суббота, 25 февраля 2012 г.

Христианская медитация


Чем является христианская медитация? На эту тему современными католическими авторами написано немало специальной литературы, которая, являясь востребованной и читаемой, раскрывает суть и предназначение созерцательной молитвенной практики в жизни современного христианина, - обращаясь и к многовековой церковной традиции, и к жизни Церкви в наше с вами время, названное II Ватиканским собором aggiornamento [1].


Если быть кратким, медитация для христианина - покой Христовый в сердце, предстояние перед Богом в обнаженном состоянии ума. Простое пребывание там, где сейчас нас животворит Бог, в том месте и времени, где Он нас являет из вечности. Это пребывание настолько же простое и естественное для человеческой души, как и сами поучения Христа, призванные вернуть нашу жизнь в измерение Божьего присутствия: "Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем" (Мф 6:34).

Об этой же простой духовной сосредоточенности бытия, воспетой в псалмах "Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя" (Пс 114:7) и названной молитвенными подвижниками Византии исихией, рассказывает опыт известного бенедиктинца, отца Джона Мейна (John Main, OSB), человека, вновь обратившего внимание современных духовных искателей на богатства христианской созерцательной молитвы. Именно незамысловатость и простота отца Мейна сделала его опыт образцом для обновления созерцательной духовной практики, ставшей столь популярной сегодня среди западных католиков, ищущих возвращения к традиции древней церкви, и желающих, как сказал Папа Иоанн Павел II, цитируя Мастера Экхарта, - "выйти за грань себя ... и позволить Богу быть Богом в нас".

Медитация для христианина - призыв к единению и цельности. Особую актуальность этот призыв приобретает в наше время, когда информационная насыщенность, обилие материальных возможностей и нарастающие темпы быта создают внешнюю иллюзию наполненности. И именно теперь каждому, кто желает беспрестанно внимать голосу живущего в нашем сердце Христа, необходимо обратить свое внимание туда, в глубину, за пределы слов и изменчивых эмоций. Отцы Церкви, как и наш Господь Иисус Христос, часто употребляли в своих духовных наставлениях слово "сердце", kardia (греч.), подразумевая под ним средоточие человеческой природы, которая в своем полном составе должна стать pnevmatikos (греч.), духовной. К примеру, Макарий Египетский [2], ученик Антония Великого [3], говорит о человеческом сердце, как о "источнике всех душевных и духовных движений", сосуде, где "Бог, и Ангелы, жизнь и царство, свет и апостолы, сокровища благодати" [4]. Христианская медитация, будучи простой и нищей молитвой, по сути является постом главного орудия современного человека – ума; ведя нас дальше нашего собственного представления о духовности, туда, где в тишине своего сердца мы сможем поститься и жить одним священным словом, одной священной фразой, ожидать Грядущего в Мир. По словам о. Мейна, медитативные упражнения, практикуемые в числе других форм молитвы и благочестия, помогут придать всей целостности духовной жизни верующего христианина более глубокий смысл, ведя человека от ума к сердцу.

Само по себе понятие “медитация” глубоко укоренено в традиции Церкви, его наиболее ранним прототипом является meditatio (лат.), означавшее для древних монахов “вглядываться в medio”, пребывать в самом центре, проникать в сердце чего-либо созерцательно рассматриваемого - к примеру фрагмента Священного Писания. Страдательное причастие от meditatio – meditari, использовавшееся блаженным Иеронимом Стридонским в качестве латинского эквивалента греческого meletan (повторять) указывает на то, что практическим методом такого проникновения являлось повторение вновь и вновь самого акта созерцания, многократное произнесение священного слова или фразы. Примеры подобных форм духовности многочисленны – это и традиция монологической молитвы, лежащая в самом основании христианского востока в образе умного делания, и древние молитвенные распевы с частым повторением Kyrie eleison (греч. - Господи, помилуй), и литании ко Христу, Деве Марии, святым. Наконец, можно увидеть основание медитативной практики в образе кругового движения ума, о котором рассказывает богословский трактат “О божественных именах” Дионисия Ареопагита [5], - тут также говорится о хранении ума в сердце, по словам Василия Великого «ум, не рассеивающийся по внешнему ... возвращается к самому себе, а через самого себя к Богу восходит».

Вот что пишет в своей книге “Внутренний свет” [6] о истории созерцательной традиции английский монах-бенедиктинец, о. Лоренс Фримен (fr. Laurence Freeman, OSB), сегодняшний руководитель Международного Общества Христианской Медитации:

“Изначально медитация была тесно связана с наукой чтения Святого Писания, передававшейся от мастера к ученику в личной традиции среди монахов, живших в пустыне. Медитировать над Писанием не значило размышлять над ним или воображать его себе – это значение пришло намного позже через формы духовности, чуждые ранним векам христианства. Медитировать над Святым Писанием означало делать его частью себя через запоминание и повторение. Чтобы удержать мысль и сердце ученика в состоянии концентрации, внимания и внутренней тишины, обязательной для молитвы, учитель давал ему отдельную фразу или стих из Библии. Согласно словам Яна Касьяна, одного из величайших учителей Запада, учителя Св.Бенедикта и Св.Фомы Аквинского, это повторение опережало всякое «богатство мысли» и вело к чистоте сердца через «нищету этого отдельного стиха».”

Переводя взгляд с прошлого, в котором запечатлены величественные подвиги многочисленных святых, через которых Церковь сообщала духовное преображение всей ойкумене, перед нами предстает современность - 20 век, так сильно заставивший повзрослеть все человечество, поставив его лицом к лицу перед огромными препятствиями, но также и перед радостями диалога культур и сокровенных взглядов, человеческой открытости и обновления в Духе. Именно это время, по мнению многих современных теологов Католической Церкви, знаменуется особым пробуждением мистической жизни, всплеском богословской мысли, а также повышенным интересом мирян к высокой духовности и религиозной философии. Карл Раннер (Karl Rahner, SJ) , один из вдохновителей II Ватиканского cобора, пророчески описывал Церковь ближайшего будущего как армию мистиков. Это прекрасно характеризует ту атмосферу, в которой скромным ирландским монахом-бенедиктинцем Джоном Мейном было положено начало делу, затронувшему через несколько десятилетий тысячи сердец христиан различных конфессий во всем мире. Мейн в возрасте 33 лет вступил в орден св. Бенедикта, изучал теологию в Риме во время II Ватиканского cобора и принял священнический сан в 1963 г. Исследуя традицию отцов-пустынников, и в особенности работы Иоанна Кассиана (ок. 360 — 435), одного из основоположников теории монашеской аскетики, о. Джон Мейн сопоставил основу христианской созерцательности, “чистой молитвы”, с общечеловеческим стремлением к медитативному поиску внутреннего Божественного присутствия. Мейном было сформулировано простое и доступное каждому мирянину созерцательное правило, которое должно было войти в круг ежедневных молитвенных обязанностей:

- найди тихое место;
- прими удобную позу, держа спину ровно;
- прикрой глаза;
- сиди спокойно;
- дыши глубоко и равномерно, будучи одновременно расслабленным и при этом бодрствуя;
- начни медленно про себя повторять молитвенную формулу, прислушиваясь к словам, повторяя их;
- продолжай повторять молитвенную формулу спокойно и с верой;
- возвращайся к повторению, если оно прервалось;
- повторяй одну и ту же молитвенную формулу в течение всей медитации день за днём.

В качестве молитвенной формулы предлагается фраза на сирийском диалекте арамейского языка “маранафа” (”Гряди, Господь”), или Иисусова молитва (“Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного”). Обычно, большинство участников общества занимаются медитацией утром и вечером, по 30 минут.

То, что в 60-х г. началось как небольшой круг единомышленников о. Джона Мейна в рамках его монастыря в Лондоне и затем в Монреале, переросло во всемирное движение, поставив своего основателя в ряд известнейших деятелей современной Католической Церкви, и в 1991 году было официально зарегистрировано Международное Общество Христианской Медитации, которое к тому времени насчитывало огромное количество локальных центров, сформированных священниками и мирянами. Один из наиболее активных и старых национальных центров расположен в Польше, христианскую медитацию там практикуют католики Варшавы, Люблина, Кракова, Катовице, Гданьска и т.д. В Люблине действует старейший центр на базе бенедиктинского монастыря. Польские а также Латвийские центры медитации многократно посещал с визитом о. Лоренс Фримен, проводивший там медитативные сессии, семинары и циклы лекций. В Украине и России христианская медитация и работы о. Джона Мейна пока мало известны, но уже существует информационный проект www.wccm.org.ua, который ведется группой украинских мирян-католиков из г. Львова. На сайте публикуются различные материалы о созерцательной духовности, есть небольшой книжный магазин, в котором периодически появляются книги разных авторов о христианской медитации и созерцательной молитве. Одна из книг, которая уже имеется в продаже - первая переведенная на русский язык работа о.Лоренса Фримена OSB "Внутренний свет. Путь христианской медитации".

После смерти о. Мейна в 1982 г. руководство обществом принял его ученик, о. Лоренс Фримен. Начиная с 1984 г., общество проводит ежегодные семинары, на которых встречаются представители центров христианской медитации практически из всех стран мира, а также приглашаются интересные гости – известные церковные теологи, представители различных мировых религий. Проводятся также локальные встречи, в основном организуемые бенедиктинцами, иезуитами и кармелитами, на которых люди собираются для обмена духовным опытом, совместной молитвы и медитации, обсуждения многочисленных работ духовных наставников общества. В последние десятилетия в Церкви возник целый ряд подобных обществ, фокусирующих внимание на созерцательно-медитативной практике, передаваемой монахами мирянам. В их числе различные францисканские и иезуитские программы: стоит отдельно отметить проект трапписта Томаса Китинга (fr. Thomas Keating, OCSO), распространяющего практику Центрированной Молитвы (www.contemplativeoutreach.org), основанную на опыте Сердечной Молитвы греческих и византийских пустынников. Новому поколению верующих, заново открывших для себя глубинный мистицизм раннехристианского пустынничества и средневекового “Облака неведения”, был необходим глоток свежего воздуха, и Церкви было что принести в бесценный дар всем тем, кто продолжает свой путь через пустыню мира к Царству Небесному.

[1] Аджорнаменто (итальян. aggiornamento – обновление) – тенденция в современном неотомизме, ориентированная на восприятие католической теологией новейших философских идей экзистенциализма, философской антропологии, герменевтики и феноменологии. Понятие введено в активное использование II Ватиканским cобором ( 1962 –1965 г.), принявшим масштабную программу адаптации неотомизма к установкам современной культуры. Теология Аджорнаменто имеет экзистенциально-антропологическую ориентацию, и являясь синтетичной, синкретичной и интегральной, описывает актуальным времени языком Божественное бытие как чистый "акт существования", порождающий многообразие форм природного и социального существования, и человеческое существование, экзистенциально выходящее за грань “посюстороннести”, устремленное к "самопревосхождению" по причине наличия в своем сознании трансцендентной истины. Данность человеческого бытия трактуется как "пребывание в мире", "мир" же выступает в качестве культурно аранжированной системы феноменов сознания, имеющих как интегрально-социальную, так и интимно-личную значимость. Внутреннецерковное, теологическое обновление Аджорнаменто привело к освежению форм и способов духовной организации и внутренней жизни мирян, позволяя Церкви обращаться к новому поколению верующих на понятном и динамично развивающемся языке, не теряя при этом ясности и аутентичности самого обращения.


[2] Макарий Великий, Макарий Египетский ( ок. 300 - 391) - святой, отшельник, автор богословских сочинений, составляющих значительную часть греческой патристики (пятьдесят бесед, семь наставлений и два послания). Основной темой работ является духовная жизнь христианина в форме аскетического уединения. В Католической церкви его память совершается 15 января.


[3] Антоний Великий (около 251- 356) - раннехристианский пустынник, основатель отшельнического монашества. Из творений до нашего времени дошли 20 речей, 7 посланий монастырям и правила жизни и увещания к монахам,своей жизнью, работами и знаменитыми изречениями Антоний сформулировал монашеский идеал, прошедший через столетия. Память этого великого святого совершается 17 января.


[4] Преподобный Макарий Египетский "Духовные беседы"


[5] Дионисий Ареопагит, Псевдо-Дионисий Ареопагит - автор «Ареопагитик» (Corpus Areopagiticum) — сборника, состоящего из четырёх трактатов и десяти писем на догматические темы. Согласно церковному преданию, Дионисий Ареопагит был учеником ап. Павла (Деян.17,34) и первым епископом г. Афины. Тексты "ареопагитического корпуса" оказали огромное влияние на церквоную философию, и главным образом на становление апофатической (отрицательной) теологии, являющейся методом выражении сущности Бога путём последовательного отрицания всех возможных его определений как несоизмеримых. Апофатический метод познания Бога считался в иудаизме единственным возможным (один из тринадцати принципов иудаизма гласит, что «Ему нет вообще никакого подобия»), Католическая церковь же наряду с апофатическим подходом, использует катафитический, утверждающий.

Дионисий Ареопагит “О божественных именах”(4:8)
“Говорят, что божественные умы движутся по окружности, когда их объединяют безначальные и бесконечные осияния Прекрасного и Добра; по прямой - когда выходят во-вне для промысла о меньших, чтобы правильно все совершить; и по спирали - когда, промышляя о меньших, продолжают неотрывно пребывать в том же положении относительно Причины тождества, Прекрасного и Добра, непрестанно двигаясь вокруг Нее по окружности”


[6] fr. Laurence Freeman OSB "Light Within. The Inner Path Of Meditation"




Комментариев нет:

Отправить комментарий