пятница, 25 октября 2013 г.

Космологические и астрологические представления гностиков в коптских гностических трактатах

В настоящей статье под термином космология подразумевается совокупность представлений гностиков о небесной сфере, ее частях и элементах. Термин астрология описывает представления гностиков, согласно которым части и элементы небесной сферы обожествлялись и одухотворялись, им приписывалась способность влиять на ход событий и человеческую жизнь. В отечественной литературе подобная тематика практически не освещалась. Среди зарубежных работ, затрагивающих данную тематику, можно назвать труды Р. Ван-ден-Брука и З. Плеше1). В данной статье сделана попытка охарактеризовать гностическую астрологию как явление, проистекающее из особенностей гностической космогонии, но в то же время заключающее в себе египетскую, вавилонскую и греко-эллинистическую астрологические традиции.

Гностицизм — мистическое религиозно-философское течение в Египте, расцвет которого приходился на III—IV вв. Гностицизм, безусловно, вобрал в себя античную астрологическую традицию. Как указывает В. Бауэр2), христианство даже в III—IV вв. еще имело множество точек соприкосновения с гностицизмом. Поэтому весьма интересной представляется проблема существования астрологических представлений в гностической христианской литературе, которая была для церковных апологетов, несомненно, еретической. Гностики признавали за объектами небесной сферы решающую роль в организации структуры мироздания и влиянии этих объектов на человека и земную реальность. Несмотря на откровенно мистические спекуляции, в гностических астрологических представлениях слились как философско-мистическое понимание действительности, так и богатая астрономическая традиция эллинистического мира и Римской империи.

Источники, рассматриваемые в этой статье, включены в различные сборники коптских гностических произведений. Например, апокриф Иоанна входит в состав второго кодекса коптской гностической библиотеки Наг Хаммади, а также в виде краткой версии в качестве второго трактата коптского гностического кодекса РВ 8502. При рассмотрении гностической космологии и [4] астрологии необходимо обратиться к таким источникам, как трактат «Происхождение мира» NHC II.5 и «Евангелие от Иуды» Tch.3. Несмотря на то что эти тексты несомненно принадлежали к разным гностическим группам, в них нет явных различий между космологической и астрологической системами разных гностических групп. Прежде чем рассматривать собственно гностические астрологические представления, необходимо вкратце взглянуть на историю астрологической мысли в Северной Африке, Греции и Западной Азии.

Наиболее древней и авторитетной всегда считалась месопотамская астрологическая школа. Смысл существования для жителей Месопотамии всегда лежал вне человека и вне его творений — в неосязаемых силах, управляющих Вселенной. В космосе житель Месопотамии видел порядок, а не анархию, хотя, по его мнению, этим порядком управляло множество различных сил3).

Однако такие понятия, как «воля», «сила», были чужды месопотамскому мировоззрению. Астрологи Месопотамии, наблюдая небо, устанавливали знаки, предвещающие определенные события. Эти знаки посылали божества, и правильное их прочтение также зависело от благости божеств. Неблагоприятное предзнаменование не рассматривалось как приговор, как непререкаемая воля. Зла, предвещаемого затмением, например, можно было избежать, совершив определенные религиозные и магические действия.

Астрология стала интересовать греков сравнительно рано. Она привлекала уже Платона, но его отношение к ней, правда, определить сложно. По крайней мере, выступая против софистов, он делал акцент на то, что есть боги, обеспечивающие постоянный порядок и исполнение вселенских законов — небесные тела. Геродот в своей истории писал про египтян: «Каждый [из них] может предугадать заранее, какую судьбу, какую смерть и характер будет иметь родившийся в тот или иной день»4).

В эпоху эллинизма греки еще ближе познакомились с астрологией. Когда Александр завоевал Персидскую империю, связи между Вавилонией и греческой цивилизацией стали более тесными. Около 280 г. до н.э. месопотамский жрец Беросс, переселившийся на остров Кос и открывший там астрологическую школу, написал труд «История Вавилонии», систематизировав в нем свои знания по этой науке. Беросс перечисляет вавилонских царей начиная от потопа и приводит времена их царствований. Вполне возможно, что вавилоняне составляли гороскопы для некоторых из этих царей и вычисляли положения планет для моментов в прошлом. Птолемей использовал наблюдения своих греческих предшественников и сам производил наблюдения, а также широко использовал вавилонские записи о затмениях и планетные наблюдения. Греки и римляне заимствовали у вавилонян не только наблюдения и периоды, но и методы вычислений5).

Вероятно, именно таким образом астрологические представления стали распространяться в эллинистическом Египте. Дело в том, что египтян эпохи фараонов интересовала больше астрономия, причем использовалась она, как правило, в сакральных целях — они не стремились предсказывать по звездам будущее, а видели в них, например, путь, по которому в Древнем царстве [5] умерший царь отправлялся в загробное путешествие. Особенно это касалось так называемых «неразрушимых» околополярных звезд, видимых всегда6). Через них он в сопровождении бога Ра попадал на расположенные в западных пределах неба поля Иару — «поля тростника».

Надо отметить, что и в эллинистическом Египте астрология могла быть не особенно популярна, хотя это вполне может быть связано с тем, что, в отличие от римского времени, от эллинистического периода сохранилось мало таких источников, как частная переписка и гороскопы. Как упоминает И. Ф. Фихман, от эпохи эллинизма до нас дошло немного папирусов — почти все они погибли из-за высокой влажности почвы7).

Очевидно, астрологией интересовались в основном верхние слои египетского общества, александрийская «интеллигенция». Именно тогда появилось псевдоегипетское сочинение «Откровения Нехепсо и Петосириса», и даже просвещенный жрец Манефон, приближенный ко двору Птолемеев, обращался к астрологии. В частности, Иоанн Лидийский, ссылаясь на Манефона, упоминает, что затмение солнца воздействует на людей8), а также объясняет происхождение зодиака9).

Возможно, это связано с тем, что в то время среди основной массы грекоязычного населения Египта (именно его, как правило, и интересовала астрология) большей популярностью пользовались толкование сновидений и прямые обращения к божествам с просьбой дать то или иное предсказание. Так, например, тщательно записывал и пытался объяснить свои сны живший в мемфисском Серапеуме грек Птолемайос10).

Своего апогея астрология достигла в Египте уже в римский период. Вполне возможно, как показала И. С. Свенцицкая, это связано с царившим в то время (II—III вв. н. э.) социально-экономическим и политическим хаосом11). С одной стороны, это толкало людей на поиски всемогущего бога-спасителя, а с другой — заставляло их верить в магию и астрологию. Именно тогда большой популярностью стали пользоваться различные гороскопы и т. п. Они основывались на том же представлении о взаимодействии человека и макрокосма, связанном с концепцией Судьбы. Невзгоды заставили людей видеть в судьбе нечто неотвратимое, бороться с которым невозможно. Единственное, что в силах человека, — это узнать ее и смириться с ней. При этом вера в судьбу давала людям, жившим в рушащемся мире, возможно, ложное, но ощущение надежности и стабильности.

Подобных текстов, написанных на папирусе, было найдено довольно много. Лучше всего они представлены в папирусах из города Оксиринха12). Они [6] составлялись по определенной текстовой формуле-канону. В качестве примера можно привести следующий гороскоп13):

1. Γένεσις' Αρείου

1. Рождение Арея

2. "Ωπα Σκορπιψ

2. Гороскоп в Скорпионе

3. Έρμησ "Αρησ Αίγοκέ[ρψ'

3. Гермес (Меркурий) и Арес (Марс) в Козероге

4. Ζεύσ "Ηλισ Ύδρηχό[ψ

4. Зевс (Юпитер) и Гелиос (Солнце) в Водолее

5. Σελήνη Καρκίνψ

5. Селена (Луна) в Раке

6. Κρόνον Παρθένψ

6. Кронос (Сатурн) в Деве

7. Ά[φροδίτη] Τοξότη]

7. Афродита (Венера) в Стрельце

Еще один довольно интересный, но, к сожалению, плохо сохранившийся гороскоп относится уже к V в. н. э.14) В нем предсказывалось будущее человека, родившегося 7 июля 430 г. н. э., в 4 утра. Изначально он представлял собой таблицу в 16 колонок записей зодиакального положения Солнца, Луны и пяти планет — Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры, Меркурия.

В греческой мифологии характерная черта олимпийских богов заключалась в их всепроникающем контроле над действиями людей. В период эллинизма отношения между хтоническими богами и людьми стали более тесными, поскольку значение хтонических богов стало существенным за счет полисных культов. Люди все еще жили в центре космоса, но классическое представление о путешествии героя по миру, напрямую управляемому богами, было заменено представлением о бесцельных скитаниях по похожему на лабиринт земному пространству, в котором уже не было богов. Хтонические боги ушли из земного мира и теперь воссели на своих небесных тронах. Они были отделены от людей подлунным пространством15).

Таким образом, можно видеть, что в основе астрологии лежало перенесение имени и характера божества на то или иное небесное тело. Затем, пользуясь достижениями математики и опытом астрономических наблюдений, астролог соотносил время рождения человека с положением планет и делал из этого выводы о его будущем.

Космогония и космология: восприятие небесной сферы

Поскольку гностики были прежде всего мистиками, то именно мистическое понимание окружающего пространства было присуще гностическим трактатам. Закономерности окружающего пространства воспринимались гностиками скорее не в рациональном, а в иррационально-мистическом ключе. Большую роль в своей космогонии и космологии гностики отводили морально-нравственной составляющей.

Гностики представляли окружающий мир разделенным на высший, божественный, невидимый мир и низший — земную реальность. Причем акцент гностики [7] переносили именно на мир божественный, земное существование в гностических трактатах описывалось полное страданий и духовных пыток. Поэтому они подразумевали, что видимая, недуховная реальность является лишь жалким отражением божественного мира. Все объекты небесной сферы виделись гностикам телами, формами неких божественных сущностей, например, планета Марс — это только физическая форма, «телесная» оболочка для духовной сущности Астафай (αөταφαιοс), В краткой версии апокрифа Иоанна об этом сказано таким образом: «Они [Власти] имеют [каждая пара] из них — твердь [небесную]: по небу и одному эону по подобию Эона, сущего изначально» (РВ 44.5-44.8)16). Гностики утверждали, что сначала зародился божественный мир, в котором находились духовные (а следовательно, истинные) планеты:

множественность мира бессмертных называется космосом... обреченным на вечные муки Отцом и семьюдесятью двумя светилами вместе с Самопорожденным и семьюдесятью двумя эонами» (Tch.3[50]).

Надо отметить, что гностиков при описании объектов небесной сферы привлекало число семь, оно использовалось как числительное, характеризующее некие духовные сущности, например, в трактате «Происхождение мира» назван Эон (гностическое божество и понятие) и шесть Эонов, которые сотворил Адам. В апокрифе Иоанна говорится, что затем были сотворены Семь Небес (τсαϣϥємπє), затем двенадцать Властей (Nєξογϲια) и только потом были созданы Триста Шестьдесят Ангелов (ϣмτ ϣєϲє Nαггєλια).

И только впоследствии начинается создание объектов видимого мира. Как отмечает А. И. Еланская17), создательница солнца, луны и звезд — София. Она создала их для освещения мира и установила тем самым верхнюю границу земного (физического, а не духовного) мира.

Как замечает Р. Кассер, эоны и светила, духовные силы Вселенной в гностических трактатах отображают различные аспекты мира, особенно время и единицы времени. Двенадцать эонов можно трактовать как месяцы года и знаки зодиака. Триста шестьдесят небесных сводов — число дней в году (12 месяцев по 30 дней) без учета пяти дней, прибавленных для согласования календаря с солнечным годом18). Например, гностическая система привязывает планеты Солнечной системы к дням недели, и таким образом день недели соответствует какой-либо одной планете и духовной сущности этой планеты:

имена же славы тех, которые над Семью Небесами (τϲαϣϥє мπє), суть таковый: первый - это Яот (ιαωө), Львинолицый, второй - это Элоай (єλοαιοϲ), Ослинолицый, третий - это Астафай (αөταфαιοс), Гиенолицый, четвертый - это Яо (ιαω),3меинолицый и Семиглавый, пятый - это Адонай (αδωNαιωϲ), Драконолицый, шестой - это Адони (αδωNι), Обезьянолицый, седьмой - это Саббатай (ϲαββαταιοϲ),Пламеннолицый. Такова есть седмица недели (РВ 41.16-42.9). [8]

Но довольно часто, поскольку гностические трактаты по своему составу были неоднородны и, вероятно, композитны, семь планет отождествлялись то с Семью Силами: «и он сочетал с Властями Семь Сил (ϲαϣϥ Nϭοм). По его слову они возникли» (РВ 43.6-43.8), то с Семью Царями: «и он (Иалтобаоф) приказал, чтобы Семь Царей (ϲαϣϥ Nρρο) царствовали над небесами» (РВ 41.12-41.14).

В процессе творения, по мысли гностиков, порождаются духовные сущности зодиакальных знаков, которые, по-видимому, можно отождествить с месяцами, и каждый месяц разделялся, таким образом, на 30 градусов (Семь Ангелов + Ангелов с Тремя Силами), что и составляло год:

и породил Власти (Nєξογϲια), которые под ним, — Двенадцать Ангелов (мNτөNооγϲ Nαггєλοϲ), каждый из которых при своем Эоне, по образцу Эонов Бессмертных (NιαιωN Nαфөαρτοϲ). И он создал для каждого из них по Семь Ангелов (өαϣϥ ) и Ангелов с Тремя Силами (NαггєλοϲNϣωмNτє Nϭοм), так что все те, что под ним [Иалтобаофом], это Триста Шестьдесят Ангелов (ϣмτ ϣєϲє Nαггєλια) (PB 39.6-39.15).

Вероятно, наши знания об астрономико-астрологических представлениях гностиков Египта были бы неполны, если бы недавно группа ученых под руководством Р. Кассера не восстановила бы Евангелие Иуды — новый источник по истории коптского гностицизма. Несмотря на неизбежные утраты в тексте папируса, можно в целом понять, как гностик-автор трактата представлял небесную сферу:

он явил семьдесят два светила в неиспорченном поколении согласно воле Духа, чтобы их было по пять на каждого. Двенадцать эонов двенадцати светил составляют их Отца, по шесть небес на эон, так чтобы было семьдесят два неба на семьдесят два светила, и для каждого из пяти небесных сводов [всего] 360 [небесных свода...]. Им придана власть и [великий] сонм ангелов [без числа] для прославления и [поклонения] всех эонов и небес и небесных сводов (Tch.3 [49-50])19).

Но эта гностическая схема, казалось бы, еще больше вводит в заблуждение, если не учитывать, что здесь в Евангелии Иуды описываются не объекты физического мира, а философские спекулятивные сентенции гностиков. Таким образом, гностики в своих построениях изображали такие объекты небесной сферы, как планеты, звезды, Солнце и Луну, приписывая им некие духовные свойства.

Астрология: влияние звезд на земную жизнь

При помощи спекуляций (а именно, отождествления Солнца, Луны, звезд, небесной сферы друг с другом) гностики убеждали себя, что они могут влиять на окружающую реальность посредством использования этих построений в своих магических обрядах. Гностики не просто спекулятивно рассматривали окружающее Землю пространство, наделяя его теми или иными функциями сообразно своим воззрениям. В гностических трактатах окружающее пространство, [9] небесная сфера могли приобретать совершенно новые свойства под воздействием внезапного проявления божественной воли, что наглядно иллюстрируют апокриф Иоанна: «Небеса разверзлись, и мироздание все озарилось светом, который [нисходил с] нижнего края неба. И мир весь содрогнулся» (РВ 20.20-21.2). Здесь можно наблюдать явное вмешательство божественных сил не в космогонический процесс сотворения мира, а в обычную реальность.

Но если, по мысли гностиков, окружающее пространство подвержено воздействию духовных сил, то и это пространство, земная жизнь и сам человек должны попадать под влияние этих духовных сил, поскольку, как было показано выше, земная реальность для гностиков лишь продолжение жизни в духовных, божественных сферах. Поэтому гностики объясняли взаимосвязь между объектами небесной сферы (планетами) отрезками этой небесной сферы (ангелами и демонами) и влиянием на жизнь в земной реальности:

Он [Иалтобаоф] принял решение вместе со своими Силами, и они породили Судьбу, и опутали посредством меры [массы и пространства] и [мер] временных, а также случайностей Богов Небесных, Ангелов, Демонов и людей, дабы заставить их всех существовать в путах Судьбы, а она при этом была бы господином по отношению к каждому из них — замысел злой и коварный (РВ 72,2-72,12).

Здесь Судьба — это сила, которая, по мнению гностиков, оказывает непосредственное влияние на жизнь людей, благодаря ей планеты (Ангелы и Демоны) влияют на человеческую жизнь, а Судьба — это не что иное, как пространственно-временной континуум и категория случая. Исходя из этих построений гностики понимали «путы Судьбы» как механизм влияния планет и звезд на человека.

Но как человек может использовать, по мысли гностиков, эту связь мира небесных светил и земной реальности? Планеты и звезды исходя из гностической интерпретации обладают особыми свойствами, присущими только им. Каждая планета и звезда, каждый участок небесной сферы отвечают только за особую функцию. Люди же научились использовать эти свойства окружающего пространства:

Ибо семь Архонтов, когда они были сброшены с их небес на землю, сотворили себе ангелов, то есть множество демонов, чтобы заставить их служить себе. Эти же [демоны] научили людей многим заблуждениям, и магии, и колдовству, и идолопоклонничеству. И пролитию крови... и таким образом, когда мир попал в суетность, он впал в заблуждение на все время (NHC II.5)20).

Семь Архонтов, которые могут быть отождествлены как с семью планетами Солнечной системы, так и с семью днями, каждому из которых была посвящена одна из планет, взаимодействуют с участками небесной сферы и находящимися там звездами (т. е. множеством демонов). Из соединения планет и звезд гностики выводили возможность «многих заблуждений». Иными словами, исходя из текстов гностических трактатов гностики признавали за звездами и планетами способность влиять на земную реальность и человека.

Более того, несмотря на порицание «магии, колдовства и идолопоклонства», гностики очень тщательно и подробно разрабатывали аспекты влияния мира звезд и планет на человека. Эти спекуляции и построения можно видеть [10] в так называемой пространной версии гностического апокрифа Иоанна NHC II. 1. В этом трактате за звездами (участками небесной сферы) гностики признают влияние каждой звезды (или каждого градуса небесной сферы) на тот или иной орган. Можно выделить три класса ангелов (демонов), под которыми понимается определенная звезда или градус небесной сферы.

Интересно, что именно планета актуализирует это влияние звезды на человека, в данном случае — на человеческий организм: «И они создали [человека] общими силами по знакам, которые были даны им. И каждая из Властей внесла знак в вид образа, увиденного в своей душе» (NHC II.1)21). Планета (Власть) вносит знак (свое характерное влияние), которое суммируется со свойством конкретной звезды или градуса небесной сферы, зодиака (ангела или демона). И это, продолжает автор гностического трактата, оказывает влияние на создание конкретного органа или части тела человека. Если смотреть несколько шире, то каждая часть человеческого тела, каждый орган попадает под влияние планеты, находящейся в определенном градусе зодиака не только в момент формирования органов и качеств организма в утробном состоянии, но и на протяжении всей последующей жизни человека, после рождения симпатия планет (Властей) в определенных знаках зодиака также оказывает неодолимое влияние на функционирование органов и частей человеческого организма.

В гностической астрологической системе три разряда звезд (иначе ангелов или демонов) влияют на различные области человеческого организма — на собственно телесность, на жизненные процессы, происходящие в человеческом теле и, наконец, на человеческую психику. Для иллюстрации описанного выше эти соответствия можно представить следующим образом:

Соматика

Имя демона (ангела)

Область влияния

Имя демона (ангела)

Область влияния

Благо

душа кости

Царствие

душа крови

Провидение

душа сухожилий (нервов)

Мудрость

душа глазного века

Божественность

душа плоти

Этерфаопе Аброн

голова

Господство

душа костного мозга

Хнуменинорин

кости

Мениггесстроеф

головной мозг

Гезоле

желудок

Астерхемон

правый глаз

Агромаума

сердце

Фаспомохам

левый глаз

Бано

легкие

Акиореим

нос

Тафрео

позвоночный столб

Биссум

левое ухо

Анесималар

селезенка

Банен-Эфроим

губы

Фопифро

кишки

Амен

рот

Библо

почки

Ибикан

коренные зубы

Роерор

сухожилия (нервы?)

Басилиадеме

миндалевидные железы

Ипуспобоба

вены [11]

Аххан

язычок

Бинеборин

артерии

Адабан

шея

Латойменпсефей

«их дыхание во всех членах»

Хааман

позвоночник

Энфолле

плоть

Деархо

гортань

Бедук

Значение неизвестно

Тебар

плечи

Арабеей

«пенис слева»

Мниархон

левый локоть

Эйло

тестикулы

Абитрион

правое предплечье

Сорма

гениталии

Крис

правая рука

Гормакайохлабар

правое бедро

Белуай

левая рука

Небриф

левое бедро

Балбел

пальцы левой руки

Псерем

сочленение правой ноги

Крима

ногти на руках

Асаклас

левое сочленение

Астропос

правая грудь

Ормаоф

правое колено

Барроф

левая грудь

Кникс

правая берцовая кость

Баум

подмышка

Тпелон

левая берцовая кость

Арарим

левая подмышка

Ахиэль

правая икра

Арехе

живот

Фнеме

левая икра

Фтхауэ

пупок

Фиуфром

правая ступня

Сенафим

брюшная полость

Боабель

пальцы правой ступни

Арахепофи

правый бок

Трахун

левая ступня

Забедо

левый бок

Фикна

пальцы правой ступни

Бариас

правое бедро

Миамаи

ногти на ступне

Φнут

левое бедро

Лабериуум

значение неизвестно

Абенленарей

костный мозг

Тренеу

пальцы правой руки

Физиология («кто частично трудится в членах»)

Имя демона (ангела)

Область влияния

Имя демона (ангела)

Область влияния

Диолимодраза

голова

Аруф

живот

Иамеакс

шея

Сабало

чрево

Иакуиб

правое плечо

Хархарб

правое бедро

Уертон

левое плечо

Хфаон

левое бедро

Удиди

правая рука

Бафиноф

гениталии

Арбао

левая рука

Хнукс

правая нога

Лампно

пальцы правой руки

Харха

левая нога

Лэекафар

пальцы левой руки

Ароэр

правая берцовая кость [12]

Барбар

правая грудь

Тоэхеа

левая берцовая кость

 

Имаэ

левая грудь

Аол

правое колено

 

Писандриаптес

грудная клетка

Харанэр

левое колено

 

Коаде

правая подмышка

Бастан

правая ступня

 

Одеор

левая подмышка

Архентехфа

пальцы правой ступни

 

Асфиксис

правый бок

Марефнунф

левая ступня

 

Синогхута

левый бок

Абрана

пальцы левой ступни

 

Психика

Имя демона (ангела)

Область влияния

Имя демона (ангела)

Область влияния

Архендекта

чувства

Эфемемфи

удовольствие

Дейфарбас

восприятие

Иоко

желание

Уммаа

воображение

Ненентофни

печаль

Аахиарам

согласие

Блаомэн

страх

Риарамнахо

порыв



Автор апокрифа Иоанна, по которому составлена данная таблица, подчеркивает, что всего ангелов и демонов (т. е. звезд) — триста шестьдесят пять (NHC II. 1 15). Ангелы и демоны, как уже рассматривалось выше, представляли собой звезды или градусы зодиака. По отношению к наблюдателю с Земли каждый день Солнце входило в новый градус зодиакальной сферы, перемещаясь по кругу. Гностики даже включили в свою систему дополнительные пять дней, хотя традиционно для античной астрологии зодиак разбивался на 360 градусов. Однако остальных демонов автор апокрифа Иоанна не перечисляет, отсылая читателя к тексту «Книги Зороастра».

Безусловно, подобная концепция влияния планет и звезд на земную реальность и человеческую природу не была оригинальным изобретением египетских гностиков. Она практически полностью соответствовала астрологической модели, принятой повсеместно в Римской империи. Например, эта традиционная модель подробно представлена в трактате Марка Манилия «Астрономика», где также изображены семь планет, двенадцать знаков зодиака и 360 градусов небесной сферы, а Судьба — это нерушимая сила, универсальный закон природы, которому подчинены и планеты, и звезды, и Земля, и человек22). [13]

Кроме того, некоторые имена демонов, содержащиеся в пространной версии Апокрифа Иоанна, например «Ахиэль», «Михаэль», «Уриэль», позволяют предположить влияние иудейской мистической традиции на подобные гностические астрологические представления.

Гностики же, будучи мистиками, восприняли влияния, исходившие как от эллинистической астрологической, так и от иудейской традиции, и преобразовали эти влияния исходя из своей концепции спасения от злого мира. Гностики утверждали, что знание свойств земной и духовной (прежде всего) реальности позволяет спастись от Судьбы и соответственно влияния планет.

Как писал автор гностического трактата «Происхождение мира» (NHC II.5),

[Блаженные] будут судить богов Хаоса и их Силы... перед окончанием Эона место все заколеблется от великого грома... Эон начнет рушиться.., тогда солнце потемнеет, и луна погасит свой свет. Звезды неба изменят свой бег».

В конце существования мира, по мысли гностиков, должен будет состояться Суд (т. е. переоценка взаимовлияния планет и звезд на земную реальность в системе всеобщего равновесия Универсума, Вселенной). Судьями выступят Блаженные — т. е. универсальные законы развития Вселенной.

Несмотря на то что в разных гностических трактатах различаются имена духовных сущностей планет и звезд, в целом можно сказать, что астрологические и космогонические представления в различных сочинениях гностиков схожи. Спекулятивные гностические представления касательно объектов небесной сферы были основаны на предшествующей гностицизму древней астрологической традиции и практике астрономических наблюдений. Проводя отождествление органов и различных частей тела человека и объектов небесной сферы, гностицизм подразумевал использование этих аналогий в магической практике. Несмотря на это, некоторые гностические авторы неодобрительно высказывались об использовании подобных аналогий в магии. Как и римская астрологическая традиция, гностицизм утверждал, что все объекты небесной сферы, равно как и человек, связаны неразрывными законами Судьбы, через которые нельзя переступить не обладая знанием свойств окружающего мира.


1) Broek, R van-den. Studies in Gnosticism and Alexandrian Christianity. Leiden; N. Y.; Köln, 1996; Pleše, Z. Poetics of the Gnostic Universe. Narrative and Cosmology in the Apocryphon of John. Leiden; Boston, 2006.

2) Bauer, W. Orthodoxy and Heresy in Earliest Christianity / Ed. R. Kraft. Philadelphia, 1971. P. 60.

3) Франкфорт Г., Франкфорт Г. Α., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. СПб., 2001. С. 158-161.

4) Геродот. История / Пер. Г. А. Стратановского. М., 1999. С. 26.

5) Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. П. Рождение астрономии. М., 1991. С. 305-306.

6) Dunand, F., Zivie-Coche, Ch. Gods and Men in Egypt / Trans, by D. Lorton. Ithaca; London, 2004. P. 184.

7) Фихман И. Ф. Оксиринх — город папирусов. М., 1976. С. 15.

8) Manetho // Ed. W. G. Waddell. London, 1980. P. 199.

9) Там же. Р. 13.

10) Thompson, D. J. Memphis under the Ptolemies. Princeton, 1988. P. 234-235.

11) Свенцицкая И. С. Особенности религиозной жизни народных масс в азиатских провинциях Римской империи (II—III вв. н. э.): язычество и христианство // Вестник древней истории. 1992. № 2. С. 58.

12) Например: Р. Оху. IV 804; Р. Оху. II 235.; Р. Оху. II 307; Р. Оху. XXXI 2555; Р. Оху. XLIV 3196; Р. Оху. III 596; Р. Оху. XXXI 2556; Р. Оху. XLVII 3353; Р. Оху. III 585; Р. Оху. XLVI 3298; Р. Оху. XXXVI 2790; Р. Оху. XII 1563; Р. Оху. XII 1476; Р. Оху. XXXI 2557; Р. Оху. XII 1564; Р. Оху. XII 1565; Р. Оху. XVI 2060 и т. д.

13) Гороскоп 246 г. н. э. из личной коллекции К. А. Ворпа // https: openaccess.leide-nuniv.nl/bitstream/1887/9151/l/5_039_008.pdf

14) P. Oxy LXV. 4477.

15) Martin, L. H. Hellenistic Religions. An Introduction. N.-Y.; Oxford, 1987. P. 9.

16) Сочинения гностиков в Берлинском коптском папирусе 8502 / Пер. А. С. Четверухина. СПб., 2004. Здесь и далее перевод апокрифа Иоанна в РВ 8502 А. С. Четверухина.

17) Еланская А. И. Изречения египетских отцов. СПб., 2001. С. 334.

18) Kasser, R. The Gospel of Judas / Ed. by R. Kasser, M. Meyer, G. Wurst. Washington, 2004. P. 36.

19) К сожалению, в моем распоряжении находился лишь перевод Р. Кассера на английский язык текста источника (см.: Kasser, R. The Gospel of Judas...), поскольку факсимильное или критическое издание памятника научной группы Р. Кассера еще не вышло в свет.

20) Еланская. Изречения египетских отцов... С. 330

21) Апокрифы древних христиан: исследование, тексты, комментарии / Пер. М. К. Трофимовой. М, 1989. С. 206.

22) Штаерман Е. М.. Манилий и его время // Марк Манилий. Астрономика (наука о гороскопах). М, 1993. С. 24.

© Литвиненко С.В.// Вопросы истории естествознания итехники. 2007, № 3. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий