воскресенье, 12 августа 2012 г.

Новое о болгарском богомильстве

(сенсационное известие о славянской библиотеке манускриптов 10-го века)

В 1990-е годы сотруднику одного из книжных издательств Н. К. Гер*** (Санкт-Петербург) посчастливилось найти в Софии в частном архиве писателей Райновых рукопись сочинения Николая Райнова (род. 1. 01. 1889 — ум. "2. 05.1954) под названием „Богомилството и богомили. Книга за вътрешните. Секретно", На форзаце стояла дата „25. 01. 1914 г." и сообщалось, что все записи в этой книге сделаны в присутствии Николая Трифонова и Благоя Маврова, вероятно, друзей и единомышленников писателя. Летом 1996 года фотокопию этой рукописи Н.К. Гер*** передал мне и попросил перевести ее текст с болгарского на русский, что я и сделал. Затем я передал рукопись и черновик перевода Н.К. Гер*** и больше их не видел. Гер*** пообещал издать текст перевода с комментарием, но до сих пор этого не сделал по неизвестной мне причине.

Богомильский поп-еретик. Миниатюра из Хлудовского сборника № 10. XIV в.
В рукописной книге дается пересказ текстов древних болгарских пергаменных книг в количестве 42-х, которые Николаю Райнову якобы довелось увидеть и прочитать в одной сокровенной библиотеке Христианского Востока в молодые годы1.

Николай Райнов был крупным болгарским писателем, оставившим после себя более 80 томов литературных и исторических сочинений, большая часть которых не была опубликована. Он издавал также в Софии Болгарский эзотерический журнал. Свои „Богомилски легенди" (1912) он выпускал в свет еще раз в 1918 и 1938 гг.; в 1994 г. эту же книгу переиздали в Варне. Выходили в свет его книги „Видения из древна България" (1918), ,,Градът"(1918), „Книга за царете"(1918), „Самодивско царство" (1939). Сокровенные сказания болгарского народа интересовали писателя, в первую очередь. Однако далеко не все, что он находил, писатель передавал огласке. Многое он считал сокровенным. Так и данную работу он не опубликовал, она осталась в личном писательском архиве у сына Богомила Райнова. Последний стал также известным болгарским писателем, писавшим в жанре детектива.

 В мире было неспокойно. Николай Райнов захотел скрыть от людей свою находку. Он никому не сообщил о ценнейшей богомильской библиотеке манускриптов X века. Их было 40, и все они содержали сокровеннейшие мысли Прометеева духа —. болгарских богомилов. И все это были еретические книги, которые официальная болгарская церковь разыскивала и уничтожала. Заметим, между прочим, что от первого века болгарской письменности, IX-го, не сохранилось ни одного листка. А от конца X в. дошли до нас три рукописи: Брижинские или Фрейзингские отрывки богослужебных текстов, написанные в западной Карантании, ок. 980 г., Киевские глаголические листки — Миссал, конца X — нач. XI в., а также Зографское четвероевангелие, конца X — нач. XI в. Потому находка нескольких десятков славянских рукописей, которые несколькими десятками лет старше могло бы быть величайшей сенсацией XXI-го века. Открытие Николая Райнова не стало еще достоянием людей. Эта библиотека никем не была обнаружена после 1913г., и мы не знаем, сохранилась ли она. А это было бы необходимо проверить, хотя сделать это не легко.

 Настоящее сообщение имеет целью дать некоторые сведения из рукописи Николая Райнова, что носит предварительный и охранный характер, так как мы не знаем, что станет с этой рукописью, не находящейся на государственном хранении. Мы не знаем также, удастся ли найти богомильскую библиотеку рукописных книг X века. А пока мы хотели бы предварительно познакомить научную общественность с фактами, которые изложены у Николая Райнова.

 Рукопись Райнова, форматом в 4-ку, бумаги начала ХХ-го столетия, написана скорописным почерком па болгарском языке на 336 страницах. Она состоит из двух частей: 1-й — „Учение" и 2-й — „Таинство Милости Божией": именно так сами богомилы называли свое гностическое по духу учение. Текст книги позднее некими переводчиками был разделен па 669 параграфов для удобства чтения, ибо читателю отнюдь нелегко было ориентироваться в сложном эзотерическом тексте Антипы и Райнова. Чтение сразу поражает и даже захватывает дух новизной сообщаемых фактов из истории учения попа Иеремии Богомила, явившегося и мир со своим учением для того, чтобы спасти людей от зла. Это учение существеннейшим образом повлияло на европейскую эзотерику Средних веков и Нового времени. Что же касается исторических связей богомильства с европейскими ересями катаров, патаренов и альбигойцев, то, в общих чертах, они исследованы во многих трудах (см.: Примов 1970; Топенчаров 1974; Джонов 1981; Бегунов 1973; Бегунов 1996; Ангелов 1993). Меньше изучено эзотерическое учение богомилов и его источники. Рукопись Райнова содержит как раз ценные материалы на эту тему.


Иеремия Богомил. Рис. Лили Димкова.

 Внешняя история богомильства хорошо известна благодаря трудам академика Димитра Ангел она (Ангелов 1993), Драголюба Драгойловича и Веры Аптич (Драгоjловик [982; Антик 1978), а также по нашим работам (Бегунов 1973; Бегунов 1996). А связь богомильства с гностическими учениями Востока прослежена Миланом Лоосом (Loos 1974), Стивеном Рансименом (Runciman 1947), Дмитрием Оболенским (Obolcnsky I948). Труд Райнова, основанный на источниках от самих богомилов, должен внести существенные уточнения в наши знания о болгарском богомильстве. Иначе говоря, благодаря найденной Райновым „Книга Милости Божией" богомильского епископа Краковского Симеона Антипы, восстанавливается полная картина истории ереси от ее начала, т. с. с 928 г., до разгрома ее в 971 — 972 гг. Здесь же имеется описание ключевых событий движения и характеристика основных действующих лиц, включая основателей богомильства князя Бояна — Вениамина и попа Иеремии Богомила, а также обличителей и гонителей ереси болгарских царей Петра и Бориса II, византийских императоров Романа Лакапина и Иоанна Цимисхия, болгарского патриарха Даниила и пресвитера Козмы, вельмож Сурсунула и Вринга. Симеон Антипа дает широкую панораму событий в Болгарии и Византии но протяжении нескольких десятилетий. Им впервые описаны система организации, обряды, таинства богомильской общины. Здесь детально рассказывается об эзотерическом учении богомилов. Великие ценности богомильского учения могли бы быть доступны и нам, если бы удалось отыскать эту богомильскую библиотеку, пока безжалостное время ее не уничтожило.


Лили Димкова. Рисунок из серии «Богомилы»

 Учение „Милости божией", или богомильство, по словам Симеона Антипы, родилось ночью 12 апреля 928 г. в Преславе, в монастыре св. Параскевы-Пятницы, при участии 9-ти человек: двое из них были сирийцами, иерофантами Вечной Чистоты2, а семеро болгарами: князь Боян-Вениамин, младший сын царя Симеона, поп Иеремия Богомил, патриарх Стефан, Симеон Антипа. Василий Византиец, Гавриил Лесновский; имя седьмого не удалось установить. По священные начали свою деятельность с переписки богомильских сочинений и посылки миссионеров в разные уголки земли. Повсюду зазвучали богомильские проповеди о необходимости равенства, добра, справедливости. Так продолжалось 44 года, пока Болгарские и Византийские государства и церкви и предали еретиков суду с сожжением их. Последние богомилы погибли в 972 г. Но их последователи остались и распространили учение в других странах.

В Приложении мы публикуем перечни богомильских общин, апокрифе попа Богомила, богомильской литературы и имен писателей на основании рукописи Николая Райнова.

 ПРИЛОЖЕНИЕ

 1. Богомильские общины (названия стран даются современные): Абхазия.Севастополис или Диоскуриада; Австрия. Вена; Бельгия. Брюгге; Болгария Доростол, Преслав, Среден, Филиппополь; Венгрия. Будим, Дземле, Липиск Германия. Бреслав, Дсетристе, Кельн, Онелова, Хиза; Греция и Византи.Брусса, Константинополь, Солунь, острова Крит, Лемнос и Милет; Египет, Алексанрия; Индия: Аллахабад; Ирландия. Бахия; Испания. Колтоиа, Мадрид,Италия. Бергамо, Венеция, Кремона, Неаполь, Пиза, Рим, Сиракузы, Фиум, Флоренция; Латвия. Рига; Македония. Кратово, Лесново, Малый Тырнове, Меглен, ОсоговО, Охрид, Преспа, Прилеп; остров Мальта; Молдавия. Нижний Понт; Польша. Варсовия, Краков; Португалия. Сабона; Россия. Верхний Ростов, Перховицы; Румыния. Верхний Понт; Франция. Массилия; Хорватия Салона; Цейлон. Макайе; Южная Америка. Лима.

 2. Апокрифы попа Иеремийи Богомила: 1. Изгнание ангелов. 2. Крестное древо. 3. Вопросы Балкизы. 4. Сошествие Иисуса во Ад. 5. Хождение Богородицы по мукам. 6. Мытарственник. 7. Храм Соломона. 8. Видение Иоанна Крестителя. 9. Повесть о чаше. 10. Деяния Иосифа Аримафейского. 11. Вопросы Пилата. 12. Образ Агари. 13. Повесть о Еве. 14. Схожение Бога на землю. 15. Архангел Михаил и Сатана ил. 16. Создание рая. 17. Каин строит город. 18. Книга Еноха. 19. Борьба Иакова с Богом. 20. О потопе. 21. О голгофе. 22. О детстве Иисуса, или Евангелие от Фомы. 23. Молитвы св. Поликарпа. 24. Житие Богородицы. 25. Создание звезд. 26. Странствование Балкизы. 27. Повесть о Мелхиседеке. 28. Пророк Илия. 29. Откровения апостола Павла. 30. Повести о Стефаните и Ихнилате. Толкования.

3. Богомильские писатели и их сочинения.

1)      Поп Иеремия Богомил. Ум. 25. 01. 971. См. перечень его апокрифов разделе 2. — „Правила аскезы и уединения". Кн. 1-3. 208 лл.

2) Стефан, патриарх Преславский, с 928 г. богомильский епископ г. Венеции; ум. 11.06.929г.
-  „Слово о чудесах". 29 лл.

3) Князь Боян - Вениамин, младший сын царя Симеона, ок. 910-17. 02. 970 г.
-    18 апокрифов девяти родов. „Предание о Стефаните и Ихнилате", продиктованные им Симеоне Антипе, Никите Страннику и Камерону Дубровницкому. 12 книг. 800 листов.

4) Св. Гавриил Лесновский; ум. 16. 01. 969 г.- „О путях прозрения". Кн. 1-2.

5) Симеон Антипа, богомильский епископ г. Кракова; ум. 972 г. 18 апокрифов, переписанных его учениками под диктовку учителя.
-    „Книга Милости Божией". 270 лл.
-    „Книга пророчеств". Кн. 1 - 4. 420 лл.
-    „Ледяные дуновения". Молитвы. 92 лл.
-    „О браке". 12 книг, написанные под диктовку попа Богомила; имеется 48 миниатюр.
-    „О небесном хлебе". Кн. 1-13. 209 лл.
-    „О сыновьях Иакова". Кн. 1 - 2. 42 лл.
-    „Повесть о Стефаните и Ихнилате". Комментарии Симеона Антипы.
-    „Учение о Милости Божией". Кн. 1- 2. 149 лл.
-    „Толкования на Апокалипсис св. Иоанна Богослова".
-    „Евангелие от св. Иоанна".

6) Никита Странник или Византиец.
-    109 увещевательных слов, из которых сохранилось только 4, переписанных Симеоном Аптипой: „к народам", „к островитянам", „к царям", „к священникам".
-    17 просветительных слов, из которых сохранилось лишь 2, в том числе - „на остров Крит".

7) Михаил Венгерец. Это псевдоним женщины из г. Будима, по имени Макрина.
-    „Змей древа".
-    „Кони Элиаса".
-    „Книга обозначений". 225 лл.
-    „О небесной жене", переписанная Симеоном Антипой.
-    „О Петухе Млечного пути". 130 лл.
-    „О старце Горы".
-    „О тирсе и багрянице". Кн. 1-4.
-    „Одежды сияния", переписанная Симеоном Антипой.

8. Теодор Преславский, епископ Средецкий; ум. 9. 05. 969 или 970 г.
-    „Беседы о начертании Апокалипсиса".
-    „Слова на притчи Соломоновы".
-    „Толкования притч Иисусовых".

9. Петр Осоговский, епископ Доростолский; ум. 14. 10. 967 г.
-    „ Денномесячный указатель". 384 лл.
-    „Мытарства души". 22 главы.

10. Хамерон или Камерон Дубровницкий; грек, родом из Александрии; ум. 16. 09. 969 или 970 г.
-    „Загадки чащи".
-    „Книга домов", повествующая о 124-х зодиакальных знаках.
-    „Книга Камерона". 92 лл.
-    „Книга кругов". 70 лл.
-    „О тайной вечере". 43 лл.
-    „Царица Савская". 17 лл.

11. Светомир Македонец, комитопул; ум. 16.08.969 г.
-  „Послания". Кн. 1 - 6. 324 лл. (всего 493 письма).

Этими именами исчерпывается информация Симеона Антипы и Николая Райнова. На этом мы ограничиваем наше сообщение.

ПРИМЕЧАНИЯ

1   Место хранения по понятным причинам сохраняется в тайне, так как еще предстоят поиски.

1 Сирийцы сказались манданитами, т. е. последователями секты назореев, которая имеет дохристианское происхождение. Плиний Старший и Иосиф Флавий писали о том, что назореи поселились на берегах Иордана за 150 лет до Р. X. и что назорейство было системой древнего гностического знания. Их главной книгой была „Книга Адама, или Кодекс назореев", написанная на халдео-сирийском языке. Адептами их якобы были Иоанн Креститель и Иисус Христос, однако последний создал свое учение - христианство. Поздними последователями мандианитов и назареев были богомилы, они же „христиане св. Иоанна Крестителя".

ЛИТЕРАТУРА

Ангелов 1993: Ангелов Д. Богомилството. С., 1993.

Бегунов 1973: Бегунов Ю. К. Козма Пресвитер в славянских литературах. С., 1973.

Бегунов 1996: Бегунов Ю. К. „Беседа на новоявившуюся ересь богомилу" Козмы Пресвитера Болгарского в Византии и Болгарии. - Болгарский ежегодник. Т. 2. Харьков, 1996.

Джонов 1981: Джонов Б. Един отзвук на „Беседата против богомилите" в Германия. - Ста-робългарска литература. С., 1981. Кн. 18.

Драгоjловик 1982: Драгоjловик Д. Богомилството на Балкану и у Малоj Азии, I. Богомилството на Православном Истоку, II. Београд, 1982.

Антик 1978: Драго]ловик Д., Антик В. Богомилството во средновековната изворна грага. Скоп]с, 1978.

Примов 1970: Примов Б. Бугрите. С., 1970.

Топенчаров 1974: Топенчаров В. Две жарави - един пламък. С., 1974.

Loos 1974: Loos M. Dualist Herecy in the Middle Ages. Praha, 1974.

OboJensky 1948: Obolensky D. The Bogomils. A Study in Nco-Manichaesm. Cambridge, 1948.

Runciman 1947: Runciman St. The Medieval Manichee. A Study of the Chritian Dualist Herecy. Cambridge, 1947.

Комментариев нет:

Отправить комментарий