воскресенье, 29 декабря 2013 г.

Трезвение

Приобретение знания о своей истинной природе, «трезвость знания», противопоставляется «опьянению тьмой/миром».

«Мы же, будучи [сынами] дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» 1 Фес. 5:8

«О упрямица душа, отрезвей и сбрось опьянение свое, которое является действием незнания»; Поучения Силуана VII, 94

«Ибо много привлекательных образов, которые существуют в многочисленных грехах, и необузданности, и страстях постыдных, и наслаждениях преходящих, и они схватывают их (людей), пока те не станут трезвыми и не поспешат к своему месту упокоения (Гром. Совершенный Ум).

Поэтому Я говорю вам: трезвитесь , не заблуждайтесь! (Апокриф Иакова).

«Ты видишь, как ты отрезвился, увидев Меня» I Откровение Иакова V, 32

И увидел он (Адам) женщину рядом с собой. И тогда-то явилась Эпинойа света, и сняла она покров, который лежал на сердце его. И отрезвел он от опьянения тьмой. (Апокриф Иоанна)
«И вышла вперёд Мария, и сказала: "Мой Господь, вот - уши для моего Человека Света, и слышу я в моей Силе Света, и твой Дух, пребывающий со мною, дал мне отрезвление». (Пистис София,  34).

Иногда метафора трезвения дополняется формулой «трезвого опьянения», предполагающего питие «живой воды»,  «вина знания» от виноградной лозы – Христа. Это «вино» дает радость, но не приводит к опьянению.

«И говорящие воды щедро коснулись уст моих из фонтана Господня. И так пил я и пьянел от живой воды бессмертной. И опьянение мое не привело к невежеству, но отрекся я от спеси» (Оды Соломона, 11, 6-8).

«Дай себе радость от истинной виноградной лозы —Христа. Довольствуйся истинным вином, от которого нет ни пьянства, ни заблуждения: ибо в нем конец пьянству, поскольку оно имеет силу давать радость душе и уму в Духе Бога. Но сначала воспитай свои помышления, перед тем как пить от него» (Поучения Силуана, VII, 107–108).


2. В традиции исихазма «трезвение» (непсис) – один элементов духовной практики, также известный как «хранение сердца», «бодрствование ума», «внимание», «стража ума» - представляет собой постоянное внутреннее наблюдение, контроль и анализ чувств, мыслей поступков с целью выявления в них бинарных оппозиций (духовное – телесное, внутреннее – внешнее) и т.д. Для этого разработан целый ряд практических упражнений и советов, основанных на аналитических свойствах ума. Иногда само слово Трезвение выступает синонимом слова Праксис – т.е. духовная практика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий