним буквенные обозначения данной миниатюры (1) с материалом, опубликованным Н. Янковичем[10] (2) (см. табл.)

    1         2         3       4      5      6       7         8          9       10     11      12

Овен   Телец  Близ. Рак Лев Дева  Весы Скорп. Стрел. Коз. Вод. Рыбы

(1)Д      З         З        З     З      Д       З         З      СРЕД      З      З       Д

(2)доб. зли  добри  зли зли   доб.  средн. зли     средн.   зли сред.  добри

(3)     –       –     –    З     –      Д       С         З           —        З       С      Д

(4)благ.сред. благо sло  sло благо сред. sло     сред.     зло средне благо

Как мы видим, в таблице имеются не очень значительные расхождения: знак Близнецов – на исследуемой миниатюре сопровождается буквой «З», а в данных Н. Янковича он «добрый», а в  остальных двух случаях буква различается «З» у знаков Весов и Водолея и «С» в материале Н. Янковича. Характеристика знаков Весов и Водолея как «средних» по Птолемею, может означать как «благоприятство», так и «вредоносность».

4. Среди рукописей, хранящихся в НИОР РГБ, в списке XVII в. сочинения «Христианская топография» Козьмы Индикоплова из собрания Егорова (Е.Ф.98.№210) дана миниатюра с изображением знаков Зодиака (л.79 об.) и с указанием их «качеств».  К «добрым» отнесены знаки: Дева и Рыбы, к «злым» – Рак, Скорпион, Козерог, а  «средними» названы знаки – Водолей и Весы. Остальные знаки Зодиака не имеют на данной миниатюре буквенных обозначений «Д», «З» , «С» – астрологических «качеств» (см. в табл. значения 3). Знаки в «Христианской топографии» (3)  совпадают с материалами, опубликованными Н. Янковичем (2). Сравнение рассматриваемых буквенных обозначений с астрологическими таблицами, опубликованными В. Ф. Райаном[11] (4) показывает, что они почти полностью совпадают с материалами, опубликованными Н. Янковичем (2) и «Христианской Топографией» Козьмы Индикоплова (Е.Ф.98. №210). В Следованной псалтири (1) все «добрые» знаки и единственный «средний» и совпадают с остальными случаями. Расхождения касаются «злых» знаков Следованной Псалтири- их обилие  (8 штук) раскрывает драматизм ситуации, изображённой на миниатюре. Это требует специального анализа, который даётся в кратком изложении ниже.

Итак, вернёмся  к миниатюре Следованной Псалтири, хранящейся в РНБ. Если предполагать, что буквенные обозначения на миниатюре выражают сокровенные качества знаков Зодиака, то это позволяет дать изображённому на ней событию Всемирного потопа астрологическое обоснование. Например, трубящие ангелы, изображённые  у знаков Близнецы, Дева, Стрелец и Рыбы, подчёркивают действие «мутабельного креста»[12], склонного вызывать природные катаклизмы (в данном случае наводнение в результате проливных дождей, каковым был Всемирный потоп).  В так называемом «кардинальном кресте» (Овен, Весы, Рак, Козерог) на  миниатюре все знаки характеризуются «злыми», кроме «доброго» Овена, что с точки зрения астрологических предсказаний означает большую беду. Однако, согласно библейской Книге Бытия  предусмотрительный Ной спасся, построив ковчег, изображенный на миниатюре. Поэтому, следуя логике предзнаменований, распределение сокровенных качеств по знакам Зодиака должно согласовываться с возможностью спасения людей  во время Всемирного потопа: именно для «доброго» Овена, в его 20 градусе, предусматривается «путешествие в далекие страны»[13].

ДОКЛАД БЫЛ СДЕЛАН НА СЕМИНАРЕ Е.В. ПЧЕЛОВА ПО ГЕРАЛЬДИКЕ 2013, 27 февраля



[1] Гордиенко Э.А., Семечко С.А., Шибаев М.А. Миниатюра и текст: К истории Следованной псалтири из собрания Российской национальной библиотеки, F. I. 738. СПб.: «Пушкинский дом», 2011. Авторы настоящей работы благодарят к.филол.н. Т.В. Анисимову (РГБ) за любезное содействие в получении этой книги из Пушкинского дома (СПб.) и предоставление ее для изучения.

[2] Гордиенко Э. А., Семячко С. А., Шибаев М. А. Миниатюра и текст: К истории Следованной Псалтири из собрания Российской национальной библиотеки F.I.738. С.185.

[3] Там же. С.185.

[4] Jankovic N. Astronomy in Ancient Serbian Manuscripts. Beograd, 1989. Сл. 79 (рисунки в конце книги).

[5] «Халдейский ряд» начинается с планеты Сатурн, для его прочтения следует начать со знака Сатурна и двигаться по кругу слева направо.

[6] Клавдий Птолемей. «Тетрабиблос», или «Математический трактат в четырех книгах» Клавдия Птолемея (фрагмент астрологической энциклопедии II в. н.э.; пер. с древнегреческого и комментарии Ю.А.Данилова) // Историко-астрономические исследования. М., 1994 (1992). Вып. 24. С. 383.

[7] “Злобу всяку и злое, и злых пиши зеломъ”: Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Репринтное издание. М., 1989. Т. 1, ч. 2. Стб. 891; Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1978. Вып. 5. С. 371; Лудольф Генрих Вильгельм. Русская грамматика. Оксфорд, 1696. Переизд., перевод, вступ. статья и примеч. Б.А.Ларина. Л., 1937. С. 6.

[8] Simonov R.A. Russian Astrology: A New Monument of the Late Fifteenth and Ealy Sixteenth Ceturies // Acts XVIIIth International Congress of Byzantine Studies. Seltcted Papers: Moscou, 1991. Vol. IV. Shepherdstown (USA). 1996. P. 291-297.

[9] См., например: Jankovic N. Ibid. P. 23, 170-172.

[10] Jankovic N. Ibid. P. 170.

[11] Райан В. Ф. Баня в полночь : Исторический обзор магии и гаданий в России / Пер с англ. М., 2006. С. 574.

[12] Четыре знака Зодиака (Близнецы – Стрелец и Дева- Рыба) образуют крест, называемых  Клавдием Птолемеем (2 в. н.э.) «мутабельным» (лат. mutabilis) – т.е. изменчивым, переменчивым, непостоянным. Каждый из знаков находится в оппозиции или в квадратуре к любому из трех других зодиакальных крестов.

[13] Саплин А.Ю. Астрологический энциклопедический словарь / Под общ. ред. Г.Е. Куртика. М., 1994. С. 140.


Комментариев нет:

Отправить комментарий