суббота, 28 декабря 2013 г.

Эон

От греческого слова "aion" [айoн], или, в восточной транслитерации, [эoн], — "век", "вечность". Эон — многозначный термин, который в эпоху эллинизма использовался для обозначения мира-космоса, вечности, мировых эпох. В христианских и гностических текстах «эон» имеет несколько значений.

1.  Эон как синоним Вечности, Плеромы, «грядущий век» Нового Завета.

Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века (эона) и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, Лк. 20:34-35

Ведь если ты не пребывал в плоти, ты получил плоть, когда пришел в мир. Почему ты не получишь плоти, когда взойдешь в вечность (эон)?

И никто не сможет мучить такого (человека), даже если он обитает в мире, а также когда он уходит из мира. Он уже получил Истину в образах. Мир стал эоном, ибо эон для него - Плерома. Флп. 127.

[Имена, которые были] услышаны, существуют в мире сем [для обмана. Если бы они были] в вечности (эоне), их и день не называли бы в мире  и не помещали бы среди вещей мира сего. Они имеют конец в вечности  (эоне). Флп.11.

Его эон - нетленность, Он спокоен и пребывает в молчании, покоясь, существуя до всего (Апокриф Иоанна).

Обладающий ими - эон, над которым нет царства, (эон) вечного бесконечного Бога, саморожденный эон эонов, которые в нем, о которых я уже сказал, (эон) над Семерицей, явившейся из Софии.  (Премудрость Иисуса Христа BG,1 08 . 1 -- 1 09, 4).

2. Эоны Плеромы  - духовные сущности Плеромы, «эоны святые», «эоны вышние» (Апокриф Иоанна). Эоны Плеромы также называются «эманациями», «порождениями», «пространствами», «вечностями». Совокупность эонов Плеромы называется: Плеромой, Полнотой, Всем. Эоны Плеромы порождены Отцом. Они невидимые, вечные, непостижимые, духовные, светлые  В число эонов входит множество духовных сущностей: Троесильный, Барбело, Аутоген, Христос, София, Ум. Четыре Света и др.

«Он явил сокровенное Своё, Он разъяснил его. Ибо кто вмещает, если не один Отец? Все пространства - отпрыски Его. Они узнали Его, ибо они вышли из Него, как дети, которые во взрослом человеке. Они <не> знали Его, ибо они ещё не получили (ни) образа, ни имени, которые Отец рождает для каждого тогда, когда они получат образ познания Его. Поистине, пребывая в Нём, они не знают Его. Но Отец, Он совершенен, зная все пространства, которые в Нём».  (Евангелие Истины)

Бог ….в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки (эоны) сотворил. Евр. 1:1-2.

Единый содержит все эоны в себе:

Ведь Он - глава всех эонов, и Он даёт им силу в Своей благости. Ведь мы не знаем (неизреченного и не понимаем) неизмеримого кроме явившегося из Него, то есть Отца, ибо это Он сказал нам самим. Ведь Он созерцает Себя Самого в Своём свете, окружающем Его, то есть в источнике воды живой. И Он содержит все эоны. (Апокриф Иоанна)

Описание процесса порождения эонов в Апокрифе Иоанна:

И во всех обликах Он созерцает Свой образ, видя его в источнике Духа. Он желает в Своём свете водном, который в источнике воды света чистого, окружающего Его. И Его мысль стала делом, и она открылась, явившаяся перед Его лицом в сиянии Его света. Это первая сила, появившаяся до всех, явившаяся из Его мысли, то есть Провидение всего. Её свет светит подобно Его свету. Сила совершенная, то есть образ незримого, девственный Дух совершенный, первая сила, слава Барбело, слава, (5) совершенная в эонах, слава откровения. Она прославила девственный Дух и благословила Его, ибо благодаря Нему она явилась. Это первая мысль, Его образ.
Она стала утробой всего, ибо она до них всех. Мать-и-Отец, первый Человек, Дух Святой, третий муж, третья сила, третье имя андрогинное, и вечный эон среди незримых, и первый вышедший. Она, то есть Барбело, попросила у незримого девственного Духа, дать ей предвидение, и согласился Дух. Когда же Он согласился, открылось Предвидение, и оно предстало с Провидением, - оно из мысли незримого девственного Духа, - прославляя Его и Его совершенную силу, Барбело, ибо она появилась благодаря ей. И ещё она попросила дать ей нетленность, и Он согласился. Когда Он согласился, открылась Нетленность, и она предстала с Мыслью и Предвидением, она прославила незримого и Барбело, благодаря которой они появились. И попросила Барбело дать ей вечную жизнь, и согласился незримый Дух.И когда Он согласился, открылась Вечная Жизнь, и они предстали, они прославили незримого Духа и Барбело, благодаря которой они появились. И ещё она попросила дать ей истину, и согласился незримый Дух.(И когда Он согласился,) открылась Истина, и они предстали, они прославили незримого  Духа и Барбело, благодаря которой они появились. Это пятерица эонов Отца, то есть первого Человека, образа незримого Духа.Это Провидение, то есть Барбело, и Мысль, и Предвидение, и Нетленность, и Жизнь Вечная, и Истина. Это пятерица эонов андрогинных, то есть десятерица эонов, то есть Отец.

3. Эон (эоны) как «век сей» - ограниченный во времени (от своего сотворения до конца) мир, пространство тьмы, незнания и смерти. В Новом завете он называется «вей сей», «время сие», «нынешний век», «мир сей». В Апокрифе Иоанна «эон первого архонта». В гностических текстах нередко упоминается во множественном числе как совокупность эонов.

В гностической мифологии эти эоны включают в себя множество сущностей: Иалдабоафа, 12 архонтов знаков зодиака, 7 архонтов планет, силы, начала, власти, демонов их психические и материальные порождения. Они материальные или психические, временные, разрушимые, темные, огненные. Формируют материальный космос.

В противоположность Полноте эти эоны описываются как «изъян» или «недостаток».

Господи! Мы хотим узнать об изъяне эонов и Твоей полноте, и как  нас удерживают в этом обиталище? И как мы пришли в это место? И каким образом мы уйдем? И есть ли  у нас власть дерзновения? И  почему силы борются с нами? (Послание Петра Филиппу).

Материальные эоны сотворены Иалдабаофом по образцу эонов Плеромы, однако не обладают их качествами (вечностью, совершенством, полнотой):

«Она назвала его именем Ялдаваоф. Это первый архонт; он получил большую силу от своей матери. Он удалился от неё, он ушёл из мест, в которых был рождён. Он захватил <другие места>, он сотворил себе другие эоны, в пламени светлого огня, существующего ныне. И он соединился со своим безумием, которое пребывает в нём, он породил власти для себя… И все вещи, (сотворив их образ), он установил по подобию эонов изначальных, так, чтобы сотворить их по образу нетленных».

Архонт является богом-творцом «этого эона» и  правит с ним совместно с подчиненными «силами», «начальствами» и «властями»:

Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века (эона) сего и не властей века (эона) сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей 1Кор 2:6-7.

Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.  2 Кор. 4:3-4.

Не намащивайтесь же зловонным учением князя века (эона) сего; да не уведет вас от подлежащей жизни (Послание Игнатия Богоносца к Ефесянам, XVII).

Синоним «бога века сего» в новозаветных текстах «князь мира сего» Ин 12:31, 14:30, 16:11.
Спаситель пришел в мир, чтобы избавить своих учеников от «века сего»:

благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века (эона), по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков (в эонах эонов). Аминь. Гал. 1:3-5.

В противоположность вечности Плеромы, «век сей» имеет начало и конец во времени:
Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века (эона) сего: Матф.13: 40

Перед концом века (эона) всё место задрожит от великого грома. Тогда архонты будут горевать, боясь своей смерти. Ангелы будут скорбеть о своих людях, и бесы заплачут о своих временах, и их люди будут горевать, будут вопить о своей смерти. Тогда век начнёт возмущаться, его цари опьянеют от пламенного меча и будут вести войну друг против друга, так что земля напьётся пролитой кровью, и моря взволнуются этой войной.  (О происхождении мира).


4. Эон как «век», «историческая эпоха»

Как правило, говорится о трех эонах или трех исторических эпохах: плотском, душевном и духовном (грядущем).

«Смотрите, каков его образ, ибо пока оно не появилось, оно не видит (Вильямс: не было видимо), что эон плоти появлялся в великих телах, и были исчислены для них великие дни в творении, ведь когда они осквернились, они вошли в плоть…Теперь же душевный эон, малый, смешанный с телами, рождающий <души>, оскверненный, ибо осквернение первого творения нашло силу и породило всякое действие: множество действий гнева, ярости, ревности, зависти, ненависти, клеветы, позора и войн, лжи со злыми советами, скорбей с удовольствиями, грязи со скверной, обманов с болезнями, судов неправедных, установленных по их желанию…Тогда в этом эоне, то есть в душевном, появится Человек, знающий Великую Силу. Он получит и познает Меня. Он действительно будет пить молоко матери, Он будет говорить притчами, Он будет проповедовать грядущий эон, (41) как <было сказано> в первом эоне плоти Ною» (Мысль нашей Великой Силы).

Ср. также комментарий Гераклеона на Ин.2:18: «Итак, ответили Иудеи и сказали ему: Какой знак дашь нам, что ты такое делаешь? Ответил Иисус и сказал им: Разрушьте этот храм и в три дня я возведу его  назад». 

В три вместо в третий. Третий день - духовный, в который произойдет восстановление церкви ... Первый день - плотский, второй - душевный, в эти дни не происходит восстановление Церкви.  (X, 249-250; P. 212, 25 - 32)

Комментариев нет:

Отправить комментарий