воскресенье, 29 декабря 2013 г.

Одежды

Одежды, облачиться в одежды, надеть одежды. Символические образы одежд, одеяний, риз встречаются как в канонических текстах Нового Завета, так и в гностических апокрифических писаниях.  Образ «одеяний» может в зависимости от контекста иметь как положительную, так и отрицательную смысловую нагрузку.

- в негативном смысле: «тленные лохмотья», «узы забвения», «оболочка тьмы», облечься в них. Метафора пленения души материальным миром.

«Они (Архонты) взяли пламя и землю,  и воду, они смешали их друг с другом и с четырьмя ветрами палящими, и они соединили их в друг друга, и они сотворили великий мятеж, и они унесли его в тень смерти, чтобы слепить вновь из земли, и воды, и огня, и духа вещественного, то есть неведения тьмы и похоти и подражательного духа, то есть могила вновь вылепленного тела, то, чем облекли человека разбойники, узы забвения. И он стал человеком смертным». (Апокриф Иоанна)

Это материальное тело, а также органы чувств, при помощи которых воспринимается окружающий мир.

«Петр, я говорил тебе много раз, что они слепы и нет у них поводыря. Если ты хочешь знать их слепоту, возложи свои руки на глаза твоей одежды и скажи, что ты видишь» (Апокалипсис Петра).

Эти одежды являются тленными, временными, несовершенными, в отличие от духовных «одежд света»:

Сказал Иуда Матфею: - Вы хотите понять, каковы одежды, которыми мы облечемся, если выйдем из тления плоти.
Сказал Господь: - Архонты и начальники имеют одеяния, которыми они облечены на время, непостоянные. Вы [же ], как сыны истины, не облечетесь одеяниями временными, но Я говорю вам: вы будете блаженны, когда совлечетесь. (Беседа Спасителя).

В этом мире надевающие одежды лучше одежд; в царстве небес одежды лучше тех, кто надел их. (Евангелие от Филиппа, 24).

Я совлекся тьмы И облачился светом. Оды Соломона 21:3.

Негативный образ тела как материальной одежды души встречается уже у греческого философа Эмпедокла (V век до РХ), поэма которого "Очищения" дошла до нас только в отрывках: 

[Вражда, будучи виновницей воплощения душ]
Создает из живых погребенных, формы их только меняя.
(Сlеm. Strоm. III 14 р. 516 Р)
На них одевают хитон, сшитый из мерзостной плоти.
(Рlut. dе esu comm. 2, 3 р. 998 с)

++++++++

- в положительном смысле, «одеяния света», «одеяния жизни», «нетленные одежды».

Метафора  превращения («облачения») души в свет после смерти.

«Сказал Иуда:  -- Как нам будут принесены наши одеяния?
Сказал Господь: -- Иные принесут вам, [и] иные примут [вас], (139) ибо они - те, кто даст вам ваши одеяния. Ибо кто [те, кто] сможет миновать это место [.....] весьма. Но одеяния жизни даны человеку, ибо он знает путь, которым пойдет». (Беседа Спасителя).

Облачение в «одеяния света» позволяет душе преодолеть сферы архонтов, которые не могут схватить ее при посмертном восхождении:

Те, кто облекся совершенным светом, их не видят силы и не могут схватить их. Но облекутся светом в тайне, в соединении. (Евангелие от Филиппа, 77).

«Облачение в свет» необходимое условия для совершения таинства Брачного чертога:
«Но когда вы оставите зависть, тогда вы облечетесь светом, вы войдете в брачный чертог». (Беседа Спасителя).

«А Сына Величия, который скрывался в нижней части, мы вознесли на вершину, где я пребываю вместе со всеми эонами , (будучи одновременно) ими всеми - (вершину), которую никто не видел и не знал, которая есть свадьба брачного одеяния, новая, а не ветхая, не подверженная разрушению. Ведь это - новый брачный чертог, небесный и совершенный, так как я открыл его в трех местах , - чистая мистерия в духе этого эона, который не подвержен гибели, не имеет частей и о котором невозможно (ничего) сказать. Но он неделимый, вселенский и (вечно) продолжающийся. (Второй трактат Великого Сифа)

Этот свет находится внутри души, является ее «истинным одеянием» и после смерти душа, превращаясь в чистый совет, облекается в эту нетленную одежду:

«Она идет, совлекаясь мира сего, и ее одежда истинная облекает ее изнутри, и ее одеяние брачное надето на нее в красоте сердца, а не в превозношении плоти». (Достоверное слово).

Световая одежда – зеркало, отражение истинного «Я» гностика:

«Я не помнил одежд тех, оставив их в детстве моем в доме Отца моего,
и, внезапно, явившись очам моим, риза предстала как зерцало мое: во всем существе моем я видел ее,
В ней же Всецело лицезрел себя,
так, что в разделении были мы
и все же явлены в обличьи одном». (Гимн Жемчужине).


Комментариев нет:

Отправить комментарий