суббота, 25 февраля 2012 г.

Христианская медитация в вопросах и ответах.


FAQ с сайта Международного общества христианской медитации. 

Вопрос: В текстах о.Мейна и на вашем сайте часто упоминается выражение "молитвенная формула". Что это, и почему не пишется просто "молитва"? 

Ответ: о.Лоренс Фримен и о.Джон Мейн пользуются таким термином по той причине, что в преподаваемой ими духовной дисциплине идет речь о радикально простой, "нищей", интеллектуально аскетичной молитвенной практике. Многие люди привыкли к тому, что молитва должна содержать в себе огромное кол-во образов, слов и логических конструкций. Но традиция о.Мейна учит именно созерцательной и тихой молитве, в которой какая-либо словесная сложность сведена к минимуму. Иоанн Кассиан в своих "Собеседованиях"* говорит о молитвенной формуле (formula pietatis), которую должен "повторять и удерживать монах, отрешившись от всех телесных забот и беспокойств". Джон Мейн предлагает в качестве такой формулы новозаветное слово "Маранафа", подобным образом траппист Томас Китинг OCSO в духе "Облака Неведения"** советует простые и сильные молитвенные речения - Jesus, Abba, Love ("чем проще, тем ближе к делам Духа")... Поэтому вполне логично, что все они говорят о формуле, указывая на монологическую молитву, на слово или краткую фразу, которыми человек в данной ситуации молится, с которыми входит в непрестанную молитву (oratio perpetua). Формула - нечто фиксированное и неизменное. Отче Наш, Символ Веры и другие традиционные молитвы, литургические тексты - все это в буквальном смысле именно молитвенные формулы, своей постоянной формулировкой определяющие наш опыт предстояния перед Богом, общения с Ним.



* Иоанн Кассиан в произведении "Десять собеседований отцов, пребывающих в Скитской пустыне" излагает основные принципы созерцательной молитвы и предлагает молитвенную формулу "Поспеши, Боже, избавить меня; поспеши, Господи, на помощь мне".

** «Облако неведения» (The Cloud of Unknowing) - книга неизвестного английского католического мистика XIV века.

редакция wccm.org.ua

 ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вопрос: Почему говорится, что не следует размышлять над значением произносимого слова? Разве правильным будет повторять какое-то слово, в значении которого я не достаточно разобрался? 

Ответ: Такой подход к христианской медитации - это позиция не эмпирического исследования, а веры и присутствия, духовного бдения в присутствии Того, на ком сосредоточена наша вера. Это не значит, что мы не знаем значения этого слова, или не должны его учитывать. Мы конечно же знаем смысл и происхождение повторяемого слова. Но точно также, как когда мы зовем человека по имени, мы не анализируем всякий раз, что его имя происходит, допустим, из древнегреческого языка, не раздумываем о смысловых подробностях этого слова. Мы обращаемся не к имени, а к самому человеку. "Маранафа" - прекрасная и простая формула, укорененная в Писании, выражающая импульс веры, саму суть духовного поиска - эсхатологическое ожидание в настоящем, нашу личную и общинную надежду на свершение духовного роста человечества.

редакция wccm.org.ua

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вопрос: Разве можно использовать в христианской медитации какие-то формулировки, кроме Иисусовой Молитвы? 

Ответ: В истории христианского созерцания различные люди, практикующие монологическую молитву использовали в качестве формулы самые разные слова или фразы, происходящие из Писания. Так, Иоанн Кассиан в качестве молитвенной формулы рекомендовал фрагмент из псалма (Пс.69,2) - "Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне". В то же время, повторяемое большинством медитирующих христиан "Маранафа" (1 Кор. 16, 22; Откр. 22, 20) означает "Гряди, Господь". Все люди, молящиеся этим словом, естественно, знают его перевод и дорожат этим значением. Поэтому, мы предлагаем использовать как "Иисусову Молитву" так и слово "Маранафа" - это зависит от выбора человека, который начинает медитировать в нашей традиции. Есть дружественные нашему сообществу современные традиции - например движение "Центрированной молитвы" о.Томаса Китинга OCSO, в которой люди используют имя Иисуса, или простые, краткие слова, такие как "Авва".

редакция wccm.org.ua

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вопрос: Каков объект христианской медитации? Важен ли тут объект, или важен сам процесс? 

Ответ: Главный объект христианской медитации - простое присутствие Бога здесь и сейчас, в мгновении нашей жизни. Упраздняя себя, свое эго на пол часа мы делаем возможным для себя заметить это присутствие, его тонкость и повседневность. Постоянно присутствующего с нами Бога мы обычно игнорируем из-за излишнего шума, эгоцентричности, рассеяности. Поэтому, хоть это и немного парадоксально, наверное можно сказать, что важен и процесс и объект.

редакция wccm.org.ua

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вопрос: В христианской медитации, о которой говорится на вашем сайте не идет речь о размышлении, обдумывании и анализе. Это непривычно, так как кажется, что в христианстве мы всегда молимся говоря слова, представляя себе ситуации и образы. 

Ответ: Христианская медитация в традиции бенедиктинца о.Джона Мейна является разновидностью созерцательной молитвы. Существует множество форм молитвенного делания, главным образом молитва может быть дискурсивной (т.е. связанной с активным использованием мышления и воображения) и созерцательной (в которой мы погружаемся в смирение покоя и тишины, больше слушая Бога, чем говоря что-либо сами).

Если бы возможность быть с Богом ограничивалась только лишь нашими размышлениями, усилиями собственного интеллекта и воображения, можно было бы сделать вывод, что все религиозные реалии являются чем-то надуманным, плодом человеческого воображения. Но молитва является чем-то, что ведет нас всегда дальше собственных представлений, за грань наших способностей. Именно поэтому апостол Павел говорит о молитве следущее: "не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим 8,26). Мы не можем окончательно знать что такое молитва, какова она, но мы можем начать с духовных размышлений, и пойти далее туда, куда ведет нас Божье Слово, разнообразная традиция Церкви и опыт святых.

Полноценная духовная жизнь должна слагаться из различных направлений практической духовности. Мы участвуем в Таинствах, молимся в храме и дома словами, делаем это с помощью четок и молитвенного правила, поем духовные песнопения, читаем Писание и духовную литературу. И также в нашей жизни должно быть место тихой и смиренной, мистической молитве, связанной с принятием простоты того мгновения жизни, в котором мы находимся. Писание, а также опыт жизни множества святых говорит о важности измерения тишины, молчания и покоя, что чаще считается привилегией монахов. Но в наше время, которое характеризуется избытком шума, желаний и информации каждый верующий человек должен задуматься об особой форме молитвенного поста. Речь идет о внутреннем посте ума, который является основой всех прочих аскетических актов - отказа от пищи, удобств, внешних раздражителей. Если мы постараемся за день хоть немного побыть в тишине нашей внутренней молитвенной комнаты, побыть в тишине и смиренном ожидании, то возможно мы услышим в этой тишине голос Бога, который ранее всегда был заглушен нашей беспрерывной речью, а порой и нашими требованиями изменить текущую ситуацию. Мы просто сохраняем покой внешне и внутренне, держась за свое простое и краткое молитвенное слово. Делаем это день за днем, не требуя от процесса никакого никаких усложнений, разнообразия, способного стать отягощающим богатством. Такая молитва становится частью нашей повседневной духовной жизни, подпитывая своей простотой все остальные формы благочестия.

редакция wccm.org.ua

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вопрос: Вы пишете о том, что во время медитации мы не должны думать, рассуждать, что она связана только с покоем и сосредоточенностью. Но обычно считается, что христианин должен направлять свой ум на Библию, на информацию, на активное и конкретное явление, на происходящее в храме. Как медитация может быть христианской без размышлений о покаянии, о нашем месте в мире? 

Ответ: Христианская медитация - одно из измерений молитвы, ее созерцательный уровень. Практика такой формы созерцания никоим образом не отменяет всего того, что должно и так быть частью духовной жизни практикующего христианина - регулярное и осознанное участие в Исповеди и Причастии, чтение Писания и духовной литературы, духовные размышления, практика различных форм молитвы. Если при соблюдении всех этих основных ориентиров христианской духовной жизни вы также возьметесь за медитацию, она только поможет Вам углубить собственную осознанность во всех сферах жизни, и в первую очередь в духовной области. Поступая так Вы станете хорошим примером христианской практики, по которому будут судить о Вашей традиции представители других вер и светские люди. Если же кто-то хочет медитировать, но при этом не прикасается к Библии, не посещает храм, не участвует в Таинствах и Богослужении, - это проблема не медитации а фундамента веры, ее практического измерения. В такой ситуации медитация не может быть христианской. Медитация не отменяет других, дискурсивных и интеллектуальных способов молитвы, она помогает и учит быть, присутствовать здесь и сейчас, в настоящем моменте. Она очищает взгляд, который может быть направлен на что-либо, и куда он будет направлен - это вопрос образа всей нашей жизни в целом. Если Вы христианин - Ваш взгляд ищет тайну Бога, ищет Христа в окружающем мире, в других людях, в ваших ежедневных делах.

редакция wccm.org.ua

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вопрос: Каким образом христианская медитация связывает нас с тематикой Креста, христианского понимания смерти? 

Ответ: Во многих своих работах о.Мейн проводит параллель между смирением, верностью ежедневной молитвенно-медитативной дисциплине (и связанным с ней самопожертвованием, отречением от богатства речи, действий, мышления на время медитации) и Крестом. Он говорит о том, что этот опыт внутренней нищеты связывает молящегося таким путем с Распятием. А плоды медитации (по словам о. Лоренса, ссылающегося на Апостола Павла это - любовь, радость, мир, доброта, верность, мягкость, самоконтроль), которые человек получает в дар вследствии своих безмолвных 20-30 мин. в присутствии Бога сравниваются с радостью Воскресения. Конечно, можно сказать, что эти сравнения слишком тонкие. Но многие люди, сделавшие христианскую медитацию частью своей ежедневной духовности действительно ощущают эту связь. Это реальный духовный опыт, свойственный созерцательной молитве.

редакция wccm.org.ua

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вопрос: Что общего у христиан и медитации? Разве не написано: "трезвитесь и бодрствуйте"? 

Ответ: Сегодня под словом медитация могут подразумеваться сотни различных явлений - начиная с тех, что являются частью вероучения и духовной дисциплины каждой из существующих христианских конфессий, заканчивая теми явлениями, которые не имеют никакого отношения к какой-либо форме христианства. Если говорить в общем, медитацией является процесс глубокого и безраздельного сосредоточения на чем-либо - это может быть сосредоточение на тексте, образе, состоянии, на любом объекте или явлении. В православии и католицизме существуют представления о молитве, как о процессе, осуществляемом на различных уровнях. Начиная с ранних времен христианства, молитвенное делание существовало как в дискурсивной форме, так и в созерцательной. Созерцательная молитва была чаще всего популярна в кругах пустынников, монахов, так как она должна практиковаться человеком, уже хорошо углубленным в измерение Писания и традиции Церкви.

В наше время, во многих церковных сообществах созерцательная молитва возрождается различными путями. Например из католической среды происходит наше движение Христианской Медитации, экуменическое по составу, включающее христиан различных конфессий. Как раз те формы молитвы в тишине, которые практиковались в прошлом и используются сегодня в этом контексте, отвечают двум требованиям Нового Завета, приведенным в вопросе - трезвение и бодрствование. Именно созерцательная, медитативная молитва известна устремление избегнуть эмоциональной экзальтации, чрезмерной концептуализации Бога и Его присутствия. Это присутствие и является целью того типа медитативной молитвы, о котором идет речь, и который должен быть неразрывно связан со всей целостностью комплекса молитвенных, духовных практик, которые выработала Церковь за время своего существования.

редакция wccm.org.ua

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вопрос: Медитация эгоистична? 

Ответ: Именно так думала Марфа. Но Иисус сказал, что Мария сделала лучший выбор. Пример Его собственной жизни показывает, как Он умел сбалансировать периоды активного служения и время отрешения и тишины. Длительные размышления эгоистичны. Медитация – это чистая работа бескорыстия, поскольку мы уводим внимание от эго. Постепенно это становится привычкой, стилем жизни. И мы начинаем замечать, что наша молитва – это не альтернатива деятельности, а её основа. Мы обнаруживаем неразрывное взаимодействие между бытиём и деятельностью, и осознаём простой факт, что наша жизнь также хороша, как и молитва. Если второе относится к нам, то и первое тоже. Если бы медитация не приносила плоды большей любви и сострадания, то возражение было бы законным, однако, как было сказано выше, единственная истинная оценка эффективности медитации – это ответ на вопрос «как я расту в любви»?

о.Лоренс Фримен

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вопрос: В связи с этим фото возник вопрос. Принципиально ли положение тела, рук, ног? Привычной является молитва на коленях, просто сидя, стоя и т.д, но поза "сидя на подушке", "в лотосе" имеет восточный оттенок и может быть нам чужда. 

Ответ: Конечно не принципиально, о.Джон Мейн всегда говорил только о том, что необходимо находиться в состоянии телесного и умственного покоя, не сутулясь и прикрыв глаза, дабы не отвлекаться на окружающую обстановку. Отбрасывая себя в созерцательной молитве, мы должны иметь дисциплину ума, молясь нашим нищим словом и не отвлекаясь на приходящие в голову случайные мысли и образы. Также, поскольку мы телесны, нам необходима и дисциплина тела, которое в простоте своей сосредоточенности и устремленности к молитве хранит покой.

Многие католики на западе, занимающиеся христианской медитацией, останавливаются на положении тела, свойственном для кармелитов, сидя на пятках, или используя низкую деревянную скамеечку со скошенным сидением. Данное фото иллюстрирует тот факт, что молодые и среднего возраста люди в Европе, в Польше, находятся в культурно интегральной среде. Большая часть из них не привязана к культурным особенностям европейскости, в том виде, в котором она существовала до 20 века. Европейскость сегодня понимается на западе не как комплект фиксированных стандартов, характерных одному из прошедших исторических периодов, а как общий принцип социального восприятия и организации (которому свойственен культурный фьюжн). Поэтому там для людей одинаково не чужды различные культурные коды, и западные и восточные. Это связанно с тем, что сегодня Европа является местом встречи различных культур. У нас конечно ситуация иная, и это следует учитывать.
Так же не следует забывать, что позы наподобии "лотос" (скрещенные ноги, "по турецки") только сейчас ассоциируются исключительно с дальним востоком. Такие позы были свойственны и для кочевых народов ближнего востока - для арабов, древних евреев библейского времени. Такая поза в отличии от европейского сидения на стуле обусловлена еще и кочевым, пустынническим образом жизни.

редакция wccm.org.ua

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вопрос: Мантра – не христианское понятие? 

Ответ: Слово "мантра" воспринимается зачастую как термин, относящиймся исключительно к восточным религиям. Но сама по себе практика, которая подразумевается под этим словом, была свойственна также и раннему христианству. По сути медитация с мантрой - это молитвенная практика, в которой одна и та же краткая молитвенная формула повторяется в течении определенного времени. Именно такая практика существовала со времен раннего христианства и называлась монологической молитвой, она же получила развитие в исихастской традиции. Подобная духовная дисциплина была практикуема в основном в монашеской среде, тогда как в восточных религиях подобный подход был шире распространен в среде обычных людей. Именно поэтому Джон Мейн, возрождая традицию христианской созерцательной молитвы, обратился к слову мантра, потому что в тот момент оно было намного более знакомо современному человеку чем аналогичные традиционные термины из церковного языка. Оперируя этим термином он всегда учил делать основой медитации молитвенные формулы , укорененные в христианской традиции. Далее - комментарий о.Лоренса Фримена по данному вопросу:

Один из вопросов, вызывающий сомнения в том, что медитация – это христианская практика, связан с употреблением мантры – как с самим термином, так и с практикой её использования согласно традиции. На этот счет существует чёткое и обоснованное учение. Св. Иоанн Кассиан даёт ключ к мудрости христианского пустынничества в замечательных 9 и 10 Собеседованиях о молитве: нищета духа, смиренное повторение нескольких священных слов, называемых по-латыни «formula» помогают нам удерживать внимание на Господе, вместо нас самих. Классическое произведение XIV века «Облако незнания» говорит об «одном маленьком слове», которое помогает нам повернуться от отвлекающих факторов к тайне Бога. По своему прозрению, Джон Мейн назвал это слово «мантрой», чтобы соотнести эту типичную христианскую традицию с общечеловеческой мудростью. «Mantra» - это также английское слово, согласно Оксфордскому Словарю Английского Языка, несмотря на то, что оно часто используется в отношении обещаний политиков. Первоначально санскритское слово «мантра» переводится как «нечто, очищающее ум» (санскрит – это язык, из которого произошло большинство европейских языков). Оно относится к короткому стиху из Писания или священному слову, которое повторяется многократно с особым глубоким вниманием. Розарий, слова Мессы, благословения и знакомые, часто повторяемые молитвы – всё это мантры в этом смысле. И, кроме того, есть указание Иисуса, в котором он учит нас не болтать, не провозглашать длинные и сложные речи, а «зайти в потаённую комнату, и молиться не устами, а в тишине», как говорит святой Иоанн Кассиан, «искатель не слов, а сердец».

о.Лоренс Фримен

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вопрос о.Лоренсу от редактора портала Baznica.Info:Многие пугаются слова "медитация", для некоторых людей оно ассоциируется только с восточным эзотеризмом и никак не соотносится с христианской традицией. Что Вы скажете о его применении в христианском контексте? 

Ответ: Слово "медитация" - очень древнее слово в словаре христианской духовности. Традиционно молитва описывалась как процесс, включающий в себя различные элементы. Lectio - чтение Священного Писания, meditatio - пережевывание слова, с последующим пребыванием в тишине и затем contemplatio - созерцание, как дар Божий для нас. Таким образом мы можем сказать, что медитация это тот путь, которым мы готовим себя, свои сердца к дару созерцания. Существуют различные способы медитации. Мы следуем одному из древнейших методов медитации, которому учили отцы-пустынники, в особенности Иоанн Кассиан. Эта форма молитвы ведет нас к тому состоянию, которое ранние христиане называли чистой молитвой. В нем молитва становится тихой, мы оставляем позади все слова, мысли, и входим в то, что называется молитвой Духа.

Интервью о.Лоренса Фримена с Павлом Левушканом, Рига, май 2010 г.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вопрос о.Лоренсу от редактора портала Baznica.Info:Насколько корректно технологизировать, основывать молитву, медитацию на технологии? Нет ли здесь преувеличения, искажения христианского духа? 

Ответ: Учителя христианской духовности выделяют разные школы молитвы. И все они признают необходимость дисциплины в молитве. И медитация - это очень простая, хотя и не легкая дисциплина молитвы. Есть большая разница между техникой и дисциплиной. Техника это то, что мы практикуем отталкиваясь от своей собственной воли, удовлетворяя свои собственные желания. И тут в каком-то смысле наше эго контроллирует ситуацию. Вы абсолютно правы, в молитве мы не практикуем технику, потому что не существует способов контроллировать Бога. Но мы можем приготовить себя к этому дару, к благодати Духа. В дисциплине мы следуем как ученики за учителем (о.Лоренс использует игру англ. слов, discipline - дисциплина и disciple - ученик). Дисциплина - это практика, которой следует ученик, идя за Христом. Ученик, от слова учиться, является тем, кто учится, а дисциплина это то, что учит (снова указывается на игру англ. слов discipline и disciple).

Интервью о.Лоренса Фримена с Павлом Левушканом, Рига, май 2010 г.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вопрос о.Лоренсу от редактора портала Baznica.Info: Читатели наших сайтов часто спрашивают о том, какие библейские основания для медитации? 

Ответ:Принципы медитации, как мы ее практикуем, и как это делали ранние христиане мы видим в учении Иисуса Христа. В Нагорной Проповеди например он дает нам основное учение о молитве - войди в свою внутреннюю комнату, затвори дверь, и молись в этом тайном месте. И также Иисус учит примером. Мы видим как Иисус молится различными способами. Он молился в синагоге, в храме, но Он также регулярно удалялся в тихое место. Мы видим Иисуса, молящегося в Гефсиманском саду. Как говорит евангелист Матфей, Он возвращался к этой молитве с одними и теми же самыми словами. Практика молитвы с повторением слов является частью иудейской традиции. И безусловно мы ее обнаруживаем в ранне-монашеском учении. На раннем этапе христианской истории мы находим у Оригена рассуждения о имени Иисуса. И как раз это впоследствии стало в Православной традиции Иисусовой молитвой, исихазмом. Учение Иоанна Кассиана о молитве сердца, которое признается и западной и восточной церковью, является тем общим основанием. Также и в псалмах говорится "Остановитесь и познайте, что Я — Бог" (Пс 46, 10). В Книге Царств Господь является Илие не в буре, не в землятрясении, а в тихом и легком дыхании ветра. На протяжении всей Библии большой акцент уделяется необходимости тишины, как условию молитвы.

Интервью о.Лоренса Фримена с Павлом Левушканом, Рига, май 2010 г.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вопрос: Как вы соотносите практику медитации, предлагаемую о.Джоном Мейном с разными популярными формами медитации, с такими известными личностями, как Ошо, Саи Баба, Шри Чинмой? 

Ответ: Духовная практика, которой занимается наше сообщество, и которой учил о.Мейн - это прежде всего христианская медитация, одна из форм христианской созерцательной молитвы. Вышеперечисленные авторы не просто представляют другие религиозные традиции, но даже в этом смысле они не выражают позицию традиционных школ индуизма или буддизма. Многие монашеские сообщества в католической церкви ведут межрелигиозный диалог, но он прежде всего реализуется во взаимодействии с представителями основных, наиболее традиционных направлений нехристианских религий.

Духовная традиция о.Мейна объединяет вокруг медитации практикующих христиан различных конфессий. Эта практика является очень простой, ее описание изложено у нас на сайте, в разделе "Общество" . В современном информационном пространстве слово "медитация" может подразумевать какой угодно практический смысл, однако понятие "христианская медитация", используемое в контексте преподаваемой Джоном Мейном духовной дисциплины связано только с тем, что описано в официальных источниках нашего движения (сайтах и книгах). Основными моментами, которые часто поднимаются в дискуссиях, является то, что такая медитация не связана - с экстатическими состояниями; с любыми формами эмоциональной экзальтации; с достижением каких либо необычных состояний, ярких переживаний, острых чувств, “состояний благодати”; с какими-либо визуализациями. Поэтому если Вы прочитали что-то о медитации у Ошо или любого другого автора, пишущего или рассказывающего "о медитации", это не значит, что христианская медитация в традиции о.Джона Мейна OSB и другие подобные ей формы христианской созерцательной молитвы включают в себя такие черты.

редакция wccm.org.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий