четверг, 23 февраля 2012 г.

Психофизиология древнерусских песнопений

"Всякому дыханию даровал Ты 
голос, во всякое создание заключил 
звук. Господи, дарующий голоса, 
научи меня слышать о Любви 
Твоей через глашатаев Твоих!" 
Святитель Николай Сербский «Молитвы у озера»


Последовательно раскрывая тайны восприятия пения и музыки ( а мы занимались психофизической экспертизой восприятия православных песнопений в клинических условиях, в медицинских и психологических организация СПб с 1992 г.), становится ясно, что основу физиологического восприятия музыки составляет декасекундная составляющая сверхмедленных ритмических процессов, как управляющих процессов и головного мозга и всего организма человека. ( на этом стоит современная психофизиология, - сотни книг, тысячи статей экспериментально изучающих управляющие ритмические психофизиологические процессы).

По представлению многих физиологов: Н. П. Бехтеревой, Н. А. Аладжаловой, В. А. Илюхиной и других, в человеческом организме управляющей является сверхмедленная ритмическая система, обнаруженная в 60-х годах в головном мозге. Выявление основного звена управления психофизиологическими процессами является реакцией на энцефалографическое изучение ритмических структур. Н. П. Бехтерева подчеркивает, что: "Основным ограничением физиологического исследования мозга человека, практически начатого лишь в 30-годах XX в., был монометодический подход: попытка получить ответы на все вопросы на одном языке - волновой биоэлектрической активности мозга в диапазоне от 1 до 35- 50 колебаний в секунду, языке энцефалограммы. Энцефалограмма получила широкое распространение в неврологической и нейрохирургической клиниках, позволила уточнить место поражения мозга, проследить в мозге динамику общих изменений. Энцефалограмма оказалась малопригодной для количественной характеристики состояния мозга, для изучения структуры и функции в нем, абсолютно непригодной для познания тонких изменений, развивающихся в микроинтервалы времени и теснейшим образом связанных с характером протекающей в мозге деятельности" (.Бехтерева Н.П. Материальные, физиологические основы эмоциональной и мыслительной деятельности. В кн : Биология и медицина. М. Наука. 1985.. с. 104-105).

Здесь речь шла о не пригодности энцефалограммы, а о ограничении ее используемого диапазона, который в дальнейшем расширился, в связи новыми экспериментальными данными, в более инфранизкочастотный спектр.

Современный этап исследований управляющих медленных ритмических процессов начался с конца 50-х, начала 60-х годов, с работ К. Прибрама и Дж ван Хирдена о возможности описания "нейронного голографического процесса" в мозге. Модель предполагала два основных процесса: "пространственно организованные состояния и операции, выполняемые на фоне этих состояний с помощью импульсной передачи между нейронами" ( Прибрам К. Языки мозга, М. Прогресс. 1975 г. с. 161), причем "...такой организацией может быть механизм микроструктуры медленных потенциалов соединительных аппаратов" (там же).

Основные недостатки нейронной модели передачи информации на внешние раздражения, по моему мнению, являются традиционные представления об электрической проводимости нервных тканей, интерпретация которых ограничена временем реакции на внешнее раздражение, приблизительно 120-150 мсек. ( Иваницкий А. М. Стрелец В. В. Корсаков И. А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность, М. Наука, 1984 г. ).

Дополнительный механизм, который не учитывается в нейронных моделях до сих пор, связан с "распространением по тканям биомеханической цепи упругих или акустических волн" (..Агашин Ф. К. Биомеханика ударных движений, М. Физкультура и спорт, 1977 г.с. 56), которые программируют ответ нейронов, опережая электрический сигнал на 95 мсек. (там же,.с. 57). По-видимому, это опережение связано с изменением динамических характеристик стоячих акустических волн в соответствии с различными ингредиентами резонансных свойств человеческого тела и проявляется на поверхности, (границе тела) в виде изменения медленных потенциалов.

Следует отметить, что при воздействии всех природных звуков, «живой» музыки, реальных музыкальных инструментов, реального голоса, шумов, звуков – воздействие оказывается на все тело человека, а не только на слуховой анализатор. Если движение электрического импульса по нейронам от барабанной перепонки в слуховые отделы коры составляет несколько десятков метров в секунду, то гидравлическая акустическая волна в теле человека проходит со скоростью полтора километра в секунду. Поэтому стоячие, объемные акустические волны имеют иной механизм восприятия, чем всем знакомые бегущие акустические волны (у которых 99% звуковой энергии поглощается на поверхности кожи). Слуховое акустическое восприятие объемных стоячих волн воспринимается уже как нечто знакомое, ибо по Агашину за 95 млсек. до этого слухового восприятия объемная акустическая волна через водные структуры тела уже достигла слуховых отделок коры. К сожалению, этот аспект мало исследуется, что обедняет представление о реальном механизме воздействия звуковых волн и делает загадочным его воздействие на животных, пресмыкающихся, растения, микроорганизмы и т.д.

Под бегущими акустическими волнами я имею ввиду используемые за последний век традиционные акустические динамические системы: моно, стерео, квадро,,.. когда направленность движения акустического сигнала перпендекулярна плоскости мембраны динамической головки.. Мы же пользуемся акустическими системы стоячих объемных волн, собственной конструкции, организуя звуковое пространство за пределами акустического излучателя, со смягченным «мягким» звуком) ноу-хау). В музыкальной терапии традиционная система подачи и восприятия звука не годится, - так как она создает градиент направленности звуковой волны, звуковую плоскостную неоднородность. Человек слушает что-то направленное на него. Для того чтобы звук был не только вокруг слушаюшего человека, но и чтобы человек ( самое главное) был в звучащем сферическом поле ( не только сопереживал звук, но и жил этим звуком – гедонистическое переживание «здесь и сейчас»), для этого и необходимо использовать специальные акустические системы объемных, стоячих волн.

В 1962 г. выходит первая книга в СССР по экспериментальному анализу сверхмедленных потенциалов Н. А. Аладжаловой ( Аладжалова Н. А. Медленные электрические процессы в головном мозге, М, АН СССР, 1962 г.), а в 1979 г. ее же работа, в которой подводится некоторый итог. Идеи этого направления развернуты в работах: ( Аладжалова Н. А. Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного мозга. М, Наука, 1979 г), см. также : Илюхина В. А,, Бородкин Ю. С., Лапина И. А. Сверхмедленная управляющая система мозга и память Л, 1983 г. ;.Бехтерева Н. П., Гоголицин Ю. Л., Кропотов Ю. Д., Медведев С. В. Нейрофизиологические механизмы мышления. Л, Наука, 1985 г. ; Илюхина В. А. Нейрофизиология функциональных состояний Л, 1986 г. ; Степанова С. И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации. М, Наука, 1986 г. и др.

В предисловии к своей монографии, Н. А. Аладжалова обобщает следующие свойства "сверхмедленных ритмов"
: а) они являются спонтанными (мозговым образованиям свойственна спонтанная ритмика широкого профиля");
б) инфранизкочастотными ("инфранизкочастотная периодичность объясняется индивидуальными свойствами нейрона или их суммой, а возникает как новое качество группового объединения, как коллективная форма участия в общих задачах регуляции"), в) отражает деятельность группового объединения;
г) является общемозговым, интегрирующим, системным процессом;
д) сверхмедленная периодичность выступает как фактор функциональной динамики ( в основе которой лежит исключительная способность к гибкой координации, к развитию новых форм кооперации), т. е. отражает также механизмы, лежащие в основе трансформации функциональных состояний, переходов на новые уровни активности;
е) устойчивость, иерархичность, переходов на новые уровни активности;
ж) устойчивость, иерархичность, нелинейность, саморегуляция, саморазвитие. …

Каждому типу ритмической активности мозга соответствует свое строго определенное психофизиологическое состояние. В частности, Н. А. Аладжалова показывает, что управляет уровнями сознания медленная ритмика, так называемый "декасекундный ритм", который определяет форму изменения, структуру протекания процессов быстродействующей ритмической системы. Например, 2-4 сек. тревожное, эмоциональное напряжение, 5-10 сек. спокойное бодрствование человека; 30-40 сек., ритм впадения в дремотное состояние; ритм при переходе от осознаваемого процесса к неосознаваемому 14 сек. ( Аладжалова Н. А. Ритмическая организация психических и мозговых функций в сб: Мозг и психическая деятельность, М. Наука.1984 г. с. 103).

Управляющая ритмическая система представлена иерархией ритмических сверхмедленных ячеек, характеризующих различные уровни протекания физиологических процессов

Музыку и пение рассматривают с различных позиций. Общепринято выделять основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр; мелодия, гармония, полифония, и т. д.

Нас же будет интересовать только единственный параметр музыки – музыкальный период. (попевка, кулизма. мотив, фраза, предложение, период), неразрывно связанный с дыханием.

«Всякое дыхание да хвалит Господа» (Псалом 150).

Создатель практической методики возрождения певческого голоса В. П. Багрунов утверждает, что «Природа всегда экономна и если имеется возможность совмещения функций в одном органе, то она не создаёт ничего лишнего. И в данном случае, она не создаёт специального органа - голоса, а совмещает дыхание - важнейшую функцию жизнеобеспечения всех систем организма, с анатомическим устройством самого органа дыхания, тем самым как бы свидетельствуя об огромной важности голосовой функции и её надёжности и долговечности…. Поэтому природный звук носит протяжный, не фиксированный характер и голос не должен иметь регистровой пестроты» Владимир Павлович Багрунов см. сайт: http / bagratid.com/pn/index.php ( раздел: о методике)

Не только древние голосовые распевы, но и современная музыка состоит из единичных, законченных мелодических фраз, звучание которых, или, как говорят, «музыкальный период» может составлять 2-3-4-5-7-10-12 -…секунд.

Нами установлено, что именно древнерусские распевы (прежде всего знаменный), своим (музыкальным) периодом полнее всего отражают естественную биологическую сверхмедленную ритмику, как головного мозга, так и всего тела ( 8 - 10 - 14 секунд);

Другими словами, знаменный распев с точки зрения музыкального периода ( попевка связанная с ритмикой дыхания, на выдохе), это - психофизиологическая норма организма.

Она закреплена тысячелетним опытом христианства, и является одним из выражений отношения к Богу ( наравне, с молитвой, и сокрушенным плачем о своих грехах).

В качестве примера приведу песнь 9.ирмоса канона поющего Во Святой и Великий Четверток на утрени в последнюю неделю Великого поста: (мелодически-дыхательные интервалы даны разделительной линией / .)
«Странствия Владычня. / И безсмертныя трапезы / на горнем месте высокими умы, / вернии, приидите, насладимся, / возшедша Слова / от Слова научившиеся, // Егоже величаем»
(цитируемый источник канонизирован, - например, «Церковные песнопения Великого поста и Пасхи» с параллельным переводом на русский язык .С приложением нот. Переиздание 1911 г. .Спб. Сатис. 2000 г. с. 77. )

Если замерить секундомером мелодически-дыхательные периоды в 9 песне то длительность интервала – попевки будет около 10 сек. ( + - 1 сек.). В качестве источника меры времени служит аудиозапись «Странствия Владычня…» «Песнопения страстной седмицы обычных распевов» в исполнении иерея Андрея Воронина издана в 1997 г.( M-Records)

( Таблица № 1) Амплитудная спектрограмма знаменного распева «Странствия Владычна» в исп. иерея Андрея Воронина. )

Приведем пояснения Свт. Афанасия Александрийского (+373) о пении псалмов: “Почему псалмы поются мерным тактом и на распев?.. Господь, желая, чтобы мелодия слов была символом духовной гармонии души, назначил петь псалмы мерно и читать их на распев... Сопровождать псалмы пением означает не заботливость о благозвучии, а знак гармонического состояния душевных помыслов... Хорошо поющий настраивает свою душу и как бы из неровности приводит ее в ровность...”

Напротив, в классической музыке ( 3-5-7 сек), ( работы американских, немецких и иных хронобиологов и мои исследования…). а тем более в современной эстрадной музыке ( доли секунды- 1-2-3 сек). наблюдается сокращение «музыкального периода» до нескольких секунд и даже до долей секунды.

Немецкий хронобиолог Х. Фельц проанализировал музыкальный ритм произведений классиков. « Оказалось, что музыкальные темы у Чайковского менялись с частотой – в три секунды, у Бетховена – в пять, у Моцарта – семь. Затем он провел корреляцию между музыкальным ритмом и памятью на музыкальное произведение и биологическими ритмами организма. Ученый пришел к выводу: нам нравится и мы легко запоминаем именно те музыкальные мелодии, ритм которых в наибольшей степени соответствует нашему биологическому ритму. Таким образом, они являются как бы внутренними камертонами воспринимаемой музыки, и если они совпадают, то человек с удовольствием слушает мелодию. Такая музыка лучше и воспринимается, и запоминается» ( Мезенцев В. «Чудеса. Популярная энциклопедия» т.2.Алма-Ата.1990 г. с. 42).

Следствием сопереживания такой ( классической, инструментальной, с «музыкальным периодом» 3-5-7 секунд) ) музыки является десинхронизация ритмики психофизиологических процессов разного уровня и связанные с этим нарушения легочной, сердечно-сосудистой и других систем организма, приводящие к различного рода заболеваниям. В этом мы убедились в 80-х гг, когда, изучая воздействие инструментальной музыки, обнаружили, даже при небольшой синхронизации ритмов функциональной системы, обязательную десинхронизацию всей иерархии ритмических психофизиологических процессов

Научно доказана справедливость богословского мнения, что «звучание музыки является одновременно и победоносным сигналом успешного освоения мира и симптомом отдаления от Бога, прогрессирующего по мере завоевания мира и погружения сознания в сферу материальных представлений». ( Мартынов В. И. «Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси» М. 2000г.. с. 32 ).

Отмечу также, что усеченный музыкальный период характерный для классической музыки составляет основу и партеса. Т. е. с точки зрения иерархии сверхмедленных психофизиологических процессов, музыкальный период классической, инструментальной музыки и партеса одинаков.

Человек живущий в мире классической музыки может сопереживать и красоте партесного произведения, но чужд распевам.

И наоборот, верующий воцерковленный человек выражающий в знаменном распеве свое молитвенное отношение к Богу (а его «музыкальный период» составляет 8-10-12 сек) чужд не только партесу, но и классике, ибо их психофизиологическая основа сверхмедленной ритмической организации выражает усеченный временной период ( 2—7 сек).

Примеры «музыкального периода» знаменного распева и партеса.

Амплитудный а частотный фрагмент пения «Аз зрех Господи…» из Великого славословия (Струмского) в исполнении Бориса Христова.
Усеченный временной музыкальный период около 5 секунд. ( пример партеса)



Борис Христов «Великое славословие» (Струмского) из Всенощного Бдения».

Пример певческого голоса на первых слогах, атака - повышение амплитуды на верхней певческой форманте около 3 кгц.
В спектре эта атака не везде, что отражает повествовательность, молитвенность пения с поставленным дыханием, (пел его отец и дед в церковном хоре), но и страстность , которая связанна с усеченным музыкальным периодом, заданным исполняемым произведением.
Музыкальный период составляет около 5 секунд, что отражает партесную форму пения…
-------------------------------------------------------------------------------------
Большинство записей на компакт кассетах или СД произведений знаменного распева поется в партесном психофизиологическом времени. Т. е. когда «музыкальный период» составляет менее 7-8 секунд. Это характерно, как для теоретиков истории знаменного распева, например, регента Кутузова на его СД., так и для практиков, Валаамских исполнителей, Соловецких, Киевских ,…распевов, Распевов в наших поместных патриархиях: сербские, болгарские, грузинские,… Поэтому можно обозначить современный этап исполнения знаменного распева как поисковый, неравномерный (в душе звучит зачастую, партес, как немного усеченный временной музыкальный период, Причин этому слишком много…)

Приведу нам близкий пример возможности и проблематичности исполнения знаменного распева на кафедре знаменного распева в СПб консерватории:



«Господи сил с нами будет …» регент Татьяна Швец
амплитудный и частотный фрагмент « Всякое дыхание да хвалит Господа»


«Господи сил с нами будет…» регент Татьяна Швец.
Частотный и амплитудный спектр на первый повтор : «Хвалите…»

1. Атака амплитудная с начала слова с первой секунды, что говорит о работе на связках, а не на дыхании. Т.е. основная задача ставится на произношение слов, а не на смысл слов ( дело в том, что смысл слова связан с дыханием, и перевод внимания на смысл, т. е. молитвенность пения, автоматически удлиняет период). Для главной цели - обучения - задача полностью выполнена.

2. Голоса не «полетные», а обычные, т. к. верхняя певческая форманта в районе 3 кгц не выявлена, а в потоке общей группы гармоник и обертонов, с небольшим естественным амплитудным возвышением на 1 и 2 кгц. Что говорит о доступности каждому человеку петь знаменным распевом.

3. Временной поток представляет собой усеченный музыкальный период в 4 – 5 секунд характерный для партеса (классической музыки)., но не для знаменного распева, где околодесятисекундный ритм. ( 9,10,11 с.). Также этот период отражает страстность (суетливость, спешку )…
----------------------------------------------------------------------------------------
Се жених грядет в полуночи» (№1), регент Ирина Болдышева. ( СД - Детско-юношеский хор св. Иоанна Дамаскина Собора Владимирской иконы Божией Матери. СПб 2004г.)

Данный тропарь византийского распева имеет декасекундный период (как психофизиологическая норма), но с 5 секундным дыхательным полупериодом, как вспомогательным.



«Тако да погибнут грешницы…Мироносицы жены» ( №16) регент Ирина Болдышева. ( СД - Детско-юношеский хор св. Иоанна Дамаскина Собора Владимирской иконы Божией Матери. СПб 2004г.)

Здесь период составляет около 4 секунд, т.е. распев в партесном психофизиологическом периоде.

Анализ многих записей знаменного распева позволяет сделать выводы:

1. что все сушествующие записи предназначены только для научения. Но при этом, крайне необходимо сформировать банк эталонов знаменного распева по «музыкальному периоду» с «психофизиологической нормой организма», совпадающему с молитвенным содержанием пения, а для образцов пения требуется глубокий этап воцерковленности, веры, что выражается, прежде всего, в неспешности пения.

2. Всеобщая доступность знаменного распева православным христианам. Естественный диапазон голоса знаменного распева менее октавы позволяет любому верующему человеку ( вне зависимости от степени поврежденности своего голосового аппарата ) выражать свое молитвенное состояние распевами, сохраняя молитвенную непрерывность.

3. В дальнейшем для научения можно использовать дистантную акустическую аппаратную омегаметрию, которая позволяет на определенном расстоянии от человека диагностировать сверхмедленную ритмическую психофизиологическую активность человека и сигнализировать о различении партеса и распева - как в процессе пения, так и в процессе слушания и сопереживания. Как в целях обратной связи. Так и в целях контроля в процессе обучения.

4. Необходимо шире рекламировать, пропагандировать распевные формы пения для всеобщего доступа с точки зрения медицинской пользы, кроме возвращения к историческим истокам церковного пения. Экспертизы показали благотворность сопереживания знаменного распева для синхронизации асимметрии активности полушарий мозга, в кардиологии, и при большинстве заболеваний ( что отражено в наших публикациях).

Св. Григорий Синаит :
«Тем, кто не знает молитвы ( не испытывали ее силы и действия ), которая, по св. Иоанну Лествичнику, есть источник добродетели, напояющей, как произрастения, душевные силы наши, подобает много петь, без меры петь, всегда быть занятым разными деланиями и никогда не знать покоя от них, пока от многого притруднаго действования, вступят в состояние созерцания, обретши умную молитву, действующую внутри них». (70. с..219-220).

Для православных христиан ( в первые десятилетия своего воцерковления, ибо христианин - он всегда вначале…) не только пение, но и сопереживание ( молитвенное) услышанному православному пению как бы замещает молитву…. Поэтому мы и занимаемся исследованием не только «живых» песнопений, но и с помощью техники, в записях: на магнитных и цифровых носителях.

Из книги Владимира Синкевича «Фрактальность природной « мягкости » звука, света, тепла. Инновационная технология осуществления мягкости звука, света, тепла, видеоизображения, … в технических устройствах. Основания новой технологии в истории культуры.» СПб, Изд-во «Ступени», 2010 г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий