четверг, 16 августа 2012 г.

Ensemble Organum - Le Chant des Templiers (2006)

1 Crucem Sanctam - Antiphona 8:21
2 Benedicat Nos Deus - Responsorium 6:12
3 Honor Virtus et Potestas - Responsorium 5:47
4 Te Deum Patrem Ingenitum - Antiphona ad Magnificat 14:00
5 Media Vita in Morte Sumus - Responsorium 10:35
6 Kyrie Eleison 7:25
7 Da Pacem Domine - Antiphona 7:16
8 Salve Regina - Antiphona 14:43



К концу второго десятилетия XII века начала воплощаться в жизнь идея Гуго Пайенского: создание рыцарского ордена, цель которого состояла бы в том, чтобы охранять Святую Землю и защищать множество паломников, стекавшихся в Иерусалим. В 1118 г. он получил согласие католического патриарха Иерусалима, Гормонда де Пиквиньи. Гуго собрал вокруг себя восьмерых рыцарей, и Болдуин II, иерусалимский король, счёл это настолько важным, что предоставил в их распоряжение часть своего дворца - остатки древнего Храма Соломона. Итак, возникший Орден был назван по имени резиденции и стал известен как Орден Храма Соломона.

ПЕНИЕ ТАМПЛИЕРОВ (Ensemble Organum)Первый период истории Ордена был скромным, но плодотворным; он продолжался до 1127 г. В течение этих девяти лет круг членов Ордена по-прежнему был ограничен девятью рыцарями. Все они были людьми знатными, обученными ратному делу; и этот своеобразный период послушничества был суровым испытанием, в ходе которого постепенно сформировалась особая духовность тамплиеров. Истоки её следует искать в прилежном посещении рыцарями католических богослужений в базилике Гроба Господня в Иерусалиме.

В 1128 г., когда совет города Труа даровал им устав, составленный под руководством св. Бернарда Клервосского, связь храмовников с богослужением в Гробе Господнем была ясно определена и стала отличительным признаком их канонического статута: "Вы, отрекшиеся от собственной воли, и вы, ради спасения своих душ служащие вышнему Царю на конях и с оружием, должны с чистым и набожным устремлением ходить к заутрене и обедне, согласно канонам и церковному уставу Святого Града".

Следующие десять лет или около того - время впечатляющей экспансии Ордена: пожертвования текли потоком, и тамплиеры вскоре стали играть ключевую роль не только на Святой Земле, но и повсюду в Западной Европе. Как и во всех подобных религиозных организациях, в Ордене Храма было две категории братьев: особо приверженные богослужению - капелланы - и те, кто занят по преимуществу материальными задачами, связанными с жизнью Ордена и его особыми миссиями. Однако даже во время войны тамплиеры оставались усердными богомольцами. В ходе осады Дамьетты (V Крестовый поход) ночной набег мусульман был сорван из-за того, что тамплиеры служили заутреню в палатке - импровизированной часовне и смогли немедленно отразить нападение. Тамплиеров часто описывают как "монахов-воинов", но этот термин не годится, поскольку он появляется только в девятнадцатом столетии. По церковным законам тамплиеры не имели монашеского статуса. В прямом соответствии с происхождением Ордена, они приближались по статусу к каноникам, взяв за образец устав св. Августина с обязательством тщательно соблюдать литургические порядки Гроба Господня. Однако их деятельность не позволяла им выстаивать полные службы, и чтобы возместить пропущенное, они должны были прочесть определенное число раз Pater noster.

После того как крестоносцы 15 июля 1099 г. взяли под свой контроль Иерусалим, организацию католических богослужений доверили французскому духовенству, ориентировавшемуся в основном на парижский церковный обиход. Первым регентом католической резиденции стал некий Ансельм, каноник из Парижа, который и составил католическую службу для Гроба Господня. Рукопись, использованная нами для этой записи, датируется третьей четвертью XII столетия и происходит из базилики Гроба Господня в Иерусалиме. Она была куплена Дюком д'Омале в середине XIX в. и сейчас хранится в Шато де Шантильи. Это бревиарий, записанный в то время, когда в парижских музыкальных кругах только приступили к созданию квадратной нотации. Здесь отражены все вокальные тонкости песнопений, и в этом отношении книга является совершенно исключительным памятником, так как до нас дошло крайне мало образцов французской музыки этого периода. Кроме того, в рукописи немало уникальных или представленных в необычном изложении произведений. Музыкальная нотация этого бревиария точно отражает многие принципиальные новшества того времени, оказавшие глубокое влияние на европейские способы нотной записи вплоть до XVI столетия.

Указание на французское происхождение этой рукописи поистине драгоценно, поскольку в нашем распоряжении есть несколько согласующихся между собой источников информации, позволяющих расшифровать французскую нотацию XII века. Необходимо объединить разрозненные палеографические данные, связанные с искусством обозначения ритма, которое в религиозном пении имело особое название: tripudium. Это не просто отбивание ритма, но движение всего тела, напоминающее пляску, - перемещение центра тяжести тела с одной ноги на другую. К сожалению, этому моменту, существенному для понимания ритмической организации пения того периода, не уделялось достаточно внимания со стороны специалистов, изучающих различные типы cantus planus. Способ, с помощью которого теоретики XII - XIII столетий описывают ритмический строй полифонии, - это основа для дальнейших расшифровок подобной музыки.

Запись начинается с антифона Crucem tuam. Его текст напоминает об основах христианской веры, средоточие которой - воскресение Христа: претерпев крестную муку, Он победил силы ада и смерти. Это тип широкоупотребительного антифона, который иногда могли петь и вне богослужения, чтобы разжечь в сердцах пламя живой веры. Затем следуют три песнопения из праздничной службы Преображения. Респонзории Benedicat nos and honor и Virtus et potestas взяты из ночного оффиция, тогда как антифон Magnificat - из вечерни. В Ордене Храма праздник Преображения был особо почитаем, чем и объясняется столь торжественное исполнение Magnificat, в котором часть антифона повторяется каждые три или четыре стиха.

Затем наступает черёд знаменитого антифона Media vita, который в определённое время года поётся на вечерне в качестве введения и заключения к евангельскому гимну Nunc dimittis. Этот антифон тоже иногда пели вне литургического контекста. Ему приписывалась магическая сила, что часто вынуждало духовные власти контролировать и ограничивать его употребление. После этого мы представляем песнопение Kyrie, литургическая роль которого в начале мессы заключается в восхвалении величия Божия - единственной силы, способной исправить слабость и несовершенство человеческой души. Раз в году Kyrie поётся вне мессы - с него начинается вечерня первого дня пасхи. Именно это Kyrie мы выбрали для записи. Но гимн Kyrie мог также использоваться, чтобы укрепить дух воинов, когда войска развертывались в боевом порядке. Здесь монодия чередуется с трёхчастной полифонией - следование приемам парижского дисканта (здесь: вид средневекового двухголосия) в том виде, в котором он дошёл до нас в единственной сохранившейся работе мастера Альберта Парижского (регента собора Сент-Этьен) из старинной рукописи Calixtinus: Congaudeant catholici.

Затем следуют два антифона, определяющие духовный контекст деятельности Ордена. Зачастую тамплиеров воспринимают только в качестве воинов. При этом забывается фундаментальная предпосылка их мировоззрения: молитвенники, взявшиеся за оружие только ради того, чтобы защитить мир и таким образом позволить человечеству познать величие Божьего Слова. В этом заключается смысл антифона Da pacem Domine in diebus nostris. Эта же мысль подчёркивается декламацией стихов из псалма 122-го (здесь: западная нумерация; псалом 121-й в синодальном переводе), который вызывает в воображении картину мирного Иерусалима, явившегося людям. Наконец, точно так же, как каждую ночь перед отдыхом тамплиеры обращались с последней молитвой к Деве Марии, этот краткий обзор литургической жизни Ордена Храма завершается возвышенным гимном Salve Regina. Этот антифон, столь широко распространенный во всём западном христианском мире, представлен здесь в необычной форме, с тремя стихами, которые выражают тайну Боговоплощения.

Марсель Перес

Ссылки:

EX.UA

vk.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий