понедельник, 6 января 2014 г.

Ялдаваоф

Ялдаваоф – главный герой гностического космологического мифа, творец и правитель материального космоса.

Его также называют Сакла, Самаэль (Апокриф Иоанна), Родоначальник (О происхождении мира), Первый Архонт (Апокриф Иоанна), Бог века сего (2Кор), Князь мира сего (Ев.Ин).



Происхождение имени.

Согласно гностическому трактату «О происхождении мира» из 2-го кодекса Наг-Хаммади, имя Ялдаваоф означает «Юноша, живи в этих местах», - слова которые его мать Пистис София сказала своему порождению, когда увидела его движущимся в глубине вод. К.Л.Гиселер производил его имя от арамейского yalda bahut – «сын хаоса».

Специалист по иудейскому мистицизму Гершом Шолем подверг критике эту этимологию, назвав ее нонсенсом, так как слово  bahut отсутствует в арамейском языке, а близкое ему behath означает «позор», а не «хаос». По мнению исследователя, «аоф» представляет собой «магический суффикс», использовавшийся в данный период для образования «божественных» имен (от имени иудейского бога Саваоф).

Гностические тексты о Ялдаваофе.

Ялдаваоф является неудачным порождением Софии:

« Когда же она увидела свое желание, оно стало образом изменчивым, - змея с мордой льва. Его глаза были как огонь молний сверкающих. Она выбросила его прочь из тех мест, чтобы никто из бессмертных не увидел его, поскольку она создала его в неведении. И она окружила его световым облаком . И она поставила в середине облака престол, чтобы никто не увидел его, кроме Духа Святого, называемого Матерью живых. Она назвала его именем Ялдаваоф»; (Апокриф Иоанна).

«Пистис София же когда пожелала, чтобы тот, у которого нет духа, получил вид образа и правил материей и всеми силами, явился сначала Архонт из вод, имея образ львиный, причем андрогин это, имеющий великую силу в себе, не зная, однако, откуда он возник. Пистис София, когда увидела его в глубине вод движущимся, сказала ему: "Юноша, живи в этих местах", толкование чего - "Ялдаваоф". С того дня начало слова явилось, того, которое достигло богов, и ангелов, и людей. И то, что возникло через слово, завершили боги, и ангелы, и люди. Архонт Ялдаваоф не знал силы Пистис и не видел ее лица. Но он видел образ, который говорил с ним, в воде. И от этого голоса он назвал себя "Ялдаваоф". Совершенные назвали его "Ариэл", потому что это был образ львиный. Когда же этот возник, имея власть над материей, Пистис София удалилась в свой свет». (О происхождении мира).

В Апокрифе Иоанна и других космологических гностических текстах Ялдаваоф выступает в роли библейского Бога-Творца. Он является создателем материального космоса, многочисленных космических архонтов, небес, сил и т.д.

«И сотворил архонт семь сил для них, и силы сотворили для себя, каждая, шесть ангелов, пока не стало 365 ангелов». (Апокриф Иоанна).

«Родоначальник Ялдаваоф, имея большие силы, словом сотворил каждому из своих сыновей небеса, прекрасные, как местопребывание, и по (этим) небесам - великие славы превосходные семикратно, престолы, и местопребывания, и храмы, и колесницы, и дев, духовных до невидимого (т. е. настолько духовных, что они уже невидимы), и их славы. Каждый имеет их на своем небе, и воинства сил божественных, и господ, и ангелов, и архангелов, десятки тысяч без числа, чтобы они служили». (О происхождении мира).

Вместе с другими архонтами он сотворил душевное, а затем материальное тело человека, увидев в водах тьмы образ светлого, бессмертного Человека.

«И когда посмотрели все власти и первый архонт, они увидели всю нижнюю часть освещённой. И в свете они увидели в воде отражение образа. И он сказал властям, пребывающим у него: "Пойдём, сотворим человека по образу Бога и по подобию нашему, чтобы его образ стал для нас светом". И они сотворили силами друг друга, по знакам, которые были даны им, и каждая из властей дала признак в подобие образа, которое они видели, в душу. Они сотворили сущность в подражание первому Человеку совершенному и сказали: "Назовём его Адамом, чтобы его имя стало для нас силой света» (Апокриф Иоанна).

«Правители (archons), сговорившись, сказали так, "Создадим человека из части праха земного". Они образовали творение свое, как один, целиком из земли». (Ипостась архонтов).

Ялдаваофу также приписывается создание Смерти и Имармены (Судьбы, Рока).

«Родоначальник Хаоса, когда увидел своего сына Саваофа и славу, в которой он, поскольку он избраннее всех Сил Хаоса, позавидовал ему и, разгневавшись, создал Смерть из своей смерти. Она была помещена на шестом небе - Саваоф был восхищен из этого места. И таким образом исполнилось число Сил Хаоса. Тогда Смерть, будучи андрогином, смешалась со своей природой (т. е. соединила мужское и женское начало) и родила семь детей-андрогинов. Таковы имена мужчин: Зависть, Гнев, Плач, Воздыхание, Скорбь, Стенание, Вопль. Таковы же суть, имена женщин: Гнев, Печаль, Наслаждение, Воздыхание, Проклятие, Горечь, Раздор. Они соединились друг с другом. Каждый родил семерых, так что они составляют сорок девять демонов-андрогинов». (О происхождении мира).

«Он советовался со своими властями, то есть своими силами, они совершили разврат с премудростью друг друга и породили друг от друга горькую Имармену, то есть последнюю из оков подражательных и она подобна им, ибо (они) подражают друг другу». (Апокриф Иоанна).

Под этим именем он также встречается в следующих книгах «Премудрость Иисуса Христа», «Второй трактат великого Сифа», «Троеобразная Протенноя», «Пистис София, книга 1).

«Тотчас же явился великий демон, этот, который властвует над преисподней и хаосом, не имеющий формы и несовершенный, но имеющий форму славы тех, которые рождены во тьме. Этот же называется Сакла, то есть Самаил Ялтаваоф, этот, который взял силу, отняв ее у не имеющей зла, одолев ее сначала, а именно Епиною света, сошедшую вниз, эту, из которой он вышел сначала» (Троеобразная Протенноя XIII, 39).

В 4-й книге Пистис Софии, действует еще один персонаж под именем Ялдаваоф – один из демонов хаоса, отвечающий за наказание души после смерти.

«Сказал Иисус: «Человек, злословящий постоянно, когда завершится его время Сферой, чтобы он вышел из тела, приходят за ним Абиут и Хармон, Восприемники Ариила, и выносят его душу из тела и проводят три дня, обходя с ней (мир) и поучая ее творениям мира. После этого они берут ее вниз в Преисподнюю к Ариилу, и он мучит ее своими муками одиннадцать месяцев и двадцать один день. После этого они берут ее в Хаос к Ялдаваофу и его сорока девяти Демонам, и каждый из его Демонов набрасывается на нее еще одиннадцать месяцев и еще двадцать один день, бичуя ее бичами пламенными. После этого они выносят ее в реки пламенные и моря огненные кипящие и карают ее в них еще одиннадцать месяцеви двадцать один день. И после этого они возносят ее на дорогу Середины, и каждый из Архонтов на Дороге Середины мучит ее своими муками еще одиннадцать месяцев и двадцать один день».

Согласно трактату «О происхождении мира», после того как «принадлежащие Человеку Бессмертному» «упокоятся в упокоении, и славе вечной», наступит конец эона (материальной вселенной). Его силы и правители будут уничтожены:

«Сотворив первую работу, она снимет (с себя) мудрое пламя рассудка, она наденет гнев безумный. Тогда она прогонит богов Хаоса, тех, которых она сотворила вместе с Родоначальником. Она бросит их в бездну. Они будут стерты своей неправедностью, ибо они будут как горы огнедышащие и пожрут друг друга, пока не будут (наконец) уничтожены Родоначальником. Когда он уничтожит их, он обратится против самого себя и уничтожит себя, так что он исчезнет. И их небеса упадут друг на друга, и их Силы сгорят».

Иконография Ялдаваофа.

Апокриф Иоанна II, 10 описывает его «изменчивый образ» в виде «змея с мордой льва». Подобные изображения часто встречаются на античных магических геммах, на которых мы встречаем львиноголового змея с толстым телом. Эти геммы известны в литературе как «геммы Хнубиса».



Комментариев нет:

Отправить комментарий