четверг, 24 октября 2013 г.

Евангелие от Фомы

Согласно мнению большинства ученых, Евангелие от Фомы является Пятым Евангелием, авторитет которого, по меньшей мере, равен авторитету вошедших в канон христианского Священного писания Евангелий от Матфея, Марка, Иоанна и Луки. 



Созданное в середине I века, Евангелие от Фомы представляет собой собрание изречений (логий) Иисуса. Такая форма передачи учения Спасителя считается наиболее древней, восходящей к Его непосредственным ученикам.

Из источников известно, что апостолы первоначально записывали Его слова и изречения, как это сделано в Евангелии от Фомы. Эти коллекции высказываний хранились и дополнялись в первых христианских общинах. Лишь, спустя несколько десятилетий, после Распятия и Воскресения Спасителя, когда в живых не осталось почти никого из тех, кто знал Иисуса лично, возникла необходимость записать свидетельства о Его жизни, объединив их с созданными ранее коллекциями изречений и притч. Так возник канонический Евангельский жанр.

Евангелие от Фомы цитируют либо упоминают «отцы церкви» Ипполит Римский, Ориген, Климент Александрийский и другие. Однако, когда во второй половине II века начал формироваться официальный канон Священного Писания, Евангелие от Фомы, несмотря на свою известность и популярность не было туда включено. Скорее всего, потому что в этом Евангелии слишком много места уделяется теме личных отношений человека с Богом, много говориться о путях поиска и познания тайн Царствия Небесного, но почти ничего - об институте церкви. Неудивительно, что оно, также как и многие другие древнейшие христианские тексты не было одобрено церковными иерархами для употребления рядовыми христианами.

Вместе с тем, Евангелие от Фомы пользовалось большим авторитетом, как среди неортодоксальных христианских групп, так и среди представителей других религий. Мусульманские мистики цитируют логии, присутствующие в этом Евангелии, как истинные слова Иисуса!

В IV веке, после того как христианство стало государственной религией Римской империи, не вошедшие в одобренный собором епископов канон священных текстов книги начали изыматься и безжалостно уничтожаться. Такая же судьба постигла большинство копий Евангелия от Фомы.


Открытие тайного Евангелия

Более 100 лет назад в Египте был обнаружен фрагмент папируса, датированный примерно 200-м годом РХ. Он содержал нескольких написанных по-гречески изречений, которые начинались фразой «Говорит Иисус». Дальнейшие исследования в районе Оксиринха, где был найден папирус, дали еще две ценные находки: папирусные листы с логиями-изречениями Иисуса.

Анализ этих листов показал, что сами они относятся к концу II – началу III века. Большинство ученых сошлись во мнении, что сами логии более древние, и являются фрагментами самостоятельных независимых от канонических Евангелий собраний изречений, которые долгое время были в ходу у разных христианских групп. Из подобных собраний изречений, в основе которых лежала устная традиция, и черпали многочисленные притчи и высказывания Спасителя авторы канонических евангелий.

Никто не спорил о том, что Оксиринхские логии были созданы одновременно с каноническими евангельскими текстами или даже раньше их. Негативная реакция со стороны церковной иерархии последовала позднее, после того как в 1945 году также в Египте, около городка Наг-Хаммади была найдена целая библиотека раннехристианских текстов, среди которых был текст, озаглавленный «Евангелие от Фомы».

Найденные книги были написаны на коптском языке, который широко использовался в Египте в первом тысячелетии нашей эры и до сих пор является официальным богослужебным языком египетских христиан. В основе коптского языка лежит греческий алфавит. В нем много греческих заимствований. Сейчас считается, что Евангелие от Фомы было создано на арамейском – родном языке Иисуса и апостолов, а затем переведено на греческий и коптский. Это добавляет ему исторический вес по сравнению с каноническими Евангелиями, которые были написаны на греческом языке.

Фома – был одним из 12 апостолов Спасителя и упоминается в канонических Евангелиях. В прологе Евангелия от Фомы утверждается, что сам апостол записал «тайные слова» Иисуса. Сравнение нового документа с папирусами из Оксиринха показало, что все три ранее найденных листа с изречениями Иисуса являются отрывками Евангелия от Фомы.

В длительной дискуссии по поводу достоверности этого Евангелия победил здравый смысл. Хотя официальная церковная иерархия выступила категорически против признания этого текста и с ее авторитетом вначале согласились некоторые ученые, сегодня, по словам Президента Общества Библейской литературы Хельмута Кёстера «почти все специалисты по библеистике в США согласны, что Евангелие от Фомы является таким же аутентичным как Евангелия Нового Завета». Исследователь утверждает, что Евангелию от Фомы должен быть «придан равный вес с каноническими Евангелиями при попытках реконструировать истоки христианства».

Вот еще несколько высказываний известных научных авторитетов:

Генри Баркли Свит, один из ведущих специалистов по теологии XIX века (лекция на встрече с духовенством в Университете Кембриджа 29 июля 1897 года, посвященная находке логий из Оксиринха): «Все в этом фрагменте указывает на то, что его автором был простой палестинский грек или двуязычный еврей, который записывал слово за словом воспоминания тех, кто слышал Господа…Учитывая их форму, очень сложно поверить, что эти изречения по своему происхождению могут относиться к периоду более позднему, чем первый век, что содержащая их коллекция была создана после того, как начали использоваться канонические Евангелия».

Кристер Стендаль, профессор богословия один из ведущих представителей Гарвардской богословской школы, («Методики изучения библейской теологии», 1964): «Евангелие от Фомы…может указывать на традиции, которые столь же достоверны, сколь и традиции Нового Завета».

Хельмут Кёстер, профессор Гарвардской богословской школы, президент Общества Библейской литературы: «Евангелие от Фомы почти во всех случаях сохранило более оригинальные формы высказываний. По своему литературному жанру оно больше всего похоже на один из источников канонических Евангелий».

Джеймс Робинсон, профессор Клэрмонтского университета, руководитель проекта по изданию библиотеки Наг-Хаммади («Наг-Хаммади: первые 50 лет», 1995): «Понятно, что Евангелие от Фомы содержит изречения, которые нельзя вывести из канонических евангелий…они претендуют на то, чтобы быть древними, аутентичными, также как самый древний слой изречений в канонических евангелиях».

Эйприл ДеКоник, автор самого современного перевода Евангелия от Фомы на английский язык (в работе «Подлинное Евангелие от Фомы», 2007) пишет, что «духовность этого текста является предшественником духовности Православной Церкви, которая выросла из мистики сердца».

Евангелие от Фомы не только доносит через тысячелетия до читателя голос живого Иисуса. Как отмечают исследователи текста, речения расположены далеко не случайным образом, а сам он представляет собой тщательно проработанное единство. Логии Евангелия при правильном прочтении и истолковании дают ответы на целый комплекс вопросов теологии, космологии, антропологии. Изучая эти логии, читатели шаг за шагом приходят к пониманию своей новой идентичности, к восстановлению которой призывает автор.

Евангелие от Фомы оказало влияние на мировоззрение и жизнь миллионов людей во всем мире, однако русскоязычному читателю оно практически неизвестно. Несколько его переводов вышло весьма ограниченными тиражами. Даже среди людей, которые интересуются историей христианства, знания об этой уникальной книге преимущественно исчерпываются штампами из советской «Библиотеки атеиста», усиленно ретранслируемыми современными церковными апологетами.


Примечания к тексту

За основу был взят перевод с коптского на русский язык, выполненный М. Трофимовой (Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии М.: Мысль, 1989), дополненный с использованием переводов Д. Алексеева, Ю. Мирошникова (Scripta Antiqua Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры, том 2) и April D. DeConick (The Original Gospel of Thomas in Translation: With a Commentary and New English Translation of the Complete Gospel (Library of New Testament Studies), 2006.)

При разночтениях коптского и греческих текстов, преимущество в большинстве случаев отдавалось греческой версии, как более ранней

{ } – восстановление текста по греческой версии
( ) – пояснения
< > - пропуски в тексте и их возможные заполнения

Логии, записанные в Евангелии от Фомы, оказали колоссальное влияние не только на ортодоксальную христианскую мистику, но также на гностицизм, манихейство и исламский эзотеризм. Приведенный далее перевод снабжен ссылочным аппаратом на параллельные места в книгах Ветхого и Нового Заветов, апокрифических текстах, работах Отцов церкви, а также в священных текстах других религий. Даже будучи далеко неполным, этот указатель позволяет представить себе, какое важное место Евангелие от Фомы занимает в контексте мировой культуры и истории человечества.


Евангелие от Фомы

Это тайные слова, которые сказал Иисус Живой и которые записал Дидим Иуда Фома.

Мф. 13:10-11. Ин.11:16, 20:24, 21:2. 1Кор. 2:6. КФЗ II 138.1. АИ. 1:1-2. Ref. VII 20,1 Стром. I, 13:2.

1. И он сказал: Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти.

Фм. 111. Ин. 8:51.


2. Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над Всем {и, царствуя, он обретет Покой}.

Фм. 50, 51, 90, 92, 94. Лк. 11:9-13. Мф. 7:7-11. Ин. 14:12-14, 16:24-26. ЕЕвр. 4a, 4b. Стром. II. IX. 45, V.XIV.96. ДС. 9-12, 20, 65-66. КФЗ. 140:41-141:1-2, 145:8-11. 2АпИ. 56:2-6. ДеянАФ. 136 Флп. 63, 82, 86, 87, 117, 118


3. Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотрите, царствие в небе! - тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно - в море, тогда рыбы {морские} опередят вас. Но Царствие внутри вас и вне вас. {Тот, кто познает себя, найдет его}. Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны, и вы узнаете, что вы - дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы - бедность.

Фм. 113. Лк. 17:20-25. Мар. 8.14 —20. ДС. 30. КФЗ. 138, 15-18. ПСил. 117, 3-5. МПс. 160, 20-21. Ref 5,7, 20.


4. Иисус сказал: Старый человек в его дни не замедлит спросить малого ребенка семи дней о Месте Жизни, и он будет жить. Ибо много первых будут последними, {и последних первыми}, и они станут одним.

Фм. 11, 16, 23, 48, 49, 75, 106. Лк. 10:21-22, 13:30. Мф. 11:25-30, 19:27-30, 20:16. Мк. 10:27-31. ДС. 26-27. Детств. 7:1-4. МПс. 192, 2-3. Ref. V 7, 20.


5. Иисус сказал: Познай то, что перед лицом твоим, и то, что скрыто от тебя, откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным.

Фм. 6. Лк. 8:16-17, Лук 12:1-3. Мф. 10:26-33. Мк. 4:21-23. Кеф. LXV 163,26


6. Ученики Его спросили Его; они сказали Ему: Хочешь ли Ты, чтобы мы постились, и как нам молиться, давать милостыню и воздерживаться в пище? Иисус сказал: Не лгите, и то, что вы ненавидите, не делайте этого. Ибо все открыто перед небом. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым.

Фм. 5, 14, 104. Тов. 4:15. Лук. 8:16-17, 12:1-3. Мф. 6:5-18, 10:26-33. Мк. 4:21-23.


7. Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком.

МПс. CCLVII.


8. И Он сказал: Человек подобен мудрому рыбаку, который бросил свою сеть в море. Он вытащил ее из моря, полную малых рыб; среди них этот мудрый рыбак нашел большую <и> хорошую рыбу. Он выбросил всех малых рыб в море, он без труда выбрал большую рыбу. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!
Мф. 13:47-50.

9. Иисус сказал: Вот, сеятель вышел, он наполнил свою руку, он бросил <семена>. Но иные упали на дорогу, прилетели птицы, поклевали их. Иные упали на камень, и не пустили корня в землю, и не послали колоса в небо. И иные упали в терния, они заглушили семя, и червь съел их. И иные упали на добрую землю и дали добрый плод в небо. Это принесло шестьдесят мер на одну и сто двадцать мер на одну.

Лк. 8:4-15. Мф.13:3-23. Мк. 4:2-20. АИ. 8:1-2. 1Клим. 24:5. Мк. 9:48.


10. Иисус сказал: Я бросил огонь в мир (κοσμος), и вот Я охраняю его, пока он не запылает.

Фм. 16, 82. Лк. 12:49-53. Мф. 10:34-39. ПС. 116, 141.


11. Иисус сказал: Это небо прейдет, и то, что над ним, прейдет, и те, которые мертвы, не живы, и те, которые живы, не умрут. В <те> дни, когда вы ели мертвое, вы делали его живым. Когда вы окажетесь в свете, что вы будете делать? В этот день, когда вы были одно, вы стали двое. Когда вы станете двое, что вы будете делать?

Фм. 4, 16, 22,23, 48, 49, 75, 106, 111. Пс. 101:26-27. Ис. 34:4. Лк. 21:33. Мф. 24:34-35. Мк. 13:31. Евр. 1:10-12. Откр. 6:12-14. ДС. 56-59. Ref. 5.8.32,


12. Ученики сказали Иисусу: Мы знаем, что Ты уйдешь от нас. Кто тот, который будет большим над нами? Иисус сказал им: В том месте, куда вы пришли, вы пойдете к Иакову Праведному, из-за которого возникли небо и земля.

Лк. 9:46-48, 22:24-27. Мф. 18:1-4. Мк. 9:33-35. Мф. 13:55. Мк. 6:3. Ин. 7:5. Деян. 12:17; 15:13-21; 21:18. Гал. 1:18; 2:9.


13. Иисус сказал ученикам своим: Уподобьте Меня, скажите Мне, на кого Я похож. Симон Петр сказал Ему: Ты похож на ангела праведного. Матфей сказал Ему: Ты похож на философа мудрого. Фома сказал Ему: Господи, мои уста никак не примут сказать, на кого Ты похож. Иисус сказал: Я не твой господин, ибо ты выпил, ты напился из источника кипящего, который Я измерил.

И Он взял его, отвел его <и> сказал ему три слова. Когда же Фома пришел к своим товарищам, они спросили его: Что сказал тебе Иисус? Фома сказал им: Если я скажу вам одно из слов, которые Он сказал мне, вы возьмете камни, бросите <их> в меня, огонь выйдет из камней <и> сожжет вас.

Фм. 28 108. Лк. 9:18-22. Мф. 16:13-20. Ин. 4:13-15, 7:38. Мк. 8:27-30. ДеянАФ. 47.


14. Иисус сказал: Если вы поститесь, вы зародите в себе грех, и, если вы молитесь, вы будете осуждены, и, если вы подаете милостыню, вы причините зло вашему духу. И если вы приходите в какую-то землю и идете в селения, если вас примут, ешьте то, что вам выставят. Тех, которые среди них больны, лечите. Ибо то, что войдет в ваши уста, не осквернит вас, но то, что выходит из ваших уст, это вас осквернит.

Фм. 6, 27,104. Лк. 9:1-6, 10:1-12. Мф. 6:2-4, 6:5-15, 6:16-18, 15:10-20. Мк. 6:7-13, 7:14-23. 1Кор 10:27, Деян. 10:9-16, 11:1-10.


15. Иисус сказал: Когда вы увидите того, который не рожден женщиной, падите ниц <и> почитайте его; он - ваш Отец.

МПс 121,25-33. Откр 7:11. 2Ен 22:4.


16. Иисус сказал: Может быть, люди думают, что Я пришел бросить мир (ειρηνη) в мир (κοσμος) и они не знают, что Я пришел бросить на землю разделения, огонь, меч, войну. Ибо пятеро будут в доме: трое будут против двоих и двое против троих. Отец против сына и сын против отца. И они будут стоять как единые (μοναηος).

Фм. 4, 11, 22,23, 48, 49, 75, 106. Мих. 7:5-6. Лк. 12:49-53. Мф. 10:34-39, Мк. 13:12. Gom. 11,19. Сф. 119,17-18



17. Иисус сказал: Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло в сердце человека.

Ис. 64:4. Лк. 10:23-24. Mф. 13:16-17. 1Кор 2:9. 1Клим 34:8. 2Клим 11:7. Turfan M 789. Молитва апостола Павла 25-29. ДеянПт. 39. ДеянАФ. 36.


18. Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец. Иисус сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти.

Фм. 49. Пс. 38:5. Лк. 20:38. Ин. 1:1-2. Откр.22:13. Апокриф Иоанна II 9,5-8. МПс. 155,9-12.


19. Иисус сказал: Блажен тот, кто был прежде, чем стал существовать. Если вы у Меня ученики <и> если слушаете Мои слова, эти камни будут служить вам. Ибо есть у вас пять деревьев в Раю, которые неподвижны и летом и зимой, и их листья не опадают. Тот, кто познает их, не вкусит смерти.

Фм. 1, 85. Ин. 1:1, 8:58. Флп. 57, АБар. 4:7. ПС. I, 1, I, 10. МПс. 161, 17-18.


20. Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, чему подобно Царствие Небесное. Он сказал им: Оно подобно зерну горчичному, самому малому среди всех семян. Когда же оно падает на возделанную землю, оно дает большую ветвь <и> становится укрытием для птиц небесных.

Иез. 17:22-24. Дан. 4:20-22. Мат. 13:31-42. Мк. 4:30-32. ДС. 88-89.


21. Мария сказала Иисусу: На кого похожи Твои ученики? Он сказал: Они похожи на детей малых, которые расположились на поле, им не принадлежащем. Когда придут хозяева поля, они скажут: Оставьте нам наше поле. Они обнажаются перед ними, чтобы оставить это им и дать им их поле. Поэтому я говорю: Если хозяин дома знает, что приходит вор, он будет бодрствовать до тех пор, пока он не придет, и он не позволит ему проникнуть в его дом царствия его, чтобы унести его вещи. Вы же бодрствуйте перед миром, препояшьте ваши чресла с большой силой, чтобы разбойники не нашли пути пройти к вам. Ибо нужное, что вы ожидаете, будет найдено. Да был бы среди вас знающий человек! Когда плод созрел, он пришел поспешно, - его серп в руке его, - <и> он убрал его. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!

Фм. 37, 103, Лк. 12:33, 12:39-40, 11:21-22. Мф. 24:37-44,12:29. Мк. 3:27. Мк. 4:26-29. Еф. 6:13-14. Ref. 5.8.44.


22. Иисус увидел младенцев, которые сосали молоко. Он сказал ученикам своим: Эти младенцы, которые сосут молоко, подобны тем, которые входят в Царствие. Они сказали ему: Что же, если мы - младенцы, мы войдем в Царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глаза вместо глаз, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, - тогда вы войдете в <Царствие>.

Фм. 4, 11, 16,23, 48, 49, 75, 106, 37. Лк. 9:46-48, 18:15-17. Мф. 18:1-4, 19:13-15. Мк 9:33-37, 10:13-16. Галл. 3:28-29. 2Кор, 3:18. Еф. 2:14-18. Стром. III, XIII, 92-93. Егип. 6. Флп. 69, 71, 126. Письмо Петра Филиппу 136:5-11. ДеянПт. 38. Деяния Филиппа 140 (34). ДеянАФ. 129, 147. Ref. 5.7.14-15.


23. Иисус сказал: Я выберу вас одного на тысячу и двоих на десять тысяч, и они будут стоять как одно.

Фм. 4, 11, 16,22, 48, 49, 75, 106. Еккл. 7:28. ПС. 134. Adv haer. 1.24.6 (цитата из Василида).


24. Ученики Его сказали: Покажи нам место, где Ты, ибо нам необходимо найти его. Он сказал им: Тот, кто имеет уши, да слышит! Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то - тьма.

Лк. 11:33-36. Мф. 6:22-23. 5:14-16. ДС. 27-28, 8. ПС. 125. Евангелие Спасителя 97, 20-22. ПСил. 106, 10-15.


25. Иисус сказал: Люби брата твоего, как душу твою. Охраняй его как зеницу ока твоего.

Лк.10:25-29. Mф. 22:34-40. Мк. 12:28-34. Ин. 13, 34-34. Рим. 13:8-10. Гал. 5:13-15. ЕЕвр. 5.


26. Иисус сказал: Сучок в глазе брата твоего ты видишь, бревна же в твоём глазе не видишь. Когда ты вынешь бревно из твоего глаза, тогда ты увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Лк. 6:37-42. Мф. 7:1-5.


27. Если вы не поститесь от мира, вы не найдёте Царствия. Если не делаете (всю) неделю субботой, вы не увидите Отца.

Фм. 6, 14, 104. Мф. 9:14-17, 12:1-8. Мк. 2:18-22. 2:23-28. Евр. 4:9.


28. Иисус сказал: Я встал посреди мира, и Я явился им во плоти. Я нашёл всех их пьяными, Я не нашёл никого из них жаждущим, и душа Моя опечалилась за детей человеческих. Ибо они слепы в сердце своем, и они не видят, что они приходят в мир пустыми; они ищут снова уйти из мира пустыми. Но теперь они пьяны. Когда они отвергнут своё вино, тогда они покаются (μετανοεω).

Лк. 21:34-36. Ин. 1: 10-14. Рим.8:3. 1Тим 3:16. Corpus Hermeticum. 1.27.


29. Иисус сказал: Если плоть произошла ради духа, это - чудо. Если же дух ради тела, это - чудо из чудес. Но Я сам удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности.

Фм. 87, 112. Рим. 8:1-8. Гал. 5:16-26. Флп.22.


30. Иисус сказал: Там, где {трое, там и Бог. Там, где два или один, Я с ним. Разруби дерево, Я - там; подними камень, и ты найдешь Меня там}.

Мф. 18:20. Ин. 17:32. Еккл.10:9.


31. Иисус сказал: Нет пророка, принятого в своём селении. Не лечит врач тех, которые знают его.

Лк. 4:23-24. Мф. 13:57. Ин. 4:43-45. Мк. 6:4.


32. Иисус сказал: Город, построенный на высокой горе, укреплённый, не может пасть, и он не может быть тайным.

Мф. 5:14-16, 7:24-25. Лк. 6:47-48.


33. Иисус сказал: То, что ты услышишь твоим ухом, возвещай это другому уху с ваших кровель. Ибо никто не зажигает светильника <и> не ставит его под сосуд, и никто не ставит его в тайное место, но ставит его на подставку для светильника, чтобы все, кто входит и выходит, видели его свет.

Лк. 12:2-3, 8:16-17, 11:33-36. Мф. 10:26-27, 5:14-16. Мк. 4:21-23.

34. Иисус сказал: Если слепой ведёт слепого, оба падают в яму.

Лк. 6:39. Мф. 15:10-20.


35. Иисус сказал: Невозможно, чтобы кто-то вошёл в дом сильного и взял его силой, если он не свяжет его руки. Тогда <лишь> он разграбит дом его.

Лк. 11:14-23. Мф. 12:22-30. Мк. 3:23-27. ExTeo. 52.1.


36. Иисус сказал: Не заботьтесь с утра до вечера и с вечера до утра о том, { что вам поес<ть, — ни> о <вашем> платье — что вам надеть. Вы <нам>ного лучше лилий, которые не прочесывают и не прядут. И, имея одно одеяние, что вы […]? Кто <мог бы прибавить> вам роста (или: кто <мог бы продлить> вашу жизнь)? Именно он даст вам ваше одеяние!}.

Фм. 37. Лк. 12:24-28. Мф. 6:25-34. ДС. 51-52. Флп. 23, 24, 101.


37. Ученики его сказали: В какой день Ты явишься нам, и в какой день мы увидим Тебя? Иисус сказал: Когда вы обнажитесь и не застыдитесь и возьмете ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям, растопчете их, тогда <вы увидите> Сына Того, кто жив, и вы не будете бояться.

Фм. 21, 22, 59. Ин. 14:22-23. ДС. 51-52, 84-85. Егип. 6. МПс. 99,26-30. ДеянАФ. 14.


38. Иисус сказал: Много раз вы желали слышать эти слова, которые Я вам говорю, и у вас нет другого, от кого <вы можете> слышать их. Наступят дни - вы будете искать Меня, вы не найдете Меня.

Притч.1:28. Лк. 10:23-24, 17:22. Мф. 13:10-17. Ин. 7:32-36. МПс. 189,28-29.


39. Иисус сказал: Фарисеи и книжники взяли ключи от знания. Они спрятали их и не вошли и не позволили тем, которые хотят войти. Вы же будьте мудры, как змии, и чисты, как голуби.

Фм. 102. Лк. 11:52. Мф. 23:13, 10:16.


40. Иисус сказал: Виноградная лоза была посажена без Отца, и она не укрепилась. Ее выкорчуют, <и> она погибнет.

Мф. 15:10-20. Ин. 15:1-17. Флп. 126.


41. Иисус сказал: Тот, кто имеет в своей руке, - ему дадут; и тот, у кого нет, то малое, что имеет, - у него возьмут.

Фм. 70. Лк. 8:18, 19:11-27. Мф. 13:10-13. 25:14-30. Мк. 4:24-25. Флп. 105.


42. Иисус сказал: Будьте прохожими.

Ин. 16:28. 1Петр 2:11.


43. Ученики Его сказали Ему: Кто Ты, который говоришь нам это? <Иисус сказал им>: Из того, что Я вам говорю, вы не узнаёте, кто Я? Но вы стали как иудеи, ибо они любят дерево и ненавидят его плод, они любят плод <и> ненавидят дерево.

Лк. 6:43-45. Мф. 7:15-20, 12:33. Флп. 6, 46, 102.


44. Иисус сказал: Тот, кто высказал хулу на Отца, - ему простится, и тот, кто высказал хулу на Сына, - ему простится. Но тот, кто высказал хулу на Духа Святого, - ему не простится ни на земле, ни на небе.

Лк. 12:10. Мф. 12:31-32. Мк. 3:28-30.


45. Иисус сказал: Не собирают винограда с терновника и не пожинают смокв с верблюжьих колючек. Они не дают плода. Добрый человек выносит доброе из своего сокровища. Злой человек выносит плохое из своего дурного сокровища, которое в его сердце, <и> он говорит плохое, ибо из избытка сердца он выносит плохое.

Лк. 6:43-45. Мф. 7:15-20, 12:33-37.


46. Иисус сказал: От Адама до Иоанна Крестителя из рождённых жёнами, нет выше Иоанна Крестителя, дабы человек не отводил взгляд. Но Я сказал: Тот из вас, кто станет малым, познает Царствие и будет выше Иоанна.

Фм. 22:2. Лк. 7:24-30, 18:17. Мф. 11:7-15, 18:3. Мк. 10:15.


47. Иисус сказал: Невозможно человеку сесть на двух коней, натянуть два лука, и невозможно рабу служить двум господам: или он будет почитать одного и другому будет грубить. Ни один человек, который пьёт старое вино, тотчас не стремится выпить вино молодое. И не наливают молодое вино в старые мехи, дабы они не разорвались, и не наливают старое вино в новые мехи, дабы они не испортили его. Не накладывают старую заплату на новую одежду, ибо произойдёт разрыв.

Лк. 16:10-13, 5:33-39. Мф. 6:24, 9:14-17. Мк. 2:18.


48. Иисус сказал: Если двое в мире друг с другом в одном и том же доме, они скажут горе: Переместись! - и она переместится.

Фм. 4, 11, 16, 22, 23, 49, 75, 106. Мф. 17:19-20, 18:19. Мк. 11:20-25.


49. Иисус сказал: Блаженны единые (μοναχος) и избранные, ибо вы найдете Царствие, ибо вы от него, <и> вы снова туда возвратитесь.

Фм. 4, 11, 16,22 23, 48, 75, 106. Ин. 16:28, 17:16, 17:23-24. ДС. 1-2.


50. Иисус сказал: Если вам говорят: Откуда вы произошли? - скажите им: Мы пришли от света, от места, где свет произошел от самого себя и <стоял> в Покое. И он отразился в их образе. Если вам говорят: Кто вы? - скажите: Мы Его дети, и мы избранные Отца живого. Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? - скажите им: Это движение и Покой.

Фм. 2, 51, 60, 83, 84, 90, 113. 1АпИ. 32.28-34.20. АпП. 22.24 -23:26. Adv. haer. 1.21.5. Флп. 63, 82, 86, 87, 117, 118.


51. Ученики его сказали ему: В какой день наступит Покой тех, которые мертвы? И в какой день новый мир приходит? Он сказал им: Тот <Покой>, который вы ожидаете, пришел, но вы не познали его.

Фм. 2, 3, 50, 60, 90. Лк. 17:20-22. Мф. 24:23-28. Мк. 13:21-23. Трактат о воскресении 49:9-25. Флп. 63, 82, 86, 87, 117, 118.


52. Ученики его сказали ему: Двадцать четыре пророка высказались в Израиле, и все они сказали о Тебе. Он сказал им: Вы оставили Того, кто жив перед вами, и вы сказали о тех, кто мертв.

Фм. 5. ЕЕвр. 2. Ин. 8:52-53. 10:8.

53. Ученики его сказали ему: Обрезание полезно или нет? Он сказал им: Если бы оно было полезно, их отец зачал бы их в их матери обрезанными. Но истинное обрезание в духе обнаружило полную пользу.

Рим. 2:25-29. 1Кор. 7:17-19. Гал. 6:16. Филип. 3:2-3. Кол 2:11-14.


54. Иисус сказал: Блаженны бедные, ибо ваше - царствие небесное.

Лк. 6:20. Мф. 5:3.


55. Иисус сказал: Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, не сможет быть Моим учеником, и тот, кто не возненавидел своих братьев и своих сестер и не понес свой крест, как Я, не станет достойным Меня.

Фм. 101. Лк.14:25-33, 9:23-24. Мф. 10:34-39, 16:24-25. Мк. 8:34-35. Гал. 6:14. МПс. 175:25-30.


56. Иисус сказал: Тот, кто познал мир (κοσμοσ), нашёл труп, и тот, кто нашёл труп, - мир (κοσμος) не достоин его

Фм. 80, 111. Лк. 17:37. Мф. 24:28. Кеф. XLVII 120:31 - 121:2


57. Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, у которого <хорошие> семена. Его враг пришёл ночью, высеял плевел с хорошими семенами. Человек не позволил им < служителям> вырвать плевел. Он сказал им: Не приходите, чтобы, вырывая плевел, вы не вырвали пшеницу вместе с ним! Ибо в день жатвы плевелы появятся, их вырвут и их сожгут.

Мф. 13:24-30. Мк. 4:26-29.


58. Иисус сказал: Блажен человек, который тяжело потрудился (или: пострадал): он нашёл Жизнь.

Фм. 107. 1Петр 3:14.


59. Иисус сказал: Посмотрите на Того, Кто Жив, пока вы живёте, дабы вы не умерли, - и вы будете искать увидеть Его и не сможете увидеть

Фм 37.


60. <Они увидели> самаритянина, который нес ягненка, направляясь в Иудею. Он сказал ученикам своим: <Почему он> с ягнёнком? Они сказали Ему: Чтобы убить его и съесть его. Он сказал им: Пока он жив, он его не съест, но если он убьет его, то он <ягнёнок> станет трупом. Они сказали: Иначе он не сможет сделать это. Он сказал им: Вы также ищите себе место в Покое, дабы вы не стали трупом и вас не съели.

Фм. 1, 50. Флп. 93, 63, 82, 86, 87, 117, 118.


61 (А) Иисус сказал: Двое будут отдыхать на ложе, один умрёт, другой будет жить.

Лк. 17:34. Мф. 24:40-41.


61 (Б) Саломея сказала: Кто Ты, человек, и чей Ты <сын>? Ты взошёл на моё ложе, и Ты поел за моим столом. Иисус сказал ей: Я, произошел от Того, который Един. Мне дано принадлежащее Моему Отцу. <Саломея сказала>: Я - Твоя ученица. <Иисус сказал ей>: Поэтому Я говорю следующее: когда человек станет единым, он наполнится светом, но, когда он станет разделённым, он наполнится тьмой.

Фм. 24. Лк. 10:21-22. Мф. 11:25-27. Ин. 3:31-36, 5:18, 10:29-30, 10:38. Ин. 13:1-4, 14:20. АИ. 4.39-5.9. ExTeo. 36:1-2.


62. Иисус сказал: Я говорю Мои тайны <тем, кто достоин этих тайн>. То, что твоя правая рука будет делать, - пусть твоя левая рука не знает того, что она делает.

Лк. 8:9-10. Мф. 13:10-17, 6:2-4. Мк. 4:10-12. Евр. 17.


63. Иисус сказал: Был человек богатый, у которого было много добра. Он сказал: Я использую мое добро, чтобы засеять, собрать, насадить, наполнить мои амбары плодами, дабы мне не нуждаться ни в чем. Вот о чем он думал в сердце своем. И в ту же ночь он умер. Тот, кто имеет уши, да слышит!

Сир. 11:18-19. Лк. 12:13-21.


64. Иисус сказал: У человека были гости, и, когда он приготовил ужин, он послал своего раба, чтобы он пригласил гостей.

Он пошел к первому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал: У меня деньги для торговцев, они придут ко мне вечером, я пойду <и> дам им распоряжение: Я отказываюсь от ужина. Он пошел к другому, он сказал ему: Мой господин пригласил тебя. Он сказал ему: Я купил дом, и меня просят днем. У меня не будет времени. Он пошел к другому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал ему: Мой друг будет праздновать свадьбу, и я буду устраивать ужин. Я не смогу прийти. Я отказываюсь от ужина. Он пошел к другому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал ему: Я купил деревню, я пойду собирать доход. Я не смогу прийти. Я отказываюсь. Раб пришел, он сказал своему господину: Те, кого ты пригласил на ужин, отказались.

Господин сказал своему рабу: Пойди на дороги, кого найдешь, приведи их, чтобы они поужинали.

Покупатели и торговцы не войдут в Места Моего Отца.

Сир. 26:29-27:1-2. Лк. 14:15-24. Мф. 22:1-14.



65. Он сказал: У доброго человека был виноградник; он отдал его работникам, чтобы они обработали его и чтобы он получил его плод от них. Он послал своего раба, чтобы работники дали ему плод виноградника. Те схватили его раба, они избили его, еще немного - и они убили бы его. Раб пришел, он рассказал своему господину. Его господин сказал: Может быть, они его не узнали. Он послал другого раба. Работники побили этого. Тогда хозяин послал своего сына. Он сказал: Может быть, они постыдятся моего сына. Эти работники, когда узнали, что он наследник виноградника, схватили его, они убили его. Тот, кто имеет уши, да слышит!

Лк. 20:9-19. Мф. 21:33-46. Мк. 12:1-12.


66. Иисус сказал: Покажи мне камень, который строители отбросили! Он - краеугольный камень.

Пс. 117:22. Лк. 20:9-19. Мф. 21:33-46. Мк. 12:1-12. Деян 4:11. 1Петр 2:4,7. Ref. 5, 7, 35.


67. Иисус сказал: Тот, кто знает Все, не зная самого себя, нуждается во Всем.

Фм. 3. Еккл. 1:13-14. Лк. 9:25. КФЗ. 138:16-18.


68. Иисус сказал: Блаженны вы, когда вас ненавидят <и> вас преследуют. И не найдут Места там, где вас преследовали.

Фм. 4,24,60,64. Лк. 6:22-23. Мф. 5:10-12. 1Петр 4:12-19.



69. Иисус сказал: Блаженны те, которых преследовали в их сердце; это те, которые познали Отца в истине. Блаженны голодные, потому что чрево того, кто желает, будет насыщено.

Лк. 6:22-23. 6:21. Мф. 5:10-12, 5:6.


70. Иисус сказал: Когда вы рождаете это в себе, то, что вы имеете, спасёт вас. Если вы не имеете этого в себе, то, чего не имеете в себе, умертвит вас.

Фм. 41.

71. Иисус сказал: Я разрушу этот дом, и нет никого, кто сможет построить его (снова)

Мф. 26:59-68, 27:39-40. Мк. 14:55-65, 15:29-30, 13:1-4. Деян. 6:12-14.


72. Некий человек сказал Ему: Скажи моим братьям, чтобы они разделили вещи моего отца со мной. Он сказал ему: О человек, кто сделал Меня тем, кто делит? Он повернулся к своим ученикам, сказал им: Да не стану Я тем, кто делит!

Лк. 12:13-21.


73. Иисус сказал: Жатва обильна, работников же мало. Просите же Господа, чтобы он послал работников на жатву.

Фм. 21. Лк. 10:1-16. Мф. 9:35-38. Ин. 4:31-38.


74. Он сказал: Господи, много вокруг источника, но никого нет в источнике.

Ориген Contra Celsum 8.16.


75. Иисус сказал: Многие стоят перед дверью, но единые (μοναχος) - те, которые войдут в брачный чертог.

Фм. 4, 11, 16,22 23, 49, 106. Мф. 25:1-13. ДС. 49-50. Флп. 60, 67, 68, 76, 82,122, 126, 127. ДеянАФ. 12.


76. Иисус сказал: Царствие Отца подобно торговцу, имеющему товары, который нашёл жемчужину. Этот торговец - мудрый: он продал товары <и> купил себе одну жемчужину. Вы так же - ищите его сокровище, которое не гибнет, которое остаётся там, куда не проникает моль, чтобы съесть, и <где> не губит червь.

Лк. 12:33-34. Мф. 13:45-46. Мф. 6:19-21. Гимн Жемчужине (ДеянАФ. 108-113).


77. Иисус сказал: Я - свет, который на всех. Я - Всё, Всё вышло из Меня, и Всё вернулось ко Мне.

Фм. 24, 50, 61, 67, 83. Ин. 1:3-4, 1:9, 8:12, 9:5, 12:46. Рим. 11:36. 1Кор 8:6. Кол. 3:11. Евангелие Евы, Евангелие Истины.


78. Иисус сказал: Почему вы пошли в поле? Чтобы видеть тростник, колеблемый ветром, и видеть человека, носящего на себе мягкие одежды? <Смотрите>, ваши цари и ваши вельможи - это они носят на себе мягкие одежды, и они не смогут познать истину!

Лк. 7:24-30. Мф. 11:7-15.


79. Женщина в толпе сказала Ему: Блаженно чрево, которое выносило Тебя, и <груди>, которые вскормили Тебя. Он сказал ей: Блаженны те, которые услышали слово (λογος) Отца и сохранили его в истине. Ибо придут дни, вы скажите: Блаженно чрево, которое не зачало, и груди, которые не дали молока.

Лк. 11:27-28. Лк. 23:29.


80. Иисус сказал: Тот, кто познал мир (κοσμος), нашёл тело (σομα), но тот, кто нашёл тело, - мир не достоин его.

Фм. 56, 111. Лк. 17:37. Мф. 24:28.


81. Иисус сказал: Тот, кто сделался богатым, пусть царствует, и тот, у кого сила, пусть откажется.

Фм. 110. Лк. 18:24. Мф. 19:23. Мк. 10:23. 1Кор. 4:8. ДС. 20.


82. Иисус сказал: Тот, кто вблизи Меня, вблизи огня, и кто вдали от Меня, вдали от Царствия.

Евангелие Спасителя 107 43-48. Origen In Jerem. hom. lat. 20.3


83. Иисус сказал: Образы являются человеку, и свет, который в них, скрыт. В образе света Отца он <свет> откроется, И Его образ скрыт из-за Его света.

Фм. 22, 50. 2Кор 3:18, 4:4-6. Кол. 1:15. Флп 26, 61, 67, 69, 86. Апокриф Иоанна II 15,2-5.


84. Иисус сказал: Когда вы видите ваше подобие, вы радуетесь. Но когда вы видите ваши образы, которые произошли до вашего начала - они не умирают и не являются - сколь великое вы перенесёте?

Фм. 22, 50. Кол. 3:9-10.


85. Иисус сказал: Адам произошёл от великой силы и великого богатства, и он не достоин вас; ибо он <вкусил> смерть.

1Кор. 15:21-22, 42-50.


86. Иисус сказал: <Лисицы> имеют свои норы и птицы имеют свои гнёзда, а Сын Человеческий не имеет места, чтобы преклонить свою голову и отдохнуть.

Лк. 9:57-62. Мф. 8:18-22.


87. Иисус сказал: Несчастно тело, которое зависит от тела, и несчастна душа, которая зависит от них обоих.

Фм. 112, 29. Ин. 3:6.


88. Иисус сказал: Ангелы (или: посланники) приходят к вам и пророки, и они дадут вам то, что ваше, и вы также дайте им то, что в ваших руках, и скажите себе: В какой день они приходят и берут то, что принадлежит им?

Лк. 12:20. Откр. 22: 8-9.


89. Иисус сказал: Почему вы моете внешнюю часть чаши и не понимаете того, что тот, кто сделал внутреннюю часть, сделал также и внешнюю часть?

Лк. 11:39-41. Мф. 23:25-26.


90. Иисус сказал: Придите ко Мне, ибо иго Моё - благо и власть Моя кротка, и вы найдёте Покой (αναπαυσις) себе.

Фм. 2, 50, 51, 60. Мф. 11:25-30. ДС. 65-68. Флп. 63, 82, 86, 87, 117, 118.


91. Они сказали Ему: Скажи нам, кто Ты, чтобы мы поверили в Тебя. Он сказал им: Вы испытываете лицо неба и земли; и Того, кто перед вами, - вы не познали его; и это время -- вы не знаете, как <испытать> его.

Фм. 3, 5, 52 Лк. 12:54-56. Мф. 16:1-4, 12:39. Ин. 8:25-30. ДС. 128:1-5.


92. Иисус сказал: Ищите, и вы найдёте, но то, о чём вы меня спрашивали в те дни, - Я не сказал вам тогда. Теперь Я хотел бы сказать вам об этом, вы же не ищите его.

Фм. 2, 94. Лк. 11:9-13. Мф. 7:7-11, 21:18-22, Ин 15:16-17, 14:12-14, 16:20-28. Мк. 11:20-25. Еевр. 4b, ДС. 9-12, 20.


93. Не давайте того, что свято, собакам, чтобы они не бросили это в навоз. Не бросайте жемчуга свиньям, чтобы они не <растоптали его>.

Мф. 7:6. Флп. 119.


94. Иисус <сказал>: Тот, кто ищет, найдёт, и тот, <кто стучит>, ему откроют.

Фм. 2, 92. Лк. 11:9-13. Мф. 7:7-11, 21:18-22. Ин. 15:16-17, 14:12-14, 16:20-28, Мк. 11:20-25. ЕЕвр. 4b. ДС. 9-12, 20.


95. <Иисус сказал>: Если у вас есть деньги, не давайте в рост, но дайте их <тому>, от кого вы не возьмёте их.

Лк. 6:27-36. Мф. 5:38-42,10:8.


96. Иисус <сказал>: Царствие Отца подобно женщине, которая взяла немного закваски, <положила> ее в тесто и разделила ее в большие хлебы. Кто имеет уши, да слышит!

Лк. 13:20-21. Мф. 13:35.


97. Иисус сказал: Царствие <Отца> подобно женщине, которая несёт сосуд, полный муки, <и> идёт удаляющейся дорогой. Ручка сосуда разбилась, мука рассыпалась позади неё на дороге. Она не знала <об этом>, она не поняла, как действовать. Когда она достигла своего дома, она поставила сосуд на землю <и> нашла его пустым.

МЕ. 23:3


98. Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, который хочет убить вельможу. Он извлёк меч в своём доме, он вонзил его в стену, дабы узнать, будет ли рука его крепка. Тогда он убил вельможу.


99. Ученики сказали Ему: Твои братья и твоя мать стоят снаружи. Он сказал им: Те, которые здесь, которые исполняют волю Моего Отца, - Мои братья и Моя мать. Они те, которые войдут в Царствие Моего Отца.

Лк. 8:19-21. Мф. 12:46-50. Мк. 3:20-22, 3:31-35.


100. Иисусу показали золотой и сказали Ему: Те, кто принадлежит цезарю, требуют от нас подати. Он сказал им: Дайте цезарю то, что принадлежит цезарю, дайте Богу то, что принадлежит Богу, и то, что Моё, дайте это мне!

Лк. 20:20-26. Мф. 22:15-22. Мк. 12:13-17. Папирус Эджертона 2 3. ПС. 3, 113.


101. Тот, кто не возненавидел своего <отца> и свою мать, как Я, не может быть Моим <учеником>, и тот, кто <не> возлюбил своего <отца> и свою мать, как Я, не может быть Моим <учеником>. Ибо <родившая> меня мать <дала мне смерть>, но моя истинная <Мать> дала Мне жизнь.

Фм. 55, 105. Лк. 14:25-33, 9:23-27. Мф. 10:34-39, 16:24-28. Мк. 8:34-9:1.


102. Иисус сказал: Горе им, фарисеям! Ибо они похожи на собаку, которая спит на кормушке быков. Ибо она и не ест, и не даёт есть быкам.

Фм. 39. Лк. 11:52. Мф. 23:13.


103. Иисус сказал: Блажен человек, который знает, в <какую> пору приходят разбойники, так что он встанет, соберёт <принадлежащее ему> и препояшет свои чресла, прежде чем они придут.

Фм. 21:3. Лк. 12:35, 39-40. Мф. 24:37-44.

104. Они сказали <Ему>: Пойдем, помолимся сегодня и попостимся. Иисус сказал: Каков же грех, который Я совершил или которому Я поддался? Но когда жених выйдет из чертога брачного, тогда пусть они попостятся и помолятся!

Фм. 6, 14. Лк. 5:33-39. Мф. 9:14-17. Мк. 2:18-22. Евангелие от назареев 2.


105. Иисус сказал: Тот, кто познает отца и мать, - его назовут сыном блудницы.

Ин 8:39-47.


106. Иисус сказал: Когда вы сделаете двух одним, вы станете Сыном Человеческим, и, если вы скажете горе: Сдвинься, - она переместится.

Фм. 4, 11, 16,22 23, 49, 75. Лк. 17:5-6. Мф. 17:19-20, 21:18-22. Мк. 11:20-25. Еф. 2:14-16.


107. Царствие подобно пастуху, у которого сто овец. Одна из них, самая большая, заблудилась. Он оставил девяносто девять и стал искать одну, пока не нашёл её. После того как он тяжело потрудился, он сказал овце: Я люблю тебя больше, чем девяносто девять.

Фм. 2, 8, 49, 58. Лк. 15:3-7. Мф. 18:12-14.


108. Иисус сказал: Тот, кто напился из Моих уст, станет как Я. Я также, стану им, и тайное откроется ему.

Фм. 13. Ин. 4:7-15. Ин. 7:37-39. Евангелие Евы, ПС. 95.


109. Иисус сказал: Царствие подобно человеку, который имеет на своём поле <тайное> сокровище, не зная о нём. И он <не нашёл до того, как> умер, и он оставил его своему <сыну>. Сын не знал; он получил это поле и продал его. И тот, кто купил его, пришёл, раскопал <и нашёл сокровище>. Он начал давать деньги под проценты <тем, кому> он хотел.

Фм. 76. Мф. 13:44-46.


110. Иисус сказал: Тот, кто нашёл мир (κοσμος) и стал богатым, пусть откажется от мира!

Фм. 56, 80, 81,111.


111. Иисус сказал: Небеса, как и земля, свернутся перед вами, и тот, кто живой от Живого, не увидит смерти. <Ибо> Иисус сказал: Тот, кто нашёл самого себя, - мир не достоин его.

Фм. 11, 56, 80, 81, 110. Пс. 101:24-26. Иса. 34:4. Ин. 11:25-26. Откр. 6:12-14. ДС. 56.


112. Иисус сказал: Горе той плоти (σαρξ), которая зависит от души; горе той душе, которая зависит от плоти.

Фм 29, 87. Гал. 5:16-18. Ин. 3:6.


113. Ученики Его сказали Ему: В какой день Царствие приходит? <Иисус сказал>: Оно не приходит, когда ожидают. Не скажут: Вот здесь! - или - Вот там! Но Царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его.

Фм. 3, 51. Лк. 17:20-21. Лк.17:22-25. Мф. 24:23-28. Мк. 13:21-23. Мар. 8:15-19


114. Симон Пётр сказал им: Пусть Мария уйдёт от нас, ибо женщины не достойны Жизни. Иисус сказал: Смотрите, Я направлю её, дабы сделать её мужчиной, чтобы она стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдёт в Царствие Небесное.

Фм. 22. Гал. 3:28-29. Мар. 17-18. ПС. 146. 1АПи. 41:15-19. ExTeo. 79. Ref. 5.8.44.


Список сокращений:

Книги Ветхого Завета

Тов. – Книга Товита
Пс. – Псалтырь
Ис. – Книга пророка Исайи
2Ен. – Вторая книга Еноха.
Мих. – Книга пророка Михея
Иез. – Книга пророка Иезекииля
Дан. – Книга пророка Даниила
Еккл. – Екклесиаст
Притч. – Книга Притчей Соломоновых.
Сир. – Книга Иисуса, сына Сирахова.

Ветхозаветные апокрифы

АБар. – Апокалипсис Баруха

Книги Нового Завета

Мф. - Евангелие от Матфея
Мк. – Евангелие от Марка.
Лк. – Евангелие от Луки
Ин. – Евангелие от Иоанна
Деян. – Деяния апостолов.
1Петр. – Первое послание апостола Петра
Рим. – Послание апостола Павла к Римлянам
1Кор. – Первое послание апостола Павла Коринфянам
2Кор. – Второе послание апостола Павла Коринфянам
Гал. – Послание апостола Павка к Галатам.
Кол. – Послание к Колосянам.
Филип. – Послание к Филиппийцам.
Еф. – Послание к Ефесянам.
Евр. – Послание к евреям.
1Тим. – Первое послание к Тимофею.
Откр. – Откровение Иоанна Богослова

Христианские апокрифические тексты

Фм. - Евангелие от Фомы.
КФЗ. – Книга Фомы-Знатока (она же Книга Фомы Атлета)
АИ. – Апокриф Иакова
Евр. – Евангелие от евреев.
ДС. – Диалог Спасителя
1АпИ. – Первый апокалипсис Иакова
2АпИ. – Второй апокалипсис Иакова.
ДеянАФ. – Деяния апостола Фомы.
ПСил. – Поучения Силуана
Детства. – Евангелие детства Фомы.
ПС. – Пистис София
Сф. – Три стелы Сифа.
Gom. – «Гомилии» («Псевдо-Климентины»)
ДеянПт. – Деяния Петра.
Флп. – Евангелие от Филиппа
Егип. – Евангелие египтян.
АпП. – Апокалипсис Апостола Павла
Мар. – Евангелие от Марии.

Отцы церкви.

Ref. – Ипполит Римский «Опровержение всех ересей» (Refutatio omnium haeresium)
Стром – Климент Александрийский «Строматы».
ExTeo. – Климент Александрийский «Извлечения из Феодота»
1Клим. – Первое послание Климента Римского
2Клим. – Второе послание Климента Римского
Adv haer. – Ириний Лионский «Против ересей»
Ориген Contra Celsum – Ориген «Против Цельса»
Origen In Jerem. hom. Lat – Ориген «Гомилия на Иеремию».
МЕ. – Макарий Египетский «Поучения»

Другие тексты

МПс. – Манихейские псалмы.
Кеф. – Манихейская Кефалайя
Turfan – Турфанский фрагмент.
Corpus Hermeticum – Герметический свод.

Комментариев нет:

Отправить комментарий